Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 21 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 21 страница






 

Начинающийся во 2-й пол. 5 в. до н. э. кризис рабовладельч. полиса приводит к резкой критике полисной религии и морали. Принципы нового мировоззрения — автономная этика обособившегося индивида и критич. отношение к мифу — выступают уже в творчестве Еврипида, поэта кризиса афин. демократии. Он отходит от нормативных образов, изображая людей, “каковы они на самом деле”, с их влечениями и страстями, с борьбой чувств и внутр. разладом. В трагедиях Еврипида показана зависимость человека от патологич. страстей (“Медея”, “Ипполит”) и внезапных порывов (“Геракл”), изображается страдание, не оправданное высшим нравств. смыслом (“Троянки”). Отход от монумент, стиля старой трагедии совершается у Еврипида в сторону патетики и по линии приближения героя к бытовому уровню (“Электра”); Еврипид часто обращается к изображению владычества Случая, заменяющего старую божеств. Справедливость. В его трагедиях широко обсуждались (часто в виде отд. сцен состязания в речах) проблемы, волновавшие греч. обществ, мысль; антич. критика называла поэта “философом на сцене”.

 

Комедия, возникшая в Сицилии (Эпихарм, 6—5 вв. до н. э.), но получившая развитие в Афинах 5 в. до н. э. (т. н. древняя аттическая комедия), ставит не менее сложные социальные и культурные вопросы, чем трагедия, но в более актуальном и даже злободневном облачении. Древняя аттич. комедия сохранила старинные карнавально-игровые формы (см. Карнавализация); афин. демократия подняла игры праздников плодородия до уровня своеобразной обществ, критики, сохранив многое во внеш. формах этих игр. В сюжетах комедии б. ч. сохраняется карнавальная схема — победа нового года над старым, сопровождаемая обжорством и разгулом. Герой, одержав в “состязании” победу, устанавливает некий фантастич. обществ, порядок — заключает для себя и своей семьи сепаратный мир во время Пелопоннесской войны, основывает птичье государство, передает власть женщинам и т. п. (с широкими возможностями для еды и любовных радостей), и пьеса заканчивается веселой процессией; карнавал превращается в пародийную утопию. Древняя аттич. комедия имеет обличит, характер, осмеивая гос. порядки, лит. и филос. новшества, а также отд. граждан; персонажей своих она, одна-ко, не индивидуализирует, а создает обобщенные карикатурные образы с использованием типичных фольклорных масок. Наиболее известные поэты древней комедии — Кратин, Евполид и Аристофан. Полностью сохранились лишь пьесы последнего — смелые и глубокие сатиры на политич. и культурную жизнь Афин кон. 5— нач. 4 вв., на агрессивную внеш. политику торгово-ремесл. слоя афин. рабовладельч. демократии (“Всадники”, “Осы”), на софистич. науку и философию (“Облака”). В комедиях “Ахарняне”, “Лисистрата” Аристофан призывал к прекращению Пелопоннесской войны.

 

Наступивший во 2-й пол. 5 в. кризис полиса получил идеологич. выражение в т. н. софистич. движении, к-рое привело к быстрому развитию прозы, достигшей высокого худож. уровня в области историографии (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), филос. диалога (Платон) и ораторского иск-ва (см. Ораторская проза). При этом греч. проза перенимает от поэзии ритмичность, обилие метафор, архитектонику предложения, искусное членение (Горгий). Достигает расцвета в 4 в. красноречие — судебное и политическое (Лисий, Демосфен), а также “парадное” (Исократ). В связи с этим возникает риторика, теория стиля и ораторской аргументации. В 4 в. в верхушечных слоях греч. общества распространялись антидемократич., даже монархич. тенденции (Исократ, Ксенофонт, Платон); отсюда — интерес к образу идеального царя-мудреца и развитие жанра морализующей биографии. Философия получает худож. оформление в жанре диалога, создателем к-рого был Сократ. Филос. диалог Платона — одно из достижений этого времени. Теория лит-ры

 

тоже становится предметом изысканий; Аристотель в трактате “О поэтах” (не сохранился) и “Поэтике” подвел итоги историч. и Теоретич. исследованиям предшествующего периода.

 

Эллинистический период. Установление в Греции макед. владычества и образование эллинистич. гос-в (нач. 3 в. до н. э.) резко изменило уклад греч. жизни. Монархич. режим, утвердившийся в эллинистич. гос-вах, и постепенный упадок греч. классич. культуры проявились в отходе от значит, обществ политич. проблем (см. Эллинистическая литература). Политич. красноречие потеряло почву. Лит-ра обращается к семейным и бытовым темам. На рубеже 4— 3 вв. развивается “новая комедия” на семейно-бытовые и любовные темы с гуманной трактовкой обществ. противоречий (Менандр и др.); сюжеты строятся по традиц. схемам (подкинутый ребенок и т. п.), но постоянные маски получают более индивидуализир. характеристику. С течением времени все виды серьезной драмы оттесняются мимом, полунатуралистическимполуфантастическим фарсом. В греко-вост. землях, особенно в сфере влияния Александрии, где господство греков не имело нар. базиса, развивается “ученая” мифол. поэзия, осн. на любовании греч. стариной. Традиц. мифология, потерявшая уже религ. значение, воспринимается теперь как культовая ценность прошлого (см. Александрийская поэзия). Гл. представитель “ученой” поэзии Каллимах — поэт и филолог, формулирующий программу школы в принципах малой формы,— создает малые жанры лирики и эпоса с учено-антикварным и любовным содержанием. Миф становится у него материалом для иронич. интимнобытового изображения. В противоположность Каллимаху Аполлоний Родосский обновляет большой эпос, вводя в него психол. анализ любви (поэма “Аргонавтика”). Жанровые картинки на мифол. темы, мимич. сценки из жизни низших слоев города, наконец, Буколическая поэзия, где пастухи выступают в качестве носителей любовной тоски, характерны для “идиллий” Феокрита. Натуралистич. характер имеют мимиамбы (сатирич. сценки) Геронда. Среди малых поэтич. форм — эпиграмма любовная, застольная, надгробная, насмешливая (Асклепиад Самосский, Каллимах). Значит, историографич. соч. не сохранились; возникали псевдоисторич. жанры: фантастич. путешествия-утопии (Евгемер, Ямбул); мифол. хроника, рационализирующая миф и превращающая его в псевдоисторич. рассказ; ареталогия — рассказ о “мощи” и “чудесах” к.-н. бога и его пророков; парад оксография — небылицы о “чудесных” явлениях природы (“благодарные животные” и т. п.). Новелла с историч. и бытовым содержанием, в течение веков остававшаяся фольклорной, получает лит. оформление (Аристид Милетский). Создаются новые формы худож.-филос. изложения с сатирич. заостренностью. Странствующие философы-проповедники вырабатывают диатрибу, своего рода лекцию-фельетон на моральные темы, где свободно чередуются стилистич. элементы разных жанров, “серьезное” и “смешное”. В сатирах сирийца Мениппа (см. “Мениппова сатирам), полуповестях-полудиалогах, проза чередовалась со стихом.

 

Римское завоевание (с сер. 2 в. до н. э. эллинистич. страны постепенно становятся рим. провинциями) углубило упадок культурной жизни Греции. Только с 1 в. н. э. положение греч. областей начало улучшаться. Верхушка греч. общества обращается к своему прошлому, и политика Рима отвечает этим архаистич. тенденциям. В лит-ре они отражаются в виде аттикизма — ориентации на язык аттич. прозы (ср. Азианизм). Историк-моралист Плутарх создает в своих “Параллельных жизнеописаниях” образы героич. деятелей греч. и рим. прошлого. Апогей греч. архаизма обусловлен культурным оживлением во 2 в. н. э., за к-рым скрывается, однако, отсутствие самостоят, творчества.

 

ГРЕЧ

 

==81

 

и 6 ЛЭС

 

Т. н. 'софистика вторая доводит до крайних пределов культ эффектного слова и бессодержат. декламации. Наряду с торжественностью етиля — покорность судьбе, мистицизм и суеверия. Острая критика этих признаков идейного упадка содержится в разностороннем творчестве Лукиана, сатира к-рого направлена и на старую мифологию, и на модные религ. течения, на философов и софистов, на разл. жанры утопия, и фантастич. беллетристики. Аттикизм и софистика содействовали дальнейшему росту эллинистич. жанров повествоват. прозы. Пассивный, страдающий герой — одна из любимых фигур этой лит-ры. Последний повествоват. жанр античности — греч. роман 1—3 вв. (преим. любовный) рисует идеальных влюбленных, остающихся верными друг другу, несмотря на удары судьбы и разные искушения (Харитон, Ксенофонт Эфесский, Ямвлих, Ахилл Татий, Лонг, Гелиодор). Мн. жанры позднегреч. лит-ры переходят в христианскую. Ареталогич. жанр находит продолжение в “евангелиях”, “деяниях апостолов”, “житиях святых” и т. п.; диатриба служит источником христ. проповеди. Др.-христ. романами являются “Деяния Павла и Феклы”, “Климентины”.

 

С 4 в. в сущности начинается византийская литература, но старые формы еще нек-рое время живут. Широкий охват действительности в ее существ, связях и создание идеала человека, хотя еще в огранич. статич. форме,— такова всемирно-историч. заслуга др.-греч. лит-ры, сыгравшей огромную роль в развитии позднейших, особенно европ., лит-р, начиная с римской (см. Римская литература). Творч. соприкосновение мировой лит-ры с древнегреческой — непосредственно или через римскую лит-ру — никогда не прекращалось. По замечанию К. Маркса, греч. иск-во и лит-ра отражают “...детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее...” (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, С. 737). И. М. Тройский.

 

И зд.: Греческая эпиграмма, [М., I960]; Поздняя греческая проза, М., 1961; Эллинские поэты, пер. В. В. Вересаева, [M., 1963J; Памятники позднего антич. ораторского и эпистолярного иск-ва II— V в., М., 1964; Памятники поздней антич. научно-худож. лит-ры II—V в., М., 1964; Памятники поздней антич. поэзии и прозы II—V в., М., 1964; Античная лирика, М., 1968; Античная драма, М., 1970; Историки Греции, М., 1976; Парнас. Антология антич. лирики, М., 1980.

 

φ Θстория греч. лит-ры, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1—3, М.—Л., 1946—60; Т? оно к и и И. М., История антич. лит-ры, 3 изд., Л., 1957; Радциг С. И., История др.-греч. лит-ры, 5 изд., [М.]. 1982; Я? χ ο Β.Η., Δраматургия Эсхила и нек-рые проблемы др.-греч. трагедии, М., 1978; е г о ж е, У истоков европ. комедии, М., 1979; Фрейденберг О. М., Миф и лит-ра древности, М., 1978; Лосев А. Ф., СонкинаГ.А.,Тах о-Г од и А. А., Антич. лит-ра, 3 изд., М., 1980 (есть библ.); Поэтика др.-греч. лит-ры, М., 1981; Le sky A., Geschichte der griechischen Literatur, 3 Aufl., Bern—Munch., 1971.

 

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (новая, или новогреческая), лит-ра греч. народа. Развивается на новогреч. яз. Складывалась в первые века после гибели Византии под воздействием традиций антич. и визант. культур, идей эпохи Возрождения и прежде всего устно-поэтич. творчества греч. народа (эпос “Дигенис Акрит”, 9—11 вв., историч. акритские песни, песни о клефтах).

 

Лит-ра в 15—17 вв. развивается на Родосе (“Сто слов о любви”, а также др. анонимные сб-ки), о-вах Додеканес (любовная лирика). На Крите появляются идиллич. анонимная поэма “Пастушка” (изд. 1627), трагедия “Эрофили” и комедия “Кацурбос” (обе — ок. 1600) Е. Хортакиса; приписываемая В. Корнаросу драма на библейскую тему “Жертва Авраама” (1635), в к-рой элементы ср.-век. поэтики сочетаются с ренессансными гуманистич. мотивами; роман в стихах “Эротокритос” Корнароса, наполненный образностью нар. поэзии. Во времена тур. ига (1453—1821) в народе были распространены переделки басен сатирич. характера, связанные со ср.-век. визант. животным эпосом (“Прелестная история

 

==82 ГРЕЧ

 

об осле, волке и лисе” и др.), обработки ср.-век. романов, повествования религ.-дидактич. и историколегендарного характера (“Повесть об Александре Македонском”).

 

В 17—18 вв. проза представлена гл. обр. нравоучит. риторикой и полемич. памфлетами, часто преследующими цель защиты православной веры. В 18 в. лит-ра на греч. яз. развивается в Константинополе: в кругах фанариотов (чиновная аристократия, находившаяся на тур. службе) создавались труды дидактич. характера, а также любовно-лирич. и назидат. поэзия. Заметное место занимает сб. стихов греч. поэтов-студентов в Италии “Цветы благочестия” (изд. в Венеции, 1708), где ощутимо влияние Позднего итал. Возрождения. Формируется мемуарная лит-ра.

 

Подъем нац.-освободит, движения на рубеже 18— 19 вв. сыграл решающую роль в формировании Г. л. Нац. проблематика, революц.-патриотич. мотивы находят отражение в творчестве революционера-демократа Р. Фереоса, А. Калвоса, А. Суцоса, А. Валаоритиса и др. Закладываются основы нац. драматургии (А. Матесис). В лит-ре находит отражение острая идейная борьба вокруг вопроса о путях историч. развития греч. нации (языковая полемика, разл. отношение к антич. наследию и нар. новогреч. традициям).

 

Качественно новый этап в Г. л. связан с Греч. нац освободит. революцией 1821—29. Дух революц. романтизма с элементами реализма отличает творчество Д. Соломоса, основоположника новогреч. лит-ры, главы ионич. школы, приверженной к нар. традициям и языку. Антимонархич. свободолюбивые настроения характерны для творчества П. Суцоса, А. Рангависа и др. поэтов-романтиков 1-й Афинской школы, ориентировавшейся на античность. Разрабатывается жанр историч. романа (Э. Роидис и др.). Нар. язык и нац. тематику утверждают К. Паламас, основатель 2-й Афинской школы, а также Е. Дросинис и др.

 

Н. Политис начал широкое изучение греч. фольклора. Оживает интерес к нар. поэзии в творчестве Л. Мавилиса, Дросиниса, И. Полемиса, А. Эфталиотиса и др. Движение за утверждение в лит-ре и иск-ве разг. языка (димотики) возглавил И. Психарис. В прозе и драматургии реализм с элементами бытописания утверждают Г. Ксенопулос, А. Пападиамандис, А. Каркавицас. Важную роль сыграл журн. “Нумас” (с 1903), вокруг к-рого группировались прогрес. лит. силы. В области лит. критики значит, вклад внесли Паламас и Ксенопулос.

 

Протест против капиталистич. действительности, критика бурж. морали, идеалы социалистич. гуманизма, воплощенные в творчестве К. Варналиса, Я. Рицоса, К. Пароритиса и др., положили начало совр. прогрес. лит-ре. Социальная тематика становится определяющей в творчестве К. Теотокиса, К. Хадзопулоса, И. Теотокаса, А. Терзакиса. Прозаики Д. Вутирас, Галатия Казандзаки, Эли Алексиу, Н. Катифорис, Т. Корнарос, М. Лундемис и др. разрабатывают тему “маленького человека” — жертвы бурж. общества. С. Миривилис и др. писатели в 20—30-х гг. вводят в лит-ру жанр антивоен. романа и повести-хроники. В поэзии преобладают пессимистич. настроения (К. Кавафис, К. Кариотакис). В нач. 30-х гг. в Г. л. ведутся интенсивные поиски новых выразит, средств. Е. Сеферис утверждает в поэзии верлибр; драматич. раздумья над судьбами греч. народа определили облик его поэзии.

 

Антифаш. лит-ра Сопротивления представлена произв. А. Сикелианоса, В. Ротаса, Ф. Ангулеса, Рицоса и мн. др. (см. Сопротивления литература). Особое место в Г. л. занимает “поэзия каторги”, создававшаяся в кон. 40-х — нач. 50-х гг. в концлагерях на о-вах Эгейского моря, после поражения демократич. сил в гражд. войне 1946—49.

 

В послевоен. годы греч. поэзию развивают Р. БумиПапа, Н. Папас, Н. Вретакос, Т. Ливадитис и др. В поэзии 2-й пол. 50-х гг. утверждается лирико-эпич. “поэма синтеза”, намечается тенденция к созданию

 

панорамной картины нац. жизни воен. и послевоен. периода (творчество О. Элитиса). Героич. и социальные мотивы характерны для послевоен. творчества крупнейшего романиста Н. Казандзакиса. Традиции антифаш. Сопротивления обогащаются новым нравств. и эстетич. опытом в прозе Я. Манглиса, Д. Хадзиса, А. Франгиаса, К. Кодзиаса, В. Василикоса и др. Развивается жанр историч. романа (Д. Фотиадис, П. Превелакис, Д. Сотириу), а также хронико-документ. жанр.

 

В годы воен. диктатуры (1967—74) мн. писатели подверглись репрессиям либо вынуждены были эмигрировать; прогрес. изд-ва и газеты были закрыты. Лит-ру антидиктаторского Сопротивления представляли Рицос, Вретакос, Элитис, Сеферис, М. Авгерис, Василикос и др. Несмотря на тяжелые условия диктатуры, борьба греч. писателей за демократич. преобразования постоянно активизировалась (коллективные сб. стихов, рассказов, лит.-критич. статей “Восемнадцать текстов”, 1970; “Новые тексты”, 1971, и др.). После 1974 мн. писатели возвращаются на родину. Возобновило свою деятельность Об-во греч. писателей (1934—67).

 

В творчестве М. Александропулоса, 3. Скароса, А. Ненедакиса и др. находят выражение перемены в самосознании широких обществ, слоев. Многоплановость худож. воссоздания действительности отличает прозу Василикоса, Э. Войску и др.

 

Новогреч. лит-ра развивается также в Республике Кипр (см. Кипрская литература).

 

Лит. периодика: Журналы “Logotechnichi epitieorici” (с 1978) и “Technike politizmose” (с 1979).

 

φ Μочос Я., Совр. греч. лит-ра. Очерки, М., 1973; Ильинская С. Б., Поэзия Сопротивления в послевоен. Греции, М., 1974; Modern Greek writers, Princeton, 1972. В. Г. Соколюк.

 

ГРОТЕСК (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот), тип худож. образности (образ, стиль, жанр), осн. на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

 

В истории и теории лит-ры в Г. видели то комич. прием, то сатирич. заострение, то акцентировали в нем смелость фантастич. образности. От всех этих и др. средств и способов худож. изобразительности Г. отличается самим типом условности — открыто и сознательно демонстрируемым: Г. создает особый гротескный мир — мир аномальный, неестественный, странный, и именно таким представляет его автор — в отличие от фантастики, основанной на допущении (временном соглашении с читателем) доверия к реальности созданного художником мира, и сатиры, нередко включающей алогизм Г. в естественный и нормальный — по видимости — порядок вещей. Эстетика Г. как бы не нуждается в логически-объективированной мотивировке: Г. свойственно резкое· смещение “форм самой жизни”, захватывающее не отд. слои, а все худож. пространство произведения. Сама форма Г. освящает вольность вымысла, обусловливает совмещение полярностей, разрушает общепринятые “застывшие” формы мышления и поведения во всех сферах бытия.

 

Г. — древний тип образности, присущий мифологии и архаике всех народов, с той, однако, разницей, что там он не был “худож. приемом”: изображение разл. химер, чудищ, кентавров вначале выражало веру в абсолютную реальность их существования. Приемы Г. присущи соч. Лукиана, комедиям Аристофана и Плавта. Став характерной формой нар. культуры, особенно карнавалов (см. Карнавализация) европ. средневековья, Г. выразил стихийно диалектич. понимание бытия народом.

 

Худож. вершина этого “гротескного реализма”— <Гаргантюа и Пантагрюэль” Ф. Рабле. Определяющие структуру образа принципы ренессансного Г.—отношение к времен и, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчлененное изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирич. смеха нового времени. Ренессансный, связанный с карнавальным мироощущением Г. выразил ощущение

 

веселой относительности и вечной “неготовности” бытия. Он был также проникнут реабилитацией плоти и демонстративным антиаскетизмом..Отзвуки такого Г.—в “Похвале глупости” Эразма Роттердамского, итал. комедии масок, в шекспировских образах шутов Фальстафа и Калибана.

 

Однако в дальнейшем, вместе с утратой традиций нар. смеховой культуры, Г. утрачивает свое стремление и способность к целостному амбивалентному выражению кардинальных противоречий бытия. Не случайно, что офиц. культура средневековья охотно прибегала к Г. для создания именно образов Дьявола и Порока: гротескный смех становится однотонно устрашающим, негативно обличительным по преимуществу.

 

Просвещение создало остросатирич. Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт). Романтики посредством Г. подчеркивали неразрешимость лежащих в основе их мировосприятия антиномий, в частности эстетического и нравственного (В. Гюго). Нем. романтики отчетливо разделяют в гротескном мире.“добро” и “зло”, разводя их до полного контраста; смех принял форму иронии и сарказма (“Крошка Цахес” и “Повелитель блох” Э, Т. А. Гофмана).

 

В реалистич. поэтике 19 в. Г. обрел последоват. и острую социальноисторич. ориентацию и конкретность. Нарастающий пафос обличения и отрицания достиг вершины в остросатирич. Г. — “История одного города” M. E. Салтыкова-Щедрина.

 

В 20 в. Г. вновь становится характерной формой иск-ва, в т.ч. ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм, сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в к-ром правит “оно” — непостижимая и бесчеловечная сила, “безусловная необходимость”, превращающая человека в марионетку; Г. пронизан “страхом жизни” и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, Дж. Барт). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве ряда крупных художников 20 в., гротескный мир к-рых в целом, однако, не исключает реалистич. начал (“Превращение” и “Процесс” Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло). “Реалистический” Г. (Г. Уэллс, К. Чапек, Б. Брехт, Дж. Хеллер), оставаясь преим. однонаправленным и острообличительным, тяготеет к филос. обсуждению внутр. духовных и социальных коллизий 20 в. В сов. лит-ре Г. получает разл. наполнение в сатирич. комедиях В. В. Маяковского (“Клоп”, “Баня”), пьесах-сказках E. Л. Шварца (“Дракон”, “Голый король”), романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, использующем традицию мениппеи.

 

Как элемент стиля, заостренный комич. прием Г. характерен для ряда комич. жанров, в т. ч. памфлета, фарса, фельетона.

 

φ έйхенбаум Б. М., Как сделана “Шинель” Гоголя, в его кн.: О прозе. Л., 1969; Луначарский А., О смехе, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; МаннЮ.В., О гротеске в лит-ре, М., 1966. ' Р. Щ.

 

ГРУЗИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра груз. народа. Развивается на груз. яз. Один из древнейших памятников грузинского фольклора — эпос “Амирани” (упоминается др.-греч. поэтом Аполлонием Родосским, 3 в. до н. э.) — груз. версия мифа о Прометее (сказание содержит мотивы похищения огня, богоборчества и приковывания героя). В средние века был создан эпос “Этериани”. К 17 в. восходит собирание разнообразных по жанрам и темам произведений нар. творчества. Образы груз. фольклора (богоборец Амирани, Абессалом и Этери, злой дух Мурман, мудрец Миндиа, понимающий язык растений и животных, богиня Дали, охотник, сражающийся с тигром, и др.) прочно вошли в лит-ру.

 

Древняя литература. 1-й пол. 5 в. датируется древнейший уцелевший памятник груз. письменности. С 5 в. развивается самобытная агиографич. беллетристика (Яков Цуртавели, Георгий Мерчули и др.), гимнография (10 в.), филос.-теологич. лит-ра (11—12 вв.). Большую науч.-филос., лит. и переводч. деятельность развивали груз. колонии-школы в Антиохии, Иерусалиме, на Афоне (в Греции). В кон. 11 в.

 

ГРОТ — ГРУЗ

 

==83

 

и в 1-й четв. 12 в., во время царствования Давида Строителя (1089—1125), Грузия объединилась в сильную феод. державу, сыгравшую значит, роль в политич. жизни переднеазиатских гос-в. 12 в. — классич. период др.-груз. светской лит-ры (анонимный роман “Висрамиани”, поэмы Чахрухадзе “Тамариани” и Шавтели “Абдул-Мессия”). В одном из шедевров мировой лит-ры — поэме “Витязь в тигровой шкуре” Шота Руставели воспел любовь, товарищество, поэзию как “отрасль мудрости”, продемонстрировал глубокое проникновение во внутр. сущность явлений и психологию человека, предвосхитил гуманистич. концепции Раннего Возрождения.

 

Тяжесть монг. ига (13—14 вв.), опустошит, нашествия персов и турок (16—18 вв.), распад централизованной монархии и внутр. феод. раздоры, междоусобицы привели к утрате гос. единства Грузии и к упадку культуры. Вместе с этим отчетливо выявляется стремление груз. народа к политич. объединению, лит-ра начинает служить делу освобождения страны от владычества завоевателей. В лит-ре 17—18 вв. особое место занимают обновившее груз. худож. прозу и лит. язык просветит, творчество Сулхан Саба Орбелиани, проникнутая гуманистич. пафосом, народная по форме поэзия Давида Гурамишвили, любовная лирика Виссариона Габашвили (Бесики).

 

Литература 19 в. Вхождение Грузии в Россию положило конец длит. периоду опустошит, нашествий, сепаратистским устремлениям мелких царств и княжеств. Однако великодержавная политика царизма вызывала все больший протест груз. народа. Представители романтизма (А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани и др.), и прежде всего Н. Бараташвили, творчество к-рого отмечено глубоким интересом к груз. истории, психологизмом, лиризмом, выражали идею неразрывности личной и нац. свободы. В его стих. “Мерани” воплотилось высокое устремление человеческого духа, вера поэта в историч. прогресс. Реализм, преобладающий в груз. лит-ре со 2-й пол. 19 в., связан с появлением комедий основоположника груз. театра Г. Эристави, антикрепостнич. прозы Д. Чонкадзе. В 60-х гг. возникло движение, ставящее целью освобождение груз. народа от социального и нац. гнета, — “тергдалеулеби” (букв. — испившие воду Терека, т. е. побывавшие в России), возглавленное группой худож. интеллигенции (И. Чавчавадзе, А. Церетели, Н. Николадзе, Г. Церетели и др.), на формирование обществ. и эстетич. идеалов к-рой решающее влияние оказали вожди рус. революц. демократии — В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Участники движения проповедовали принципы материалистич. философии и реалистич. эстетики. Центр, фигурой нац.-освободит, движения был И. Чавчавадзе, давший в своем творчестве классич. образцы критич. реализма. В историч. поэмах и лирич. шедеврах А. Церетели отразились передовые идеи его времени, свободолюбивый дух народа. Поэтом груз. крестьянства явился Р. Эристави. Высоким трагизмом, тонким пониманием основ нар. жизни и мышления отмечены повести А. Казбеги и ставившие филос.-этич. проблемы обще человеческой значимости поэмы и рассказы Важа Пшавелы.

 

Литература кон. 19—нач. 20 вв. Начало пролет, периода освободит, движения отозвалось в груз. лит-ре интенсивным развитием тем классовой борьбы и социального переустройства жизни (Э. Ниношвили, Д. Клдиашвили, Ш. Арагвиспирели, Ч. Ломтатидзе, В. Барнови и др.). Во время 1-й мировой войны 1914—18 в лит-ру вошел Г. Табидзе, выступила группа “Голубые роги” (Т. Табидзе, П. Яшвили,

 

==84 ГРУЗ

 

В. Гаприндашвили, Г. Леонидзе и др.), к-рая оказала значит, воздействие на развитие груз. поэтич. культуры. Традиции реалистич. лит-ры развивали Ш. Дадиани, Н. Лордкипанидзе и др. В годы, предшествовавшие установлению в Грузии Сов. власти, сформировалось пролет, направление груз. поэзии (С. Эули, Г. Кучишвили и др.).

 

Советская литература. Большое значение для становления новой лит-ры имела работа ставших на платформу Сов. власти писателей старшего поколения: Николадзе, Д. Клдиашвили, Арагвиспирели, Барнови, Н. Лордкипанидзе и др. Сложными путями шли к осознанию историч. миссии революции и сотрудничеству с большевиками А. Абашели, И. Гришашвили, М. Джавахишвили, Л. Киачели, К. Гамсахурдиа, Дадиани и др., первоначально входившие в крайне правую “Академическую ассоциацию”. Ориентируясь на эстетику и практику франц. символизма, выступали “Голубые роги”. Футуристич. группа “Левизна” (С. Чиковани, Д. Шенгелая, А. Белиашвили, Б. Жгенти и др.) пропагандировала нигилистич. отношение к культурному наследию, формализм, “вещизм”. Под сильным влиянием “Кузницы” находилась многочисленная группа пролет, поэтов. Преодолевая период резкого размежевания лит. групп и орг-ций, острой идеологич. борьбы, лит-ра становилась на путь консолидации лит. сил, эстетич. переориентации, худож. освоения важнейших проблем современности.

 

Достижения груз. лит-ры 20-х гг. связаны с появлением лирико-филос. книги “Эпоха” Г. Табидзе — поэта, органически сочетавшего в своем творчестве интеллектуализм и страстный лиризм, огромную филол. культуру и живую непосредственность восприятия мира, романа С. Клдиашвили “Пепел”, достоверно и тонко изображавшего судьбу “маленького человека” в эпоху грандиозных историч. сдвигов (1-я мировая война), а также с появлением романа Н. Лордкипанидзе “С тропинок на рельсы” — эпич. полотна о жизни крестьянства между двумя революциями, пьес Дадиани и П. Какабадзе.

 

30-е гг. явились для груз. лит-ры временем окончат. утверждения метода социалистич. реализма. О становлении новой социалистич. действительности, рождении новой психологии, торжестве новых идей и убеждений повествуют романы К. Лордкипанидзе (“Заря Колхиды”), Гамсахурдиа (“Похищение луны”), произв. Шенгелая, Г. Баазова, И. Лисашвили, пьесы Шаншиашвили, К. Каладзе, В. Габескирия и др. Историч. и историко-революц. тема разрабатывалась в романах Джавахишвили (“Арсен из Марабды”— эпич. повествование о борьбе груз. народа за освобождение в 19 в., персонифицировавшее в образе гл. героя лучшие черты нац. характера), Гамсахурдиа (“Десница великого мастера”— о трагич. судьбе Грузии в 10— 11 вв.), А. Кутатели (“Лицом к лицу”—о трудном пути народа к победе социалистич. революции). Интенсивно развивается лирич. поэзия: Т. Табидзе (цикл “В Армении”), Яшвили, Гаприндашвили, Гришашвили, Л. Асатиани; к вечным вопросам бытия обращается С. Чиковани в цикле “Выхожу из дома на дороги родины”. С большими эпич. произв. выступают Г. Табидзе (“Революционная Грузия”, “Акакий Церетели”), Леонидзе (“Портохала”). Значит, явлением драматургии стали социально-историч. драма С. Шаншиашвили “Арсен” и трагедия И. Вакели “Шамиль”.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 463. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия