Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 116 страница




 

С. произведения является одним из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей “мысли” писателя, его идейно-эмоц. осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. во всем его неповторимом своеобразии — это осн. сторона формы (и тем самым стиля) произв. в ее соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру С. и его конфликты необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его эстетич. значении. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлеченных сюжетных, точнее конфликтных, “схем” (А любит Б, но Б любит Вит. п.), к-рые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное воплощение.

 

На ранних этапах историч. развития эпоса его С. строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европ. эпосе возникают концентрические С., основанные на едином конфликте. В концентрич. С. эпоса и драматургии конфликт проходит через все произв. и отличается определенностью своей завязки, кульминации и развязки.

 

Только на основе анализа С. можно функционально анализировать фабулу произв. во всем сложном соотношении ее собств. сторон (см. Фабула).

 

• Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 219; Веселовс к и и А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историч. поэтика, Л., 1940; Шкловский В. Б.,О теории прозы, М.—Л., 1925; Медведев П. (Бахтин М. М.], Формальный метод в лит-ведении, Л., 1928; К о ж и н о в В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория лит-ры..., (т. 2], М., 1964; Поспелов ?.Η., Οроблемы лит. стиля, М,, 1970; Лотман Ю. М., Структура худож. текста, М., 1970; Тимофеев Л. VI., Основы теории лит-ры, М., 1971; Добин Е., Сюжет и действительность. Иск-во детали. Л., 1981. Г. Н. Поспелов.

 

СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв.— сверхреализм), авангардист, направление (см.Авангардизм), возникшее на рубеже 10—20-х гг. 20 в. во франц. лит-ре, затронувшее также живопись, скульптуру, театр и давшее ответвления в др. странах. Среди основателей С. были А. Бретон (автор “Манифеста сюрреализма”, 1924), Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, ?. Άρτο, Ρ. αитрак, Т. Тцара, художники М. Эрнст, М. Рей, X. Арп, А. Массон, X. Миро, И. Танги, С. Дали и др., кинематографисты Л. Буньюэль и др.

 

Ведя родословную от маркиза де Сада, Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру (к-рый выдвинул термин <С.>), С. был отчасти подготовлен дадаизмом. Продолжение традиций романтико-анархич. бунтарства против выхолощенных духовных ценностей бурж. цивилизации с пронизывающим их плоским рассудочным здравомыслием дополнялось в С. претензией в корне изменить привычный уклад мыслительной деятельности и даже обществ, жизни, освободив от власти интеллекта подспудные устремления в подсознании человека. Перетолкованные в таком ключе интуитивизм и особенно фрейдизм служили филос. опорой для попыток изгнать разум из худож. мышления, утвердить в творчестве хаотич. произвол подсознат. “озарений”, что сделало С. одним из крайних воплощений иррационалистич. кризиса в зап. культуре.

 

С. в лит-ре провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, “автоматическое письмо”— скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой “зрелищности” каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички, В сюрреалистич. театре (где теоретиком был А. Арто) и кинематографе “истинная реальность” также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчеркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, ошеломляюще странно состыкованных между собой.

 

Сначала в достаточно разнородный кружок сюрреалистов входил (или примыкал к нему) ряд крупных мастеров, увлеченных мятежным пылом С., накалом трагич. неприятия окружающего миропорядка, обещаниями исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, открыть “чудесное” в примелькавшейся повседневности. Но быстро обнаружившаяся в С. подмена действенной переделки обществ. уклада его преодолением в мифотворч. вымыслах, а также “отмена” в эстетике С. смысловой внятности и целостности худож. произв. привели к тому, что история С. вскоре обернулась историей разрыва с ним большинства подлинных и революционно настроенных художников. 30-е гг.— время распада лит. ядра С.; к кон. 30-х гг. верность С. сохраняли преим. доктринеры во главе с откровенно повернувшим к мистике А. Бретоном, а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность “шоковых” способов воздействия на читателя. Вместе с тем именно в 30-х гг. С. получил довольно широкое распространение и во Франции, и за ее пределами. С нач. 40-х гг. центр С. переместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дали, Танги и др.). Попытки возродить С. во Франции после 1945 оказались безуспешными, хотя приемы, выработанные им в пору расцвета, оставили известный след в словесности и вошли, помимо живописи, театра и кино, в обиход прикладного иск-ва. С. по-своему проявился также в худож. культуре Бельгии, Чехословакии, Югославии, Мексики, Японии и др. стран.

 

• Балашов H.H., Дадаизм и сюрреализм, в кв.: История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963; Андреев Л. Г., Сюрреализм, М., 1972; Писатели Франции о яит-ре. Сб. ст., М., 1978, с. 53— 62; Балашова T.B., Франц. поэзия XX в., М., 1982, с. 38—71; Nadeall M., Histoire du surrealisme. P., 1945; Passeron R., Encyclopйdie du surrйalisme. P., 1977 (есть библ.); Hozzel M., Bild und Einheitswirklichkeit im Surrealismus: Eluard u·. Breton, Fr./M., 1980. С. И. Великовский.

 

СЮЖЕ—СЮРР

 

==431

 

00.htm - glava23

 

Т

 

 

ТАБАСАРАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра табасаранцев, живущих на терр. Даг. АССР (см. Дагестана литературы). В формировании дореволюц. Т. л. большую роль играл фольклор, сильны были традиции ашугской поэзии на табасаран. и азерб. языках, поэтич. устные импровизации на обществ, и любовные темы. Письм. Т. л. 17—19 вв. развивалась на табасаран. (с использованием араб. графики), араб. и азерб. языках. При Сов. власти, после создания табасаран. письменности (на основе рус. алфавита, 1932), Т. л. получила возможность дальнейшего развития. В 30-х гг. появляются новые жанры — поэма, рассказ, пьеса. В послевоен. годы расширяются жанровые и тематич. рамки прозы и поэзии. Значит, явление в Т. л.— творчество М. Шамхалова. л. Алимова. ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto — то же самое и logos — слово), повторение одних и тех же или близких по смыслу и звуковому составу слов. В поэтич. речи, особенно в устном нар. творчестве, Т. применяется для усиления эмоц. воздействия (напр., в былине о Соловье-разбойнике: “Под Черниговом силушки черным-черно, / Черным-черно, черней ворона”). Поэты часто пользуются Т. и тавтологич. рифмами (напр., А. С. Пушкин: “Вот на берег вышли гости, / Царь Салтан зовет их в гости”). Широко употребляются нек-рые тавтологич. словосочетания в разг. речи (напр., “день-деньской”). Т.— разновидность плеоназма. Т. В. Вентцель. ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тадж. наро да. Развивается на тадж. яз. Истоки письм. Т. л. восходят к древнему устно-поэтич. нар. творчеству, нашедшему отражение в письм. памятниках, созданных на терр. совр. Ирана, Афганистана и Ср. Азии как зап., так и вост. Иран. народностями. Классич. лит-ра 9—15 вв. на яз. фарси в силу общности историч. развития тадж. и перс. народов была единой лит-рой (в совр. исследованиях ее называют перс тадж. или персоязычной лит-рой). С 16 в. гос. и религ. размежевание привело к обособлению тадж., перс., афг. и др. лит-р.

 

Фольклор. По памятникам др.-Иран. и ср.-век. перс.-тадж. письменности удается восстановить общую картину развития фольклорных традиций тадж. народа. Можно думать, что в нач. 1-го тыс. до н. э. устно-поэтич. творчество Иран. народностей (бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, саков и др.) шло по двум направлениям: космогонич. и теогонич. мифотворчества и создания героико-эпич. произведений. В древнем эпосе действуют дэвоборцы и богатыри, “культурные герои”, противостоящие силам зла и тьмы. С сер. 1-го тыс. до н. э. до сер. 1-го тыс. н. э. в нар. творчество проникают идеи равенства людей, необходимость всеобщего благосостояния под властью справедливого правителя. Появляются т. н. чома (малые стихотв. сказания), обрядовые песни, притчи, поговорки, пословицы, оды-прения (своего рода тенцоны). В 7—8 вв., когда письм. лит-ра на Иран. языках в связи с нашествием войск Араб. халифата почти прекратила существование, фольклор продолжал развиваться. В 9—10 вв. он сделался источником и стимулом возрождения и развития лит-ры. С этого времени устное нар. творчество и классич. Т. л. развивались в тесной взаимосвязи. Родоначальник поэзии на фарси Абу Абдаллах Рудаки и его современники многое черпали из нар. творчества: образы, эпич. и сказочные мотивы, отд. жанровые формы и т. д. И в дальнейшем фольклор оказывал

 

==432 ТАБА — ТАДЖ

 

известное влияние на развитие не только поэзии, но и прозы. В совр. время тадж. фольклор, сохраняя и продолжая лучшие традиции прошлого, обновился в идейно-худож. отношении. Появились произв., воспевающие революцию, Сов. власть и социалистич. преобразования на тадж. земле. Широко известно творчество нар. поэтов-хафизов Бобо Юнуса Худойдод-заде, Хикмата Ризо, Юсуфа Вафо, Саидали Вали-заде и др. Тадж. сов. фольклористика собирает и изучает образцы как дореволюц., так и совр. фольклора.

 

Древняя литература. Др.-Иран. письм. лит. традиция вплоть до 3 в. н. э. представлена древними клинописными памятниками ахеменидских царей и <sAeecTou>. В 3—9 вв. существовала т. н. пехлевийская лит-ра на яз. пехлеви (ср.-персидском), а также на других ср.-иран. языках: парфянском, согдийском, хорезмийском. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о наличии в пехлевийской лит-ре эпич. сказаний, прозаич. произв., малых форм поэзии. Выделяются худож. произв. “Калилак и Димнак”, “Хватай Намак” (один из осн. источников “Шахнаме” Фирдоуси), “Ядгар Зареран”— сказание о богатыре Зарере и его сыне, “Драхти Асурик” (“Ассирийское древо”), а также “Книга деяний Ардашира, сына Папакана” (основателя сасанидской империи).

 

После падения во 2-й пол. 7 в. империи Сасанидов началось насильств. внедрение араб. языка. В течение двух веков на терр. бывшей сасанидской империи лит-ра создавалась только на этом языке. Протест коренного населения против завоевателей нашел выражение в течении шуубизма (от араб. шу'уб — народы). Шуубитская идеология, стремившаяся к возрождению древних культурных традиций, проникла в лит-ру. Сторонники шуубизма, поэты — выходцы из местного населения — писали на араб. яз., но вносили в лит-ру др.-Иран. традиции, местные темы (аль-Хурайми, Башшар ибн Бурд и Абу Нувас). К 9 в. сложился лит. язык фарси на основе ср.-иран. говоров с араб. элементами, на к-ром родилась новая лит-ра.

 

Классическая литература. В классич. Т. л. выделяют три периода. Первый охватывает 9—15 вв., это персоязычная лит-ра, общая для иранцев и таджиков (см. также Персидская литература). Второй включает тадж. лит-ру 16—1-й пол. 19 вв., существовавшую в осн. на терр. Ср. Азии. Третий период охватывает тадж. просветит, лит-ру 2-й пол. 19 в. и лит-ру нач. 20 в. Первый период, когда новая персоязычная лит-ра развивалась особенно интенсивно, по праву считается “золотым веком” тадж. классич. поэзии. В это время происходит ее идейно-тематич. обогащение и становление осн. жанровых и худож. форм. Центром новой культуры и лит-ры стала терр. нынешней Ср. Азии и Хорасана (Вост. Иран и часть Афганистана). Столица Саманидов Бухара притягивала лучшие лит. силы своего времени во главе с Рудаки. В поэзии, прозе и филос.-дидактич. произведениях были возрождены древние нар. традиции и героич. мотивы, образы доисламских богатырей и справедливых царей, переосмысленные в свете идеологии ислама. В творчестве Рудаки, а также Абу Шакура Балхи, Абу-ль-Хасана Кисаи, Дакики проповедовались идеи гуманизма и справедливости, осуждалась тирания. В кон. 10—нач. 11 вв. Абулькасим Фирдоуси создал огромную, состоящую из 55 тыс. бейтов эпич. поэму “Шахнаме”, значение к-рой огромно для всей последующей перс. и тадж. лит-ры; она вызвала многочисл. подражания, а также целый ряд т. н. циклич. поэм (см. <Шахнаме”). После распада в кон. 10 в. гос-ва

 

Саманидов центр развития лит-ры переместился в Газни (юг совр. Афганистана)— столицу газневидских правителей, к-рые всемерно поддерживали придворнохвалебную тенденцию в поэзии. Наиболее крупными представителями лит-ры этого времени были Абулькасем Унсури, Фаррохи Систани, Менучехри, Масуд Сад Сальман.

 

К кон. 10 в. в Иран и Ср. Азию проникают суфийско-мистич. идеи, породившие соответствующую лит-ру (см. Суфийская литература). Наряду с суфизмом на лит-ру оказывали влияние и др. религ.-филос. концепции, напр. исмаилитские взгляды, получившие яркое выражение в творчестве поэта и мыслителя Насира Хосрова (см. Исмаилитская литература).

 

Для лирич. поэзии 12 в. характерно развитие и худож. усовершенствование таких жанров, как касыда и газель, к-рые, вопреки влиянию придворной поэзии, все глубже отражали социально-обществ. запросы времени. В нар. жанре рубай получила свое воплощение вольнодумно-филос. и гедонич. лирика Омара Хайяма.

 

В нач. 13 в. завоевания Чингисхана нанесли тяжелый ущерб развитию лит-ры, в первую очередь на терр. Ср. Азии, подвергшейся наиболее жестокому и опустошит, набегу. Почти на 2 столетия лит. жизнь здесь замерла. Персоязычная лит-ра продолжала развиваться в уцелевших или же мало пострадавших от нашествия областях: на севере Индии (Амир Хосров Дехлеви), на юге Ирана (Саади и его современники), в Малой Азии (Джалаледдин Руми). Эта лит-ра выполнила великую историч. миссию, сохранив и пронеся идеи гуманизма сквозь годы монг. владычества и завоеваний Тимура. В 15 в. лит. жизнь в Ср. Азии постепенно восстанавливалась. Крупным центром культурной и лит. жизни становится Герат, где во время правления последних Тимуридов были сосредоточены лит. силы не только Ср. Азии, но и др. областей Ирана и Афганистана. Во главе лит. движения стояли тадж. поэт Абдуррахман Джами и узб. поэт Алишер Навои, они выражали передовые идеи времени, способствовали взаимосвязи и взаимообогащению тадж. и узб. лит-р.

 

В 16— нач. 19 вв. Т. л. развивалась самостоятельно, выделившись из общего течения персоязычной лит-ры. Нек-рые поэты, вышедшие из среды ремесленников, отражали в своем творчестве тяжелую долю угнетенных, ратовали за справедливость, обличали социальные пороки феод. общества (Сайидо Насафи). В 17— 18 вв. она сравнительно тесно связана с персоязычной лит-рой Индии; наибольшее влияние оказал на Т. л. поэт Мирза Абдулкадир Бедиль.

 

Во 2-й пол. 19—нач. 20 вв. выделилось просветит. течение, сформировавшееся в значит, мере под влиянием прогресс, рус. культуры после присоединения Ср. Азии к России. Во главе этого течения стоял Ахмад Дониш. В идейном отношении ему были близки поэты Кори Рахматулло Возех, Шамсиддин Шахин. Просветит, лит-ра отличалась реалистич. направленностью, она обогатилась новыми поэтич. и прозаич. жанрами (реалистич. рассказ, филос.-романтич. повесть и др.) и значительно демократизировала лит. язык. В нач. 20 в. писатели Айни, Тошходжа Асири, Аджзи, продолжая лучшие традиции просветит. лит-ры 19 в., реалистически изображали социальные противоречия времени.

 

Советская литература. Окт. революция открыла новую страницу в истории тадж. лит-ры. В лит-ру пришло поколение писателей, творчество к-рых было связано с социальным преобразованием: Пайрав, Мухаммеджан Рахими, Джалол Икрами, Сухаили, Мухиддин Амин-заде. В 20-х гг. выделяется творчество революц. поэта Ирана Абулькасима Лахути, ставшего одним из зачинателей тадж. сов. поэзии. Осн. тематика поэзии этих лет связана с воспеванием революц. духа народа, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщины. В это же время появились повесть “Одина” и роман “Дохунда” Айни.

 

28 ДЭС

 

В 1934 был создан СП Тадж. ССР. В нач. 30-х гг. Т. л. пополнилась произведениями Мирзо Турсун-заде, Абдусалома Дехоти, Рахима Джалила, Хакима Карима, Мирсаида Миршакара, Сатыма Улуг-зода и др. Тадж. писатели создавали образы новых людей — строителей социалистич. общества. В лит-ре утвердился метод социалистич. реализма. В 30-х гг. зародилась тадж. драматургия: пьесы “Враг” Икрами, “Приговор” Турсун-заде, “Краснопалочники” Улуг-зода и др.

 

В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 на фронтах сражались писатели Хабиб Юсуфи, Карим, Фатех Ниязи, Боки Рахим-заде и др. В публицистич. статьях, очерках, стихах, поэмах и драмах, рассказах и фронтовых записках тадж. писатели прославляли героизм сов. людей. В годы войны были поставлены дилогия Икрами “Сердце матери” и “Дом Надира” (в соавторстве с А. Файко), драма Улуг-зода “В огне”.

 

В первое послевоен. десятилетие общесоюзное признание обретают цикл стихов Турсун-заде “Индийская баллада” и его поэма “Хасан-арбакеш”, поэмы Миршакара “Непокорный Пяндж” и “Ленин на Памире”, роман Ниязи о войне “Верность”, романы “Обновленная земля” Улуг-зода и “Шураб” Джалила, повесть Пулата Толиса “Молодость”. Выходят “Воспоминания” Айни, отразившие .историю тадж. народа на рубеже 19—20 вв.

 

В 60—70-х гг. тематич. диапазон Т. л. расширился. В поэзии широко представлена тема интернационализма (эпич. поэма Турсун-заде “От Ганга до Кремля” и др.). В прозе, наряду с произв. на совр. темы, появляются книги историч. плана: романы “Двенадцать ворот Бухары” Икрами, “Восе” Улуг-зода, повести Расула Хади-заде и др. Совершенствуют мастерство пришедшие в лит-ру в годы войны и первые послевоен. годы поэты Шукухи, Файзулло Ансори, Гаффор Мирзо, Мухиддин Фархат, прозаики фазлиддин Мухаммадиев, Хабибулло Назаров. Вступают в лит-ру Мумин Каноат, Лоик Шералиев, Гульрухсор Сафиева, Урун Кухзод, Юсуф Акобиров, Мухиддин Ходжаев, Саттор Турсун и др.

 

Расширилась начиная с 50-х гг. и тематика драматургии: жизни сов. интеллигенции поев. пьесы Миршакара “Мой город”, культурному прошлому — пьесы Улуг-зода “Рудаки” и “Великий исцелитель”, Хади-заде “Что есть счастье”, становлению Сов. власти в республике — пьесы Гани Абдулло.

 

Немалый путь прошла и тадж. детская лит-ра, начиная со стихов Айни и Лахути 20-х гг. В этой области плодотворно работают Миршакар, Бахори, Гульчехра Сулейманова и др.

 

Лит. периодвка: журн. <Садои Шарк^, лит.-худож. и обществ.-политич. журн. <Памир>, газ. “Маданияти Таджикистана.

 

Изд.: Антология тадж. поэзии, М., 1957.

 

• Брагинс ки и И. С., Из истории перс. и тадж. лит-р, М., 1972; Бертельс Е. Э., История перс.-тадж. лит-ры, М., 1960; Очерки истории тадж. сов. лит-ры, М., 1961; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970; Свод тадж. фольклора, т. 1, М., 1981; Писатели Таджикистана. [Справочник], 3 изд., Душ., 1981. Р. Хади-заде.

 

ТАЗКИРЕ (антология), одна из осн. форм ср век. литературоведения в персо- и тюркоязычных лит-рах. В Т. представлена лишь поэзия. Цитируемым произв. предшествуют краткие справки об их авторах. Распределение материала осуществляется по географич. и династийно-хронологич. принципам. Самое раннее Т.— “Сердцевина сердцевин” (“Лобаб ульальбаб”) составлено Мохаммедом Ауфи Самарканди в Сев. Индии ок. 1220 и содержит уникальные образцы раннеклассич. поэзии. Обширный трактат Доулатшаха Самарканди “Собрание поэтов” (“Тазкират ош-шоара”, 1487, Герат) изобилует ошибками. “Собрание утонченных” (“Маджалис ан-нафаис”, 1491— 1492) Алишера Навои — первое Т., ограниченное современным автору материалом; оно содержит

 

TА3K

 

==433

 

критич. пояснит, текст и трижды переводилось со староузб. яз. на фарси с дополнениями от переводчиков. Позже было создано множество Т.; наиболее полное и достоверное из Т. 19 в.—“Собрание красноречивых” (“Маджма' аль-фусаха”, литографир. изд. 1877) Резакулихана Хедаята с его же дополнением о суфийских поэтах “Луга познавших” (“Рияз аль-арифин” 1888).

 

• Болдырев ?.Η., Οерс-переводы “Маджалис ан-нафаис” Навои, <Уч. зап. ЛГУ”, 19S2, № 128, в. 3; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш,, М,, 1970.

 

Л. Н. Болдырев.

 

ТАИЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, лит-ра Таиланд. народа, преим. тайцев, на тайском (сиамском) яз. Первые памятники тайской словесности относятся к кон. 13— нач. 14 вв. Становление и развитие Т. л. до кон. 19 в. проходило под сильным влиянием индийской лит-ры, что было обусловлено определяющей ролью буддизма в жизни страны. Ср.-век. классич. лит-ра носила гл. обр. апологетико-религ. характер: эпич. поэма “Великая жизнь” (1482) — непременный атрибут тайской религ. литургии, поэма неизв. автора на историч. тему “Поражение юанов” (15 в.) и др. Большое развитие получила поэзия, в к-рой выделяется анонимная эпич. поэма “Прало” (15— 16 вв.). Заметное место занимали обрамленные повести: составленные в монастырях сб-ки “50 джатак”, “Книга птиц”·, “Двенадцать углов” и др., а также “Рамаяна” (в тайской версии “Рамакиян”).

 

В кон. 18 в. лит-ра постепенно переходит от религ. тематики к светской. Первые произв. в прозе — переводные историч. романы “Рачатират” (1785) и “Троецарствие” (1802). В 19 в. выделяется лиро-эпич. поэма “Кун Чанг и Кун Пэн” и феерич. поэма-сказка “Пра Апаймани” Сунтона Пу.

 

В 20—30-е гг. 20 в. Т. л. окончательно приобретает светский характер; утверждается реализм, начало к-рому положили Сибурапа, Акат Дамкенг, Малай Чупинит и др. Осн. место в совр. Т. л. заняла проза. Для предст. бурж.-консерват. направления характерно увлечение психол. конфликтами, идеализация действительности (романы и рассказы об “образцовом” таиландце писательницы Докмайсот, социально-бытовые романы Малай Чупинита и др.). Жизнь народа нашла отражение в творчестве писателей-реа листов: Сибурапы, Манат Тьянрайонга, Ачин Панчапана и др.

 

И з д.: Кун Чанг и Кун Пэн. Пересказ Прем Чайя, М., 1959; Серебряный ключ. Тайские сказки, М., 1963; Ассигнация в сто батов. Новеллы писателей Таиланда, М., 1968.

 

φ Κорне в В., Лит-ра Таиланда, М., 1971; S с h w e i sguth P., Etude sur la litterature Siamoise, P., 1951.

 

Л. H. Mopes.

 

ТАКТОВИК, один из видов рус. тонического стихосложения: стих, в к-ром объем безударных интервалов между иктами колеблется в диапазоне трех вариантов: 1—2—3 слога (реже 0—1—2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге. Т. о., Т. занимает промежуточное место между более строгим дольником и более свободным акцентным стихом. Пример 4—3-иктного Т. (из В. А. Луговского): Такая была ночь, что ни ветер гулевой, Ни русская старуха-земля

 

Не знали, что поделать с тяжелой головой, Золотой головой Кремля.

 

Стих, близкий к Т., встречается в нар. поэзии и ее лит. имитациях (“Песни западных славян” А. С. Пушкина); сознат. разработка его в рус. лирике начинается с 1900-х гг.; окончательно он складывается в 1920-х гг., но широкого распространения все же не получает. Встречаются и иные понимания термина “Т.”, определяющие его как стих, допускающий особую манеру декламации.

 

• КвятковскийА,, Поэтич. словарь, М., 1966; Г а сна ров М.. Совр. рус. стих, М., 1974, с. 294—371. М. Л. Гаспаров.

 

==434 ТАИЛ — TATА

 

“ТАЛЛИН”, лит.-худож. и обществ, -политич'. журнал. Орган СП и Мин-ва культуры Эст. ССР. Изд. в Таллине на рус. яз. с 1978, шесть раз в год.

 

ТАМИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Индийская новая литература.

 

ТАНЗАНИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Танзании. Развивается на суахили и англ. языках. История лит-ры на суахили восходит к нач. 18 в; Первый из дошедших до нас текстов —“Утенди Харекали” (между 1711 и 1728). Классич. лит-ра (18— нач. 20 вв.) развивалась гл. обр. в русле поэзии, испытавшей сильное влияние ислама. Ее осн. жанры — историч., дидактич. и филос. поэмы, любовная и политич. лирика. Выработались канонизированные поэтич. формы; утенди (стихи эпич. и дидактич. содержания), магази (рассказ о подвигах пророка и его сподвижни ков) и машаири (любовные или политич. стихи). Крупнейший писатель совр. лит-ры — Р. Шаабан, автор филос., социальных и лит. эссе, публицистич. произведений. На суахили выпускаются книги научно-популярного и утилитарно-прикладного характера. Большую роль в становлении Т. л. играют переводы мировой, в т. ч. рус. (Л. Н. Толстой) классики на суахили.

 

Англоязычной Т. л., существующей с нач. 60-х гг. 20 в., свойственна остросоциальная проблематика. В поэзии преобладает гражд. лирика, к-рой присущ обличит, пафос. Наиболее известные писатели — П. П. Паланьго, Г. Калимугого. Осн. жанры — рассказ, роман. e. я. Суровцев. ТАНКА, древнейший жанр япон. поэзии: нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+74-5+ +74-7). Традиц. тематика — любовь, разлука, странствия, времена года. Т. изобилуют тропами, игрой слов, нередко создающей 2-й семантич. ряд. Наиболее ранние Т. записаны в 8 в., период расцвета относится к 10—13 вв. и связан с деятельностью придворного Ведомства япон. поэзии, проведением поэтич. состязаний и составлением офиц. антологий (к концу периода мн. поэтич. приемы формализовались). Новое оживление — кон. 19— нач. 20 вв., когда Т. наполнились социальной тематикой (Исикава Такубоку).

 

Изд.: Япон. пятистишия, М., 1971; Манъёсю, т. 1—3, M., 1971—72. В. Н. Горегляд.

 

“ТАРАС НА ПАРНАСЕ”, анонимный белорус, лит. памятник. См. в ст. Белорусская литература.

ТАРДЖИБАНД, см. Таркиббанд.

ТАРКИББАНД, строфич. форма в поэзии народов Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юж. Азии. Строфу Т. образует определенное для данного стих. число бейтов с монорифмой (схема аа, Ьа, са...), заканчивается же строфа бейтом с парной рифмой. След. строфа пишется на новую рифму, но завершающее ее двустишие повторяет парную рифму первой строфы и т. д. Частным случаем Т. является тарджибанд, где в конце каждой строфы повторяется не только рифмовка завершающего бейта первой строфы, но и весь этот бейт, к-рый именуется “связывающим” (бейти васила) и должен перекликаться со всей строфой по смыслу. Именно тарджибанд был широко популярен в перс. поэзии начиная с 10—11 вв., а в нач. 20 в. стал распространенной формой гражд. лирики.

 

φ Αертельс E. Э., История перс.-тадж. лит-ры, М., 1960; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки. пер. с чеш., М., 1970.

 

ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тат. народа. Развивается на тат. яз. Истоки письм. Т. л. относятся к раннему средневековью. Известны произв. 13— 16 вв.: любовно-романтич. поэма Кул Гали “Юсуф и Зулейха”, религ.-этич. стихотворное соч. “Кисекбаш”, дидактич. соч. “Наставление праведникам” неизвестных авторов, поэма “Хосров и Ширин” Кутба, религ.-дидактич. произв. “Дорога в рай” М. Булгари. В поэмах Мухаммедьяра (16 в.) появляется социально-историч. подтекст, звучит тревога за судьбу народа. Присоединение Казанского ханства к России в 1552 знаменует начало нового периода в истории татар Поволжья. В лит-ре по-прежнему преобладают

 

религ.-дидактич. жанры, идеи суфизма (см. Суфийская литература), в то же время в поэмах и стихах Утыза Имяни, Ш. Заки, Мавля Кулы, Гали Чокрыя заметное место занимает светская тематика. Из поэтов 1-й пол. 19 в. выделяется Г. Кандалый, стоящий у истоков тат. реалистич. поэзии. Рационалистич. мировоззрение все шире противостоит мусульм. схоластике. Большое значение для развития тат. культуры имело открытие в нач. 19 в. Казанского ун-та и Азиатской типографии. Началось изучение этнографии и фольклора. Нар. песни и байты (“Песня про Пугачева”, “Байт о войне с французами” и др.) отразили общность антикрепостнич. и патриотич. устремлений тат. и рус. народов. Т. л. 19 в. испытывает заметное влияние рус. лит-ры. Самым значит, явлением в Т. л. 19 в. стало демократич. просветительство, к-рое возглавил первый типичный представитель разночинной нац. интеллигенции К. Насыри, призывавший в своих лит.-критич. и научно-педагогич. трудах к приобщению тат. культуры к рус. и мировой культуре. Деятельность Насыри оказала громадное влияние на формирование нац. самосознания тат. интеллигенции. Писатели-просветители в последней четв. 19 в. создают реалистич. рассказы, романы и драмы, в к-рых положит, герои посвящают себя идеалам прогресса нации и противостоят ревнителям патриархальных устоев. Просветит, идеи выразились в творчестве поэтов М. Акмуллы, Я. Емельянова. Несмотря на нек-рый нормативизм просветит, лит-ры, ее лучшие черты были развиты новым поколением писателей, утвердившим в Т. л. критич. реализм.

 

После Революции 1905—07 активно развивается критич. и революц. публицистика, выходят первые тат. газеты и журналы в Казани, Уфе, Уральске, Астрахани и Оренбурге. Под влиянием рус. лит-ры складываются концепции критич. реализма. Общенар. демократич. движение отражается в творчестве Г. Камала, Ф. Амирхана, М. Гафури, Ш. Камала, Г. Ибрагимова и др. Новый революц. подъем вызвал прилив демократич. сил в лит-ру. Драматурги М. Файзи, К. Тинчурин заложили основы нац. театра. Жизнеутверждающий пафос, призыв к борьбе звучат в стихотворениях и поэмах Г. Тукая. Зарождение пролет, лит-ры и тема человека труда связаны с именами Г. Кулахметова, Ш. Камала.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 283. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия