ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 120 страница
Структурная поэтика стремится описать любые контекстуальные преобразования слова (или словосочетания) в его звучании, значении и синтаксич. позиции. “Семантика” Т. фиксируется в базисном тропеич. “словаре”, “синтактику” Т. определяют типы “разрешенных” сочетаний его единиц и их синтаксич. позиций, “прагматика” Т. характеризует их как элементы социально-идеологич. оценок. Единообразное описание функций Т. и фигур позволяет перейти от эмпирич. этапа в их исследовании к построению совр. теории и истории этих способов худож. мышления. Семиотич. подход к иск-ву (см. Семиотика), ценный единым охватом разл. его видов, приводит нередко к стихийному расширению значений у ряда
и без того нестрогих терминов-Т., напр. к переносу понятий “метафора” и “метонимия” в область кино. Тем самым, однако, “теория Т. и фигур” в ее филологическом аспекте приобретает существ, роль для всего искусствознания.
φ Οотебня A.A., Эстетика ли Ш., Франц. стилистика, пер.
поэтика. M., 1976; Бал с франц.. M., 1961; Б е-
лый А., Символизм, М., 1910; Томашевский Б. В., Стилис тика и стихосложение, Л., 1939; Квятковский А., Поэтич. словарь, М., 1966; Словарь литературоведч. терминов, М., 1974; Скребнев Ю. М-, Очерк теории стилистики. Г., 1975; Кожевникова H.A., Об обратимости тропов, в сб.: Лингвистика и поэтика, М., 1979; Ковалев В. П., Языковые выразит, средства рус. худож. прозы. К., 1981; Todorov Tz., Tropes et figures, в сб.; То honor R. Jakobson..., t. 3, The Hague, 1967; Bon heim H., Bringing classical rhetoric up-to-date, -“Semiotica”, 1975, v. 13, N 4. См. также лит. при ст. Фигуры стилистические.
В. П. Григорьев.
ТРОХЕЙ (греч. trochaios, букв. — бегущий), то же, что и хорей.
ТРУБАДУРЫ (франц., ед. ч. troubadour, от прованс. trobar — находить, слагать стихи), ср.-век. прованс. поэты-певцы 11—13 вв. Поэзия Т. сложилась в Провансе при дворах феод. знати. Культ “прекрасной дамы” и воспевание облагораживающей силы куртуазной любви — все это придавало творчеству Т. светский характер. При своем возникновении лирика Т. испытывала влияние фольклора, поэзии на лат. яз. и арабо-андалусской поэзии. Творчество Т. отличается изысканностью форм, сложным построением.строф и рифмовки, музыкальностью. В дошедших до нас текстах насчитывается св. 900 размеров. Т. уделяли большое внимание поэтич. мастерству, что нашло отражение в споре сторонников манер “ясной” (“trobar leu”) и “замкнутой” (“trobar dus”). Среди Т. выделяются Гильом. IX — герцог Аквитанский, Джауфре Рюдель, Маркабрю, Рембаут Оранжский, Гираут де Борнейль, Бертран де Борн, Арнаут Даниель, Гираут Рикьер, Пеире Карденаль. Лирика Т. оказала влияние на поэзию труверов, миннезингеров и поэтов “сладостного нового стиля” (“Дольче стиль нг/ово”) в Италии, на любовную лирику Возрождения.
И з д. и лит.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов, М., 1974; Me ила? Μ. Α., Язык трубадуров, М., 1975; Песни трубадуров, пер. со старопрованс. яз., М., 1979.
В. С. Лозовецкий.
ТРУВЕРЫ (франц., ед. ч. trouvere, от trouver — на ходить, придумывать, сочинять), франц. поэты-певцы 12—13 вв. Творчество Т. сложилось на С. Франции (гл. обр. в Пикардии) при дворах феод. знати. Поэзия их испытала влияние прованс. трубадуров и культивировала сходные жанры (см. Провансальская литература). Виднейшие Т. — Готье д'Аррас, Кретьен де Труа, Жан Бодель, англо-нормандская поэтесса Мария Французская.
“ТРУДОЛЮБИВАЯ ПЧЕЛА”, первый рус. частный лит. журнал. Изд. в 1759 в Петербурге А. П. Сумароковым. Кроме его статей, сатирич. очерков, стихов, печатал переводы и произв. Г. В. Козицкого, А. О. Аблесимова и др.
“ТРУТЕНЬ”, рус. сатирич. еженед. журнал. Изд. в Петербурге с мая 1769 по апр. 1770 H. И. Новиковым. Вел полемику с журн. “Всякая всячинам, в частности — о роли сатиры, ее типах (предпочтение отдавалось гражд. сатире). Мн. статьи затрагивали злободневные обществ, проблемы, в т. ч. вопрос о положении крепостных крестьян. Большинство соч. печаталось анонимно; отд. статьи исследователи приписывают Новикову и Д. И. Фонвизину. Был закрыт пр-вом.
φ ΜакогоненкоГ.П., Н. Новиков и рус. просвещение XVIII в., М.—Л., 1952.
ТУВИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тув. народа. Развивается на тув.яз. Возникла после создания нац. письменности (1930). Письменной Т. л. предшествовал богатый фольклор. Первые произв. лит-ры — результат коллективного творчества. В нач. 30-х гг. появились нац. поэты, прозаики, драматурги, отражающие в своих произв. прошлое и настоящее тув. народа. Т. л. использует опыт и традиции рус. и сов. лит-ры. В числе известных писателей — О. Саган-оол, С. Сарыг-оол, С. Тока.
φ Οисатели Тувы. [Биобиблиографич. справочник], Кызыл, 1970. И. Евлахова.
ТУНИССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тунис. народа. Развивается на араб. яз. (с 1950-х гг.— отчасти на франц. яз.). Письменность и лит-ра существовали в Тунисе еще в 1-м тыс. до н.э. на пуническом (финикийском) языке; в период рим. господства нек-рые деятели мировой лит-ры (Апулей, Августин Блаженный и др.) были выходцами из Сев. Африки.
Ср.-век. Т. л., в к-рой представлены все жанры классич. араб. лит-ры (см. Арабская литература), была связующим звеном между культурами мусульм. Востока и мусульм. Сев. Африки и Испании. Черты самобытности появились в ней в 10—11 вв. в творчестве поэтов-панегиристов Ибн Хани аль-Андалуси и Али ат-Туниси, поэтов и прозаиков гедонич. направления Ибрахима аль-Хусри, Ибрахима ар-Ракика, Абд аль-Азиза ат-Тарифи, поэтов и филологов Ибн Рашика, Ибн Шарафа аль-Кайравани, труды к-рых вошли в число осн. ср.-век. араб. поэтик. С 13 в. Тунис стал осн. хранителем андалусских лит. традиций. В 12—14 вв. на фоне упадка классич. араб. поэзии преобладали прозаич. жанры, гл. обр. религ. и филос. дидактики, связанные с наследием Абу-ль-Ала аль-Маарри. На 2-ю пол. 14 в. приходится творчество магрибинского мыслителя Ибн Хальдуна и шейха ан-Нафзауи. В 15 в. возникли богатая житийная лит-ра суфийского толка (см. Суфийская литература) и лит-ра по истории городов, оказавшие влияние на формирование прозы Туниса 20 в. В 18 в. наблюдается нек-рое оживление придворной панегирич. поэзии, существовавшей до кон. 19 в.
С 15—16 вв. развивается нар. лит-ра на тунис. диалекте араб. языка, в к-рой преобладают стихотв. жанры и доныне сильны традиции др.-араб. бедуинской поэзии; влияние андалусской поэзии (с 15 в.) сказалось исключительно в песенном фольклоре Сев. Туниса. В 19—20 вв. в творчестве городских нар. поэтов (Л. Нажжар, А. аль-Баргуси и др.) звучат мотивы нац.-освободит, борьбы.
Основы совр. Т. л. были заложены во 2-й пол. 19 в. Идеологами преодоления социально-политич. и культурной отсталости Туниса были М. Кабаду и Хайраддин ат-Туниси, соч. к-рого “Наипрямейший путь к познанию состояний государств” опирается как на социологич. учение Ибн Хальдуна, так и на наследие франц. Просвещения. Новые идейные запросы и худож. вкусы, формированию к-рых способствовало развитие светского образования и прессы, появились в творчестве прозаиков, работавших в неклассич. жанрах — историч. биографии и описания путешествий (М. Байрам, М. Снуси), филос. повести (С. Свиси).
К 1920—30-м гг. относится новаторское творчество поэта А. аш-Шабби, принесшего в араб. поэзию идеалы романтизма, новеллиста А. ад-Дуажи, в произв. к-рого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистич. стиля, и провозвестника социалистич. идей в Тунисе публициста Т. аль-Хаддада. В обстановке обществ.-политич. подъема 2-й пол. 30-х гг. и становления демократич. культуры было создано наиболее известное произв. Т. л. сер. 20 в.— филос. пьеса М. аль-Месади “Плотина”, в к-рой символич. осмысление борьбы за нац. освобождение и социальный прогресс опирается на раннесуфийские концепции мистич. пути, что привело автора к идеям, близким франц. экзистенциализму.
В отличие от лит-р Алжира и Марокко, в Т. л. франкоязычная проза, давшая в 50-х гг. первые образцы совр. тунис. романа (А. Мемми, “Соляной столп” и “Агарь”), не получила большого развития. Становление нац. романа связано с именами Б. Храйефа (“Банкротство”, “Барг аль-Лил”, “Гроздь фиников”), идеализирующего нац. прошлое и простонародный быт, и М. Ларуси аль-Мутви (“Горькая ягода тута”), обращающегося к тематике нац.-освободит.
ТРУБ — ТУНИ
==447
борьбы. В 1960-х гг. в Т. л. вступила плеяда писателей прогрес. ориентации, пишущих на двух языках: как прозаики и драматурги — по-арабски, как поэты — по-французски (М. аль-Фарси, С. Гермади и др.). В их поэзии сильно влияние франц. символизма и поэзии франц. Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся проблемы социально-политич. и культурного развития Туниса, осмысляемые как проблемы •“третьего мира”. В кон. 60-х — 70-е гг. выступили молодые прозаики и драматурги, группировавшиеся вокруг Клуба новеллы (осн. в 1966) и журн. “Аль-Кысас” (с 1966): И. Медани, М. С. Джабри, М. ат-Тунси, X. Наср и др.; их произв. отличают интенсивные идейные и стилевые искания, широкие заимствования как из традиц. арабской, так и из совр. европ. культуры. В 1970 основан СП Туниса.
Лит. периодика: жури. <аль-фикр> <с 1955).
Изд.: Поэзия Африки, М., 1973, с. 544—51.
Лит.'. Пантучек С., Тунисская лит-ра, М.. 1969;? ρ ξжоги на C.B., Лит-ра Марокко а Туниса, М., 1968; ее же, Магриб. Франкоязычные писатели 60—70-х гг., М., 1980; Лит-ры Африки, М., 1979, с. 109—23. М. С. Киктев.
ТУРЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тур. народа. Развивается на тур. яз. Древнейшие произв. тур. фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека (напр., памятники героич. эпоса — цикл ^Огуз-иаме^). Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда (см. •“Китаби деде Коркуд”·). Более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы (см. ^Кер-оглы,*·). Значит. место занимают романтич. рассказы хикяе, произв. т. н. лубочнай лит-ры, сказки, басни, анекдоты (в т. ч. о Ходже Насреддине). Нар. поэзия представлена песенными жанрами (тюркю, мани, кошма, ташлама).
Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульм. культуру. В гос-ве Сельджукидов Рума (11—14 вв.) араб. язык был языком религии и науки, а персидский — языком придворной поэзии. Первые точно датированные произв. письм. лит-ры, созданной в М. Азии на тур. яз., относятся к сер. 13 в. Произв. ранней тюркоязычной, или т. н. староанатолийской, лит-ры (сер. 13— сер. 15 вв.) носили суфийский характер (см. Суфийская литература). Появление тур. стихов вызвало борьбу двух систем стихосложения: силлабич. и силлабо-тонич., свойственной тюркской устной нар. поэзии, и арабо-перс. метрич. системы аруз, господствовавшей затем в тур. поэзии шесть веков. Вместе с арузом тюрки заимствовали и др. араб. и перс. поэтич. формы: месневи, касыда, газель.
Т. л. развивалась под сильным влиянием суфизма. Виднейший представитель суфийской поэзии в М. Азии — персоязычный поэт 13 в. Джалаледдин Руми (выходец из Ср. Азии) создавал свои стихи и на тур. яз.; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед, стихи к-рого явились первой точно датированной (1301) попыткой создания и записи стихов на тур. яз. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре. Первое значит, произв. на тур. яз.— поэма-месневи “Книга скитальца” суфия Ашик-паши.
На рубеже 14—15 вв. в тур. поэзии появляются романтич. месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преим. на сюжеты из “Пятерицы” Низами Гянджеви: “Искендер-наме” Ахмеди, “Хосров и Ширин” Юсуфа Синана Шейхи и др. (см. Хамсе).
В сер. 15 в. наступает т. н. классич. период развития тур. поэзии, продолжавшийся до нач. 17 в. Язык произведений был насыщен арабо-перс. лексикой. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, к-рым не удавалось найти покровителя при дворе, с трудом
==448 ТУРЕ
добывали средства к существованию. Таким был Хамди Челеби, автор первой “Пятерицы” на тур. яз. Крупнейшие поэты стремились в рамках поэтич. традиций ср.-век. лит-ры Бл. Востока отразить совр. им жизнь: Ахмет-паша, Неджати, Махмуд Бакы, поэтесса Михри Хатун.
17 век в истории Т. л. называют веком сатиры: наметившийся упадок Османской империи, состояние экономич., политич. и социальной жизни страны предопределили и характер лит-ры. Пороки общества, гнет и насилие осуждали в своих сатирич. произв. поэты, к-рых часто ждала крутая расправа власть имущих (напр., сатирик Омер Нефи был задушен). В месневи Юсуфа Наби “Хайрие” содержится критика духовенства, судей и пашей. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит. Новое направление в лит-ре, противостоящее панегирич. поэзии, оказало влияние даже на творчество типичного представителя придворной поэзии Ахмета Недима, создавшего новую форму шаркы в подражание тур. нар. песням.
В 18 в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Галиба (поэма “Красота и любовь”). В нач. 19 в. тур. поэзия находилась в застойном положении. Лит-ра, получившая развитие после танзиматских реформ (с 1839 до нач. 70-х гг. 19 в.) и традиционно именуемая лит-рой Танзимата, приобретает просветит, характер. Обостряется интерес к социальной проблематике: в центре мн. произв.— проблемы личности и общества, личности и народа. В духе просветит, идей трактуются женская и антиклерикальная темы. С кон. 50-х — нач. 60-х гг. появляются переводы произв. франц. писателей, в том числе сочинения Ж. Ж. Руссо, Вольтера, Ламартина, Мольера (Ахмет Вефик-паша). Важную роль приобретает публицистика. Возникают и выступают на 1-й план новые для Т. л. жанры драматургии и худож. прозы. Лит-ра этого времени осуждала деспотические феод.-мусульм. традиции. Крупнейшие представители лит-ры Просвещения: Ибрахим Шинаси, поэт, пропагандист франц. лит-ры, создавший первую в Т. л. оригинальную авт. Комедию “Женитьба поэта”, собиратель тур. фольклора; Намык Кемаль, автор патриотич. и социально-бытовых пьес, а также первого нравоучит. и первого историч. романов; Шемсеттин Сами, прозаик, драматург и лексикограф; Ахмет Мидхат, основоположник жанра новеллы. Эти писатели реформировали тур. лит. язык, приближая его к народному. Во 2-й пол. 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан и Реджаизаде Экрем искали в поэзии новые ритмы, новые решения лирич. тем, обращались к внутр. миру лирич. героя.
В кон. 70-х и в 80-х гг. 19 в. в связи с наступившей обществ, реакцией начались преследования прогрес. деятелей (Намык Кемаль, напр., умер в ссылке). Была установлена жестокая цензура. У ряда писателей появились мистич. и упаднические настроения. Разочарование в жизни, салонная замкнутость присущи группе писателей, связанных с журн. “Серветифюнун” (1891—1901), к-рый сыграл большую роль в лит. жизни страны. Далекие от народа, эти писатели тем не менее не принимали деспотич. уклада султанской Турции. Уже в ранних стихах Тевфика Фикрета, стоявшего во главе журнала, появляется тема сочувствия страданиям простых людей. С нач. 20 в. поэзия Фикрета приобретает ярко выраженную гражд. направленность. В то же время поэт был смелым новатором, обогатил тур. поэзию, преобразовал аруз, приблизив его к нормам тур. яз. Крупнейший прозаик “Сервети-фюнун” Халид Зия Ушаклыгиль — основоположник тур. реалистич. романа и новеллы европ. типа. Хюсейн Рахми Гюрпынар, Ушаклыгиль, Мехмет Рауф в своих произв. разрабатывали новые темы: критика.социальной действительности, тема маленького человека.
После младотур. революции (1908) обостряется борьба разл. худож. течений и направлений, но определяющая тенденция — дальнейшее утверждение реализма как ведущего направления в нац. Т. л. Ее основным жанром становится жанр реалистич. социальной новеллы. Рефик Халид Карай, Ака Гюндюз, Омер Сейфеддин впервые в Т. л. обратились к изображению провинц. жизни и деревни. Сатирич. новеллистика Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие тур. реалистич. прозы последующих десятилетий. Однако в его творчестве проскальзывали порой националистич. настроения; под влияние националистич. идей временно попадали и др. писатели, напр. Халиде Эдип Адывар (роман “Новый Туран”).
Сложные явления происходят в поэзии. Под влиянием европ. символизма распространяются декадентские мотивы, получавшие отражение в творчестве крупных мастеров стиха — Яхья Кемаля Беятлы, Ахмета Хашима; им принадлежит заслуга реформирования традиц. классич. форм и размеров. Наиболее значительным было творчество поэтов “хеджеджистов” (Фарук Нафиз Чамлыбель и др.), обратившихся к слоговому размеру хедже, свойственному нар. поэзии, к-рый еще в кон. 19 в. использовал поэт Мехмет Эмин Юрдакул (сб. “Стихи по-турецки”). Но в годы 1-й мировой войны 1914—18 стихи его приобрели шовинистич. содержание.
После 1-й мировой войны, когда Турция была оккупирована иностр. войсками, в лит. жизни страны наступил спад. С началом нац.-освободит, движения в Анатолии происходит оживление лит. жизни. Тема нац.-освободит, войны получила широкий отклик в лит-ре после установления республики (1923): романы “Огненная рубашка” и “Убейте блудницу” Адывар, рассказы “О национально-освободительной борьбе” и роман “Содом и Гоморра” Якуба Кадри Караосманоглу, роман “Зеленая ночь” и пьеса “Трагедия одной ночи” Решала Нури Гюнтекина. Однако гл. роль в освободит, движении Адывар и Караосманоглу отводили героям-одиночкам (рассматривая народ как жертву), проповедовали идею “особого пути развития” страны, считая, что нац. единение людей якобы способно само по себе стереть классовые различия — достаточно лишь поднять культурный уровень народа, провести культурную революцию в деревне. Критика шла в основном по линии осуждения реакц. традиций.
Другая группа писателей исходила из неизбежности классовой дифференциации, выступала против произвола гос. чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты, выражала неудовлетворенность бурж. реформами. Писатели-демократы Сабахаттин Али, Садри Эртем, Решад Энис Айген, Суад Дервиш, Сайг фаик, с именами к-рых связано развитие критич. реализма как ведущего метода Т. л. 30-х гг., обратились к постановке новых, общественно значимых тем. Среди них крестьянская проблема становится центральной в эти и последующие годы. Роман Садри Эртема “Когда останавливаются прялки” был первым в Т. л. реалистическим социально-историч. романом; в нем отражена классовая борьба крестьян. В произв. писателей 30-х гг. отражены также темы, связанные с жизнью разных слоев провинц. города, женская тема, судьба интеллигента в обществе. Тридцатые годы — годы развития тур. новеллистики. Особое место в Т. л. занимает творчество Сабахаттина Али.
С 30-х гг. в тур. драматургии активно разрабатывается тема взаимоотношения личности и бурж. общества (“Всеми забытый” Назыма Хикмета Рана и др.).
Основоположник революц. поэзии — Назым Хикмет Ран. Новая метрика стиха и новый размер, ораторская интонация, необычная рифмовка, неожиданные образы и метафоры, а главное — темы и сюжеты, считавшиеся до того “непоэтичными”, сделали его признанным главой нового поэтич. направления.
Накануне 2-й мировой войны 1939—45 в Турции все заметнее становится влияние идеологии фашизма. В стране активизируются всевозможные пантюркист^ ские общества. Передовые писатели и публицисты
29 ЛЭС
призывают к борьбе против фашизма. С антифаш. романом “Дьявол внутри нас” выступил Сабахаттин Али. Вместе с тем для произв. мн. писателей становятся характерными настроения пессимизма, тема ухода от жизни.
И все же в 40-х гг. делается новая смелая попытка обновить тур. поэзию, заставить признать прежде всего ее обществ, назначение. Группа поэтов т. н. “Треножника” (Орхан Вели Канык, Мелих Джевдет Андай и Октай Рифат Хорозджу) выступает с лит. “Манифестом трех” (кн. “Странное”), где предлагает сделать героем поэзии рабочего, ремесленника; отказаться от рифмы и размера, к-рые, по их мнению, ограничивают мысль; писать общедоступным языком города и деревни о повседневных заботах человека. Призыв к “очеловечиванию” поэзии был подхвачен почти всеми представителями тур. поэзии 40—50-х гг. Новшества, привнесенные поэтами “Треножника”,— наряду с революцией, осуществленной в тур. поэзии Назымом Хикметом,— определили характер и направление развития Т. л. в послевоен. период.
“Записки сельского учителя” (1948) Махмуда Макала и выход его книги “Наша деревня” дали толчок дальнейшему освоению т. н. крестьянской темы. Появился новый лит. персонаж — интеллигент, уехавший в деревню помочь крестьянам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством: романы “Жестянка” Яшара Кемаля, “Темный мир” Орхана Ханчерлиоглу, “Месть змей” Факира Байкурта, рассказы Дурсуна Акчама и др. Жизнь рабочего класса впервые находит отражение в произв. Орхана Кемаля (рассказы, роман “Джамиле”). Тема нац.-освободит. борьбы получила наиболее яркое воплощение в эпопее Назыма Хикмета “Дастан об освободительной борьбе”, написанной в тюрьме в 1941—46. Этой теме посвящены и романы Кемаля Тахира 50—60-х гг., а также дилогия Самима Коджагёза, в к-рых показан борющийся Стамбул.
Активизация демократич. движения с нач. 60-х гг. создала благоприятные условия для развития драматургии (пьесы Четина Алтана, Рефика Эрдурана, Азиза Несина). Заметным явлением в Т. л. стали злободневные пьесы Халдуна Танера “Спаситель родины—Шабан” и “Сказ об Али из Кешана”—первая тур. пьеса, написанная в духе театра Б. Брехта и одновременно в традициях народного театра карагёз.
В поэзии 60—70-х гг. Фазыл Хюсню Дагларджа, Бехчет Неджатигиль, Рифат Ылгаз, Зия Осман Саба, Бедри Рахми Эюбоглу и др. продолжают демократич. традиции. Поэты течения “Второе новое”, к-рое появилось еще в 50-х гг. (в отличие от “Первого нового”— школы Орхана Вели 'Каныка), встали на путь формалистич. экспериментаторства. Это направление возглавил Ильхан Бери. Сходные явления наблюдаются и в прозе, где ряд писателей под влиянием разл. модернист, течений призывает к “искусству без цели”, к поэзии “стороннего наблюдателя”. Зарождается “литература отчаяния” — как следствие десятилетнего пребывания у власти демократич. партии (1950—60), завершившегося гос. переворотом. События мрачного десятилетия становятся темой мн. романов, среди к-рых выделяется “Наедине с самим собой” Ведата Тюркали. События 12 марта 1971, когда в стране была установлена реакц. диктатура военных, нашли отображение в произв. прогрес. писателей (Эрдал Оз, роман “Ты ранен”; Коджагёз, “Спор”). Писатели молодого поколения (Оз, Йылдыз Бекир, Эрол Той и др.) в Т. л. 60—70-х гг. развивают линию критич. реализма, ставят перед лит-рой основные проблемы политич. и экономич. жизни страны, пишут о нелегкой доле тур. рабочих. Новое осмысление получает также тема крестьянина, бывшая гл. темой в лит-ре 40-х гг.: романы Яшара Кемаля, Коджагёза и др. Безработица, религ. фанатизм, невежество воспринимаются как социальное бедствие всей нации (романы Кемаля
ТУРЕ
==449
Бйльбашара, Д. Акчама, Гюнея Йылмаза, Оз'ялчинера и др.). Произв. Азиза Несина в остросатирич. плане изображают обществ, условия, искажающие природу человека.
Тур. лит-ведение имеет давние традиции (тазкире). В 19 в. и особенно в 20 в. тур. лит.-критич. мысль развивается, продолжая нац. традиции и испытывая влияние европ. лит-ведения.
В 1970 в Турции создан Союз деятелей иск-в.
Лит. периодика: журналы <Варлык” (с 1933, выпускает “Ежегодники”), <Едитепе” (с 1930), <Ени Адымлар” (с 1973), <Дост> (с 1957).
Изд.: Рассказы тур. писателей, М., 1954; Typ. поэзия наших дней, М., 1958; Наша улица. [Рассказы], М., 1962; Любовные письма. [Рассказы], М., 1966; Плата за молчание. [Рассказы], Л., 1974; Хлеб прежде всего. (Рассказы], М., 1976; Совр. тур, пьеса, М., 1977; Из старой тур. поэзии, М., 1978; Из тур. поэзии XX в., М., 1979.
• Смирнов В. Д., Очерк истории тур. лит-ры, СПБ, 1891; Крымский А. Е., История Турции и ее лит-ры, т. 1—2, 1910—16; Гордлевский В. А., Очерки по новой османской лит-ре. Пере ходная пора османской лит-ры, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1961; Гарбузова В. С., Поэты ср.-век. Турции, Л., 1963; е е ж е, Поэты Турции XIX в., Л., 1970; ее же, Поэты Турции первой четверти XX в., Л., 1975; АлькаеваЛ., Б а б а е в А., Тур. лит-ра. Краткий очерк, М., 1967; К я миле в X., У истоков совр. тур. лит-ры, М., 1967; Айэенштейн H.A., Из истории тур. реализма, М., 1968; Маштакова Е. И., Из истории сатиры и юмора в тур. лит-ре (XIV—XVII вв.), М., 1972; Алькаева Л. О., Из истории тур. романа. 20—50-е гг. XX в., М., 1975; Утургаури С., Тур. проза 60—70-х гг., М., 1982.
Л. Л. Бабаев, В. С. Гарбузова, И. Р. Сонина.
ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литра туркм. народа, сложившегося из древнейших ираноязычных и пришлых тюркоязычных племен, гл. обр. огузов. В ней выделяются две струи: иранская и тюркская. Этим обусловлено и то, что фольклор и древние памятники лит-ры (как на фарси, так и на тюрк. языках) являются общими для туркмен и др. тюркоязычных и Иран. народов. Развивается на туркм. яз.
Фольклор. Богатый сказочный эпос туркмен, в к-ром представлены сказки о животных, волшебнофантастические, бытовые, сохранил индо-иран. и тюрк. начала. Из эпич. жанров нар. творчества наиболее развитым в худож. отношении является дастан. Осн. масса туркм. дастанов обнаруживает элементы лит. обработки. Туркм. дастаны делятся на героические и романтические. Героич. эпос имеет исключительно тюркскую (огузскую) тематику. Древнейший памятник героич. эпоса — 12 сказаний, слагавшихся с 9 по 15 вв. и собранных в 16 в. неизвестным составителем в кн. “Китаби деде Коркуд”·. Романтич. дастан “Шасенем-Гарып”, героич. дастаны “Юсуп Ахмет”, “Саятлы-Хемра” тематически восходят к сказаниям “Китаби...”. Сюжетными элементами связан с “Китаби...” и эпос <Кёр-оглы^. Романтич. дастаны —часто авторская обработка известных сюжетов вост. лит-р (напр., <Лейли и Меджнун^, “Юсуф и Зулейхаг·). Авторские дастаны мало отличаются от произв. фольклора, что объясняется общностью судеб туркм. фольклора и письм. лит-ры. Ввиду сложившихся специфич. обществ.-политич. условий Т. л., как и фольклор, вплоть до 20-х гг. 20 в. распространялась гл. обр. изустно, что и послужило причиной глубокой фольклоризации и синкретизма лит. произведений.
Литература 11—1-й пол. 18 вв. Туркмены были активными участниками воен. походов СельджуКидов. Из их среды вышли мн. известные поэты и философы представители ранней сельджукской поэзии в М. Азии, писавшие на перс. яз. (Челеби Хусамеддин, 14 в., и др.). Поэтами были и султаны Сельджукиды Джалалиддин Мелик-шах (13 в.) и его сын Санджар, писавшие в жанрах, характерных для персоязычной лит-ры (газели, касыды, и др.). И позднее при дворах Тимуридов (1370—1507) и Великих Моголов в Индии (1526—1858) писали на фарси туркмены по происхождению Хилали Чагатаи, Байрамхан Ханханан (писавший и по-тюркски) и его сын Рахимхан, Мирза Бархудар Туркман. До сер. 18 в. в Т. л. преобладала дидактич. поэзия, отразившая исключительно исламско-суфийскую догматику. Такая позиция соответствовала уровню социально-политич. развития общества и была для своего времени прогрессивной. Язык этой лит-ры, среднеазиатско-тюркский
К оглавлению
==450 ТУРК
(чагатаи), был далек от разг. туркм. языка. На нем писал, в частности, поэт Азади, чьи соч. близки к назидат. поэзии Иран. средневековья. Назидательность оставалась характерной чертой лит-ры и в позднейшие периоды.
Литература 2-й пол. 18 — н а ч. 20 вв. Новые социальные условия, усиление политич. активности туркмен, вступивших в противоборство с чужеземными захватчиками, привели к возникновению гражд. патриотич. поэзии. Появились полемич. стихи, эпистолярная форма — переписка поэтов на разл. темы, вплоть до научных и бытовых. Однако эта лит-ра не отличалась особыми худож. достоинствами. Более зрелый характер носит полемика между поэтами Махтумкули и Дурды-шахиром, поэтич. переписка последователей и учеников Махтумкули — Сеиди и Зелили, цикл стихов Мискинклыча, поев. его другу-поэту. Традиция поэтич. переписки в Т. л. сохранилась до наших дней (напр., переписка между поэтами Ата Салихом и Дурды Клычем). Поэты 18 в. приблизили язык поэзии к разг. языку масс, сделав свои произв. доступными для всех слоев общества, широко использовали нар. формы стиха. Основоположником нового направления в Т. л. был Махтумкули. Его творчество разнообразно: патриотич., дидактич., любовно-лирич., сатирич., религ., филос. стихи, стихи о природе, оды и элегии. Махтумкули первым в Т. л. использовал форму “гошгы” (см. Гошма). Наряду с этим он писал также в метре аруза, в традициях книжной поэзии Востока. В произв. Сеиди и Зелили стали заметнее социально-политич. мотивы (даже в таких жанрах, как пейзажная лирика), с особой силой прозвучала тема родины, долго остававшаяся ведущей. Значит. вклад в развитие Т. л. внесли поэты Андалиб, Ша бенде, Шейдай, Магрупи, Гайиби.
|