Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 121 страница





Туркм. поэты 19 в. в основном писали лирич, стихи. В дастане “Зохре и Тахир” поэт Молланепес использовал бытовавший в Ср. Азии сказочный сюжет. Видными представителями лит-ры 19 в. были К. Абдысетдар, Кятиби, Мятаджи, Досмамед, К. Молланепес. Недовольство нар. масс, вызванное угнетением и разрухой — следствием бесконечных войн, прозвучало в социальных сатирах поэта-бунтаря Кемине. Присоединение Туркмении к России привело к относительной стабилизации положения, но не улучшило условий жизни туркм. трудящихся. Выразителями нар. протеста против социальной несправедливости явились последователи Кемине — поэты Байрам Шахир, Кёрмолла, Молламурт, Дурды Клыч и др. В сатирич. стихах, написанных в традициях нар. поэзии, они высмеивали власть имущих. После Окт. революции они встали на сторону Сов. власти и.своим творчеством способствовали построению нового общества.

 

Советская Т. л. В 1924 начала выходить газ. “Туркменская искра”, ставшая трибуной новой лит-ры. В произв. туркм. писателей находили отражение все значит, события в жизни Туркмении; разрабатывались темы, связанные со строительством социализма (стихи Молламурта, Байрам Шахира). Наряду со старшим поколением в лит-ре начинала работать творч. молодежь: Ата Салих, Б. Кербабаев, А. Аламышев, Шалы Кекилов.

 

Худож. проза, постепенно освобождавшаяся от фольклорных условностей, зародилась в Т. л. лишь в 20-х гг. (Я. Насырли). С первыми рассказами на совр. темы выступили во 2-й пол. 20-х гг. Кербабаев, в 1-й пол. 30-х гг.— А. Дурдыев и др. Героями лит-ры стали люди труда. Детищем революции в Т. л. явилась и драматургия: с первыми пьесами на туркм. яз. выступили А. Каушутов и Кербабаев.

 

Реалистич. творч. метод, к-рому следовали туркм. писатели 20-х гг., во многом еще сочетался с традиц. условностью, подражанием фольклорно-эпич. произв. прошлого. В 1929—32 были созданы стихи Молламурта, Дурдыева, Амана Кекилова, Ч. Аширова, Ш. Кекилова. В 30-х гг. осн. темой стало колх. строительство: пьесы X. Чарыева, Т. Эсеновой, Дурдыева. В кон. 30-х гг. появились историко-революц. роман “Из кровавых когтей” X. Дерьяева, “Айна и Артык” (отрывок из романа “Решающий шаг”) Кербабаева, поэмы

 

А. Кекилова и О. Тачназарова. Совершенствовался.жанр короткого рассказа (Н. Сарыханов). Расширилась тематика драматургии, развивавшейся вместе с нац. театром. Появились пьесы Каушутова, Дурдыева, К. Бурунова, Эсеновой на историко-революц. и историч. темы, пьесы социально-бытовые и лирические. В 1934 был создан СП Туркмении.

 

С первых дней Великой Отечеств, войны 1941—45 ведущей темой лит-ры стала война, подвиг сов. воинов: стихи Ата Салиха, поэмы Ш. Кекилова, Насырли, П. Нурбердыева, повесть “Курбан Дурды” Кербабаева, стихи К. Курбансахатова, К. Сейтлиева, А. Алиева, рассказ “Судьба” Сарыханова, произв. Б. Солтанниязова, X. Исмаилова, К. Ишанова, А. Ниязова и др. Убедительно и правдиво показывала Т. л. жизнь тыла, трудовые подвиги тех, кто обеспечивал успехи бойцов на фронте: роман “Мехри и Вепа” Каушутова, поэма “Девушка в белом халате” Д. Халдурды и др.

 

Восстановление мирной жизни, взаимоотношения людей в процессе социалистич. строительства, дружба народов и интернациональная солидарность — осн. темы послевоен. Т. л. В лит-ру пришли новые силы: А. Атаджанов, М. Сеидов, К. Курбаннепесов, А. Хаидов, Ш. Борджаков, К. Эзизов и др. Активно разрабатывалась историко-революц. тематика: поэма “Конец кровавого водораздела” Аширова, романы “Решающий шаг” и “Чудом рожденный” Кербабаева. Послевоен. период отмечен дальнейшим развитием драматургии (пьесы Г. Мухтарова).

 

В Т. л. 60—70-х гг. появились крупные прозаич. произв. Б. Худайназарова, К. Кулиева, Атаджанова, Б. Сейтакова, Дерьяева. Дальнейшее развитие получили жанры повести и рассказа (Т. Джумагельдиев, Т. Курбанов, А. Таганов, Н. Джумаев, К. Тангрыкулиев и др.). Действующими лицами романов и повестей, стихов и поэм на совр. темы (роман в стихах А. Кекилова “Любовь”) стали рабочие и инженеры, сел. интеллигенция.

 

Лит. периодика: газ. <Эдебият ее сунгат”; лит, и обществ.-политич. ежемес. журн. “Совет Эдебияты”. (с 1928), журн. ^Ашхабад”.

 

Изд.: Антология туркм. поэзии, М., 1949; Радуга. Избр. произв. классиков туркм. лит-ры, Аш., 1982.

 

• Самойлович?.Η., Ξчерки по истории турки, лит-ры, в сб.; Туркмения, т. 1, Л., 1929; Сосонкин И. Л., Из истории эстетич. мысли в Туркменистане, Аш., 1969; Кор-Оглы X., Туркм. лит-ра, М., 1972; Очерк истории туркм. сов. лит-ры, М., 1980; Алиева С. У., Совр. туркм. проза, М., 1981. X. Г. Короглы.

 

“ТУТЙ-НАМЕ” (“Книга попугая”), перс.-тадж. лит. памятник 14 в.; поучительно сказочная книга в прозе, написанная Зияуддином Нахшаби в Индии. В ее основе лежит инд. обрамленная повесть в прозе и стихах “Шукасаптати” (“Семьдесят рассказов попугая”), первая обработка к-рой относится еще к 11 в. “Т.-н.” состоит из введения и отд. сказок. Существуют разл. обработки “Т.-н.” (на яз. фарси, урду, тюркских языках).

 

Тексты и лит··' Сказки попугая, сост.?.Α. Ζуковский, 2 изд., СПВ, 1901; Хайдари Сайид Хайдар Ба хш, Сказки попугая (Тота Кахани), пер. с яз. урду, введение и примеч. М. И. КлягинойКондратьевой, М.—Л., 1933.

 

ТУЙГ, форма классич. тюркоязычной поэзии. Четверостишие, написанное одним из размеров ару за, “рамал-и-мусаддас-и максур” (шестистопный усеченный рамаль), по схеме —^ — —/—'"' — —/—^ — с системой рифм aaba, реже — abcb, иногда — аааа, с игрой слов в рифме (теджнис). Т. восходит к тюрк. фольклору. Первые дошедшие до нас лит. Т. принадлежат Бурханеддину Сиваси (14 в.). В написанном в кон. 15 в. трактате Алишера Навои о просодии “Весы размеров” (“Мизан аль-авзан”) отмечены осн. особенности жанра. До высокой степени худож. совершенства доведен Т. в творчестве Лутфи, Бабура, Навои. У совр. тюрк. народов известен под названиями: баяты (азерб.), ляле (туркм.), мани (тур.).

 

φ Ρамойлович A.n., Из туюговчагатайца Амири и чагатайские туюги Лютфи, “Докл. АН СССР. Сер. В>, 1926; Берте ль с Е. Э., Навои. Опыт творч. биографии, М.—Л., 1948, с. 134—42; С тебле в а И. В., К вопросу о происхождении жанра туюг, в кн.: Тюркологич. сб., М., 1970.

 

“ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ”, памятник ср.-век. араб. лит-ры. Сб. сказок, происхождение и состав к-рого долгие годы были предметом науч. дискуссий. Основу сборника составляет сделанный приблизительно в 9 в. араб. перевод сборника “Тысяча сказок” на ср.-перс. языке (пехлеви). Последний сборник, в свою очередь, возможно, восходит к инд. оригиналам. Большинство известных араб. рукописей “Т. и о. н.” относится к 17—19 вв., и лишь немногие восходят к 15 в., когда, по-видимому, сборник сложился окончательно.

 

Сюжетное обрамление памятника составляет появившаяся на араб. почве сказка о правителе Шахрияре и мудрой дочери его визиря по имени Шахразада (Шехерезада). Обреченная на казнь, она в течение 1001 ночи рассказывает Шахрияру увлекательные сказки, впитавшие мотивы инд., Иран. и араб. фольклора, элементы юмора. Разнообразие сказок объясняется и разновременностью их создания, и тем, что отд. сказки или циклы возникли в разной социальной среде. Первый неполный перевод — на франц. яз.— сделан А. Галланом и издан в 1704—17. Текст его был использован для переводов на мн. языки, в т. ч. на русский (1763—74). Первый рус. пер. с араб. оригинала выполнен М. А. Салье в 1929—39.

 

Сказки “Т. и о. н.” приобрели мировую известность. Они оказали влияние на фольклор народов Азии и Европы, на письм. лит-ру мн. стран, нашли широкое отражение в иск-ве.

 

Тексты: Книга тысячи и одной ночи. [Предисл. М. Горького и?.Α. Ρалье], под ред. акад. И. Ю.-Крачковского, т. 1—8, M.—Л., 1929—39, 2 изд., [M.], 1958—59; Тысяча и одна ночь, М., 1975.

 

• Эструп И., Исследование о “1001 ночи”, ее составе, возникновении и развитии, пер. с дат., М., 1904. X. Г. Короглы.

 

 

00.htm - glava24

 

У

 

 

УГАНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Уганды. Развивается на англ. яз. Младописьм. языки народов Уганды (луо, ачоли и др.) утвердившейся лит. традиции не имеют. Достижение независимости Уганды в 1962 способствовало развитию лит-ры. Большую роль в культурной жизни страны играет Нац. ун-т, издающий лит.-худож. журн. “Penpoint”. В сер. 60-х гг. появились первые писатели-профессионалы: Барбара Кименье, автор рассказов из деревенской жизни; поэт и прозаик О. Окули, романист и драматург Р. Серумага, тема к-рого — жизнь независимых гос-в Африки. Поэмы О. Битека рассказывают о столкновении традиц. морально-этич. ценностей с бурж. нормами. Роман “Опыт” Э. Серумы, стихи

 

29*

 

и рассказы Т. ло Лионга написаны в экспрессионист. манере. Социальная окраска, тематич. разнообразие — характерные черты угандийской поэзии.

 

• Совр. лит-ры Африки. Вост. и Юж. Африка, М., 1974; Лит-ры Африки, М., 1979. Е. Я. Суровцев.

 

УГАРЙТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, письм. памятники 14—13 вв. до н. э. на угарит. яз., выполненные на глиняных табличках клинописным алфавитом из 30 знаков. Происходят из Угарита (Сев. Сирия). Среди них дипломатич. и административно-хоз. документы, письма, мифы (крупнейший — цикл поэм о Силаче Балу и его сестре Анату), сценарий драматизир.

 

ТУТИ — УГАР

 

==451

 

ритуала (“О рождении богов”), псевдоисторич. эпос (поэмы “Об Акхите” и “О Карату”). В У. л. встречаются стилистич. совпадения с библейской и финикийской литературой.

 

Изд.: Хрестоматия по истории Др. Востока, ч. 1, M., 1980.

 

И. Ш. Шифман.

 

УДАРЕНИЕ, выделение разл. единиц в речи с помощью фонетич. средств. Различаются словесное У. (внутри слова), фразовое (выделение отрезков фразы) и логическое (выделение наиболее важного слова в предложении).

 

Существуют разные способы реализации У. по языкам: усиление интенсивности ударного слога благодаря увеличению мускульного напряжения и силы выдоха (силовое У.), изменение высоты голосового тона (музыкальное У.), удлинение гласного (количеств. У.). Силовое У. представлено в рус. яз. Оно может сопровождаться качеств, изменением гласных безударных слогов (редукцией). По своему характеру У. может быть свободным (падать на разные слоги в словах, как в рус.и англ. языках) и связанным (падать на определ. слоги, как в лат. яз.), подвижным (менять свое место в разных формах одного слова, как в рус. яз.: ср. <город> — огорода”) и фиксированным (падать всегда на один и тот же слог, как в чеш. и венг. языках, где У. на первом слоге).

 

Фонетич. тип и характер У. имеют важное значение для поэтич. речи (Метр, Стихосложение); известны трудности поэтич. переводов, когда У. в двух языках не совпадает по типу и характеру.

 

В. Л. Виноградов.

 

УДАРНИК, то же, что акцентный стих. УДАРНЫЙ СЛОГ ибезударныйслог, осн. понятия силлабо-тонич. и тонич. стихосложения: в силлабо-тонич. стихосложении У. с. тяготеют к метрически сильным местам (иктам), безударные слоги — к слабым местам (см. Сильное место и слабое место); в тонич. стихосложении счет У. с. служит основой соизмеримости строк. Среди У. с. различаются безусловно-ударные (в знаменат. частях речи), ощутимые как ударные и на сильных и на слабых местах, и двойственные (в служебных словах, особенно односложных), к-рые на слабых местах могут терять ударение.

 

М. Л. Гаспаров.

 

УДМУРТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра удм. народа. Зародилась в кон. 19 в. после возникновения собств. письменности на основе слав. графики. Зачинатели У. л.— Д. И. Корепанов-Кедра и К. П. Чайников (Кузебай Герд). В числе осн. представителей: Ф. Г. Кедров, М. А. Коновалов, Г. Д. Красильников, А. В. Лужанин (Корепанов), Д. А. Майоров, М. П. Петров, М. П. Прокопьев, С. П. Широбоков. С 1926 выходит на удм. яз. лит.-худож. журнал (в 1926—30 под назв. “Кенеш”, затем под др. назв.; в 1935—41 и с 1954 —“Молот”).

 

4| Удм. лит-ра, Ижевск, 1966; Писатели Удмуртии. Биобпблиографич. справочник, Ижевск, 1963; Совр. удм, проза. Сб. ст., Ижевск, 1981; Писатели, художники, композиторы Удмуртии. Справочник, Ижевск, 1981.?. К. Ермаков.

 

УДЭГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. “УЕДИНЕННЫЙ ПОШЕХОНЕЦ”, первый рус. ежемес. журнал, издававшийся в провинции (Ярославль, 1786—87). Ред.—В. Д. Санковский. Печатал статьи (преим. местных авторов) по философии, богословию, физике, сел. х-ву, лит-ре и иск-ву.

 

“УЗБЕКИСТОН АДАБИЕТИ ВА САНЪАТИ” (“Литература и искусство Узбекистана”), еженед. газета. Орган СП Узб. ССР и Мин-ва культуры. Изд. на узб. яз. в Ташкенте с 1956 (до 1981—“Узбекистон маданияти”).

 

УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра узб. народа. Развивается на узб. яз. В устно-поэтическом творчестве большое место занимают сказки: о животных, волшебно-фантастич. и бытовые. Среди последних выделяется жанр латифа. В нар. вариантах латифа немало черт социальной сатиры. Широкое распространение получил также эпич. жанр дастана. Записано более 200 текстов (80 сюжетов) от 50 сказителей: героич. эпос “Алпамыш”, героикоромантич. эпос “Гороглы” (более 40 сюжетов), 452 УДАР — УЗБЕ

 

воинская повесть “Юсуф и Ахмед”, романтич. дастаны авантюрно-новеллистич. и сказочно-фантастич. содержания. По генетич. признаку они подразделяются на фольклорные (“Тахир и Зухра”, “Ширин и Шакар”, цикл “Рустамхон” и др.) и книжные. Сюжеты книжных, как правило, заимствованы из классич. произв. на араб., персо-тадж. или староузб. языках: “Фархад и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Юсуф и Зулейха” и др. В отличие от прошлых веков, совр. дастаны изображают конкретно-историч. действительность (“Хасан-батрак”, <Джизакское восстание” и др.).

 

Доисламская культура тюрков представлена незначит. числом письменных памятников на др.-тюрк. языках: “Покаянная молитва манихейцев” (5 в.), написанная др.-уйгур, письмом, и орхоноенисейские надписи (7—12 вв.). В силу большой близости тюрк. языков памятники такого рода представляют особый культурный и науч. интерес для всех тюркоязычных народов, так же как и созданные в более позднее время уже на основе этич. норм ислама дидактич. произв. “Знание, дающее счастье” (1069) Юсуфа Баласагуни, “Подарок истин” Ахмада Югнаки. Выделяется “Словарь тюркских наречий” (1072—74), составленный Махмудом Кашгари.

 

Начиная с 14 в. У. л. развивалась весьма интенсивно и разнообразно: лирич. и эпич. поэзия, элегич. стихи, романтич. дастаны, мемуарные соч. в прозе, историография. Появляется светская тематика (любовноромантич. поэма на библейско-коранич. сюжет “Юсуф и Зулейха” Дурбека, кон. 14—нач. 15 вв.), а также переводы худож. лит-ры с языка фарси на узб. яз. и с узб. яз. на фарси. С кон. 14 в. культурным центром был Самарканд, в к-ром жили мн. поэты и ученые, учились знаменитые поэты Джами и Алишер Навои. Вторым центром культуры Ср. Азии и Хорасана в 15 в. стал Герат.

 

Одним из ярких лириков 15 в. был Лутфи, воспевший идеальную любовь. Известность приобрела лирика Атаи и Саккаки. Особое место занимает творчество Навои. Свою лирику на тюрк. яз. он объединил в четыре сб-ка (дивана), включив в них свои касыды, газели, кыт'а, рубай и др. В богатейшем наследии Навои выделяется его “Пятерица”— первый на тюрк. яз. “ответ” на одноим. творение Низами Гянджеви. В антологии “Собрание утонченных” Навои дает краткую характеристику крупных поэтов 15 в. Во мн. соч. он затронул проблемы эстетики и теории лит-ры; немало способствовал развитию тюрк. стихосложения (трактат “Весы размеров”).

 

Литература 16—нач. 20 вв. развивалась по двум линиям — придворно-панегирической и демократической. Историч. события 16 в. отразились в героич. поэме “Шейбани-наме” (1506) Мухаммеда Салиха, в творчестве Захиреддина Мухаммеда Бабура. До нас дошли его небольшой лирич. диван и автобиогр. труд “Бабур-наме”. Но в произв. Салиха и Бабура историч. события нередко получали тенденциозное освещение. Соч. правителя Хивы Бахадурхана Абу-льТази “Родословная туркмен” и “Родословное древо тюрков” (незаконч.) содержат ценные сведения по истории туркмен, узбеков, каракалпаков, казахов, а также много нар. легенд, преданий, сказаний, пословиц и поговорок.

 

В период существования трех самостоят, ханств (Бухарского, Хивинского, Кокандского) нар. тенденцию в лит-ре выражали поэты Турди и Бабарахим Машраб, резко осуждавшие произвол феод. правителей. Усиливается влияние фольклора на письм. лит-ру, укрепляются взаимосвязи и взаимодействия лит-р народов Ср. Азии. “Повесть о Сайфульмулуке” Меджлиси (нач. 16 в.)— творч. переработка любовноприключенч. темы из кн. ^Тысяча и одна ночь”: В 1793—96 поэт Сайкали создал дастан “Бахрам и Гуландам”, произведения религ.-мистич. содержания.

 

==452

 

В 18—19 вв. осн. лит. центрами становятся Ферганская долина, Хорезм и Бухара. Мотивы разочарования содержит поэзия Нишати Хорезми, испытавшего заметное влияние Навои и азерб. поэта Физули. В кон. 18— нач. 19 вв. выдвинулись поэтессы Надира, Увайси и Махзуна. Их стихи, отмеченные формальным совершенством, посвящены традиц. любовной теме.

 

В 1-й пол. 19 в. передовое направление обществ. мысли возглавили поэты Гульхани, Махмур, Агахи. “Рассказы о Сове” Гульхани, написанные в форме нар. сказки,— блестящий памфлет против феодаловправителей, реакц. духовенства и нравственно опустошенных придворных. Популярность обрели сатирич. соч. Махмура., Шедевром узб. классики стали поэтич. произв. Муниса, его историч. труд “Райский сад счастья” (незаконч.); эту работу завершил Агахи, оставивший также обширный диван “Талисман влюбленных”.

 

Видными деятелями прогрес.-демократич. крыла У. л. были поэты Мукими, Фуркат, Завки, Аваз Отароглы, поэтесса Анбар Отин, к-рые ввели в лит-ру обществ.-политич. тематику, положили начало реалистич. изображению действительности. В числе писателей, ставших на защиту завоеваний Окт. революции, были и основоположники сов. У. л. Хамза Хакимзаде Ниязи и Садриддин Айни; таджик по национальности, Айни считается основоположником и тадж. сов. лит-ры. Хамза в 1915 создал театр, группу из молодежи, сам писал пьесы на местные темы. Творч. дарование Айни начало развиваться в ханской Бухаре, где в лит-ре сохранились старые традиции.

 

Советская У. л. Зачинателями ее стали передовые представители дореволюц. интеллигенции — Хамза, Айни и А. Кадыри. В лит-ру пришло немало молодых писателей — Айбек, Гафур Гулям, А. Каххар, X. Алимджан, Уйгун, К. Яшен, заложившие основы узб. сов. лит-ры, гл. содержанием к-рой стали завоевания революции и социалистич. действительность. Злободневной оставалась тема раскрепощения женщины, получившая освещение еще в дореволюц. лит-ре. Большое место занимала сел. проблематика. Появились политич. сатира, фельетон, памфлет. Сатирич. лит-ра разоблачала мусульм. духовенство, а также антинар. деятельность баев, торговой буржуазии. С 1923 издавался сатирич. журнал “Муштум” (“Кулак”). Борьба масс, героизм народа при построении социалистич. общества нашли отражение в худож. лит-ре. Герой — строитель новой жизни начал вытеснять из лит-ры героя — жертву социальной несправедливости. Новым методом изображения жизни стал социалистич. реализм. Нек-рые писатели, националистич. настроенные в начальный период, в конце 20-х гг. изменили свое отношение к новой действительности (Фитрат, Чулпан).

 

Наряду с письм. лит-рой обогатилось и нар. творчество. Лучшие представители нар. поэзии (ПулканШаир и Эргаш Джуманбулбул-оглы, Фазыл Юлдашоглы, Ислам-Шаир и др.) с первых же лет Сов. власти отражали революц. события, клеймили противников нового строя, выступали за обновление быта.

 

В 20—30-х гг. в У. л. преобладала поэзия, тесно связанная с традициями классич. лит-ры. Однако молодые поэты часто ломали традиц. рамки стиха. Интимная лирика уступила место гражданской; абстрактные лирич. образы и символы отходили в прошлое, уступая место худож. конкретности. Большое место в лит-ре занимала тема труда. Изменился и облик лирич. героя (стихи Гайрати, М. Шейхзаде, Абдуллы Сабира, Миртемира, У. Насыра, Зульфии, С. Джуры и др.). В сов. время открылись большие возможности для становления прозы, к-рая в нач. 20 в. была представлена в осн. малыми жанрами (рассказы, повести Хамзы, Айдын и др.). В 20— 30-х гг. утвердился жанр историч. и бытового романа (А. Кадыри). В 1934 был создан СП Узбекистана.

 

В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 преобладала публицистич. поэзия (Гафур Гулям, Алимджан, Уйгун, Шейхзаде и др.). Проза развивалась гл. обр. в жанрах очерка и рассказа. Очеркисты воен. лет писали о трудовых подвигах узбеков в тылу. Интерес писателей был обращен и к историч. тематике: историч. драма в стихах “Муканна” Алимджана, историко-биогр. ром. “Навои” Айбека.

 

В послевоен. время У. л. отличается разнообразием тематики, жанров и форм. Новеллистика и публицистика воен. лет в известной степени подготовили осмысление воинского подвига народа в эпич. жанрах прозы — повести и романа, к-рые после войны, а еще более в 50—60-х гг., получили значит, развитие. Событиям войны поев. романы И. Рахима, Айбека, Шухрата, Сайда Ахмада. Узб. прозаики стремились также к созданию крупных произв. о совр. деревне: роман “Ветер золотой долины” Айбека, роман “Огни Кошчинара” и повесть “Птичка-невеличка” А. Каххара, роман “Преданность” И. Рахима. Значит, место занимает историко-революц. тема: романы Айбека, X. Гуляма, М. Исмаили, Д.,Шарипова. А. Мухтар посвятил роман “Сестры” теме зарождения рабочего класса в Узбекистане. Характерная черта этого писателя — внимание к преемственности революц историч. и культурных традиций — ярко проявилась в ром. “Чинара”. Но гл. содержанием лит-ры остаются духовный облик, жизнь и труд современника: романы П. Кадырова, А. Якубова, Мирмухсина. Идеей пролет, интернационализма проникнут ром. “Его величество Человек” Р. Файзи. В 60—70-х гг. получают дальнейшее развитие повесть (в творчестве Каххара, Сайда Ахмада, Мухтара, Айбека, У. Умарбекова, Кадырова, Якубова, С. Зуннуновой, X. Назира и др.), мемуарная лит-ра (Айбек, Каххар, Н. Сафаров и др.). Узб. сов. поэзия, жанрово разнообразная, отражает богатство духовной жизни современника. Лирика Гафура Гуляма, Уйгуна, Зульфии, Шейхзаде, Миртемира, Р. Бабаджана, А. Арипова и др. поэтов отличается высоким гражд. пафосом, тонким мастерством; развивается жанр поэмы, гл. обр. лирической, в творчестве Мирмухсина, X. Гуляма, Шукрулло, Э. Вахидова, Т. Тулы, М. Бабаева и др.

 

В узб. драматургии, зародившейся в нач. 20-х гг. (пьесы Хамзы, Кадыри и др.), ведущими были темы революции и борьбы с бурж. националистами и кулаками (пьесы Яшена). Значит, место заняли историкобиогр. пьесы Уйгуна, И. Султана и др. В послевоен. годы, а также в 50—60-х гг. драматурги глубже показывали новые черты совр. деревни, духовное богатство ее людей. Острым проблемам совр. жизни, борьбе с пережитками прошлого посвящены комедии Каххара. Героич. прошлое узб. народа раскрыто в послевоен. пьесах Н. Сафарова, Яшена, Султана и др. Актуальные проблемы времени подняты в пьесах Уйгуна, С. Азимова, Шейхзаде.

 

Лит. периодика: журналы *Шарк юлдузи*, ^Звезда Востока*, газ. ^Узбекистан адабиёти ва саньати^.

 

Изд.: Антология узб. поэзии, М., 1950; Поэты Узбекистана, Л., 1977.

 

• Жирмунский В. М. и ЗарифовХ.Т., Узб. народный героич. эпос, М., 1947; Абдумавлянов А., Бабаханов А., История узб, лит-ры, Таш., 1966; История узб. сов. лит-ры, М., 1967; Кор-ОглыХ., Узб. лит-ра, 2 изд., М., 1976; История узб. лит-ры, т, 1—5, Таш., 1977—80 (на узб- яз.); Писатели Сов. Узбекистана. Библиографич. справочник, Таш., 1977.

 

X. Г. Короглы.

 

УЗНАВАНИЕ, момент сюжетного действия, знаменующий переход персонажа от незнания к знанию; нередко совпадает с перипетией. Термин восходит к “Поэтике” Аристотеля (гл. XI и XVI), где об У. сказано как о получении героем трагедии важнейших сведений о прошлых событиях, о чьей-либо личности или о собств. судьбе. На основе У., присущего прежде всего

 

УЗНА

 

==453

 

внешне-действенным произв., в лит-ре средневековья, а затем и нового времени сформировался и упрочился (первоначально в житиях святых) мотив духовного прозрения человека. В. е. хализев. УЗУС в языкознании (от лат. usus — пользование, употребление, обычай), общепринятое употребление языковой единицы (слова, фразеологизма и т. д.) в отличие от его окказионального (временного и индивидуального) употребления (напр., неологизмы не являются узуальными единицами языка). Понятие У. тесно связано с понятиями нормы, языковой и языковой системы. Обычно узуальное употребление единиц языка фиксируется словарями (толковыми, фразеологическими, орфографическими, орфоэпическими и др.).

 

УЙГУРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра уйгуров на уйгур, яз. С 1917 развивается сов. У. л. (в Ср. Азии), позднее — лит-ра заруб, уйгуров (Вост. Туркестан, ныне Синьцзян-Уйгурский авт. р-н КНР). Фольклор уйгуров представлен многообразными жанрами: песнями и нар. стихами, сказками, лиро-эпич. сказаниями (дастанами), историч. и историко-героич. песнями, легендами, преданиями, устными повествованиями и рассказами.

 

На протяжении веков уйгур, племена (а позже — народ) находились на стыке трех цивилизаций: среднеазиатской, индийской и китайской. Доминирующим было воздействие ср.-азиат, культуры. Начало уйгур. письменности и лит. культуры восходит к тюрк. рунич. эпиграфич. памятникам 7—8 вв. Памятники буддийского периода — переводы религ.-дидактич. книг — сутр на тюрк. язык (напр., вероучит. соч. “Алтун Ярук>), Мн. памятники классич. У. л. представляют собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Ср. Азии и Вост. Туркестана, напр. дидактич. поэма “Знание, дающее счастье” Юсуфа Баласагуни (11 в.), “Словарь тюркских наречий” Махмуда Кашгари (11 в.). К 14 в. относится лит. памятник мусульм.-религ. содержания “Сказание о пророках” Рабгузи, сохранилась анонимная рукопись “Огг/з-нд-ме” на уйгур, яз., в к-рой зафиксирована наиболее древняя версия о легендарной родословной тюрков и их мифич. прародителе Огуз-хане.

 

Особый этап развития У. л. позднефеод. времени начинается с творчества Мухаммада Имина Хиркати (1634—1724), автора гуманистич. поэмы “Любовь и труд”; его традиции развиты в лирике Задели. В 17—18 вв. поэзия достигла высокого уровня, сложились жанры дидактич., любовно-романтич., героич. поэмы; творчески освоены лирич. жанры — касыда, газель, рубай. В 1-й пол. 19 в. Абдураим Низари создал свою поэтич. школу. Во 2-й пол. 19 в., в период освободит, борьбы против маньчжуро-кит. владычества, появились поэтич. произв., проникнутые пафосом вольнолюбия и социального протеста.

 

Советская У.л. зародилась после Окт. революции 1917. Вслед за газетами, журналами, альманахами появились и сб-ки произв. уйгур, писателей. Первый коллективный сб.—“Утренние лучи” (1930). Новая лит-ра социалистич. реализма создавалась под воздействием рус. и др. сов. лит-р и традиций классич. У. л. и фольклора. Темы новой действительности и историч. прошлого, жизнь совр. заруб, уйгуров отражены в творчестве 3. Самеди, Дж. Бусакова, X. Абдуллина и др.

 

Лит-ра зарубежных уйгуров возникла после победы восстания 1931—33, когда были завоеваны демократич. свободы. Один из ее зачинателей — Л. Муталлип. После победы революции “Трех вилаятов” (1944—46) и провозглашения КНР (1949) выходят первые газеты и книги на уйгур, яз. В 1953

 

==454 УЗУС — УКРА

 

организована Ассоциация лит-ры и иск-ва, начал выходить журн. “Тарим”. Первый съезд уйгур, писателей Синьцзяна —1957. В 1976 в Синьцзян-Уйг. автон. р-не КНР араб. графика была заменена алфавитом на лат. основе, унифицированным с кит. транскрипционным алфавитом.

 

• ХаираевМ.К., Веков неумирающее слово, А.-А., 1969. M. Хамраев.

 

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра укр. народа; развивается на укр. яз. Начало У. л. относится к 9—12 вв., к эпохе Киевской Руси; ее первоисточник и общий (для русских, украинцев и белорусов) корень — др.-рус. лит-ра. В дописьм. период у др.-рус. народностей бытовали разнообразные формы фольклора (песни, сказки, былины и др.). Принятие христианства (988) обусловило развитие церк.-слав. письменности: переводы христ. (книги Библии, патристика, апокрифы) и светской (повести, сказания) лит-р, а затем и создание оригинальной лит-ры (летописи, проповеднич., агиографич. и др. произв.). Яркое свидетельство высоких достижений др.-рус. лит-ры —“Слово о полку Игоревен, памятник, созданный в кон. 12 в. и равно принадлежащий рус., укр. и белорус, народам. Нашествие татаро-монголов (13 в.), экспансия Литвы и Польши (14 в.), постоянные тур. и тат. набеги (15—17 вв.) задержали развитие лит-ры. Однако и в это время продолжаются традиции письменности Киевской Руси, создаются общие для укр., рус. и белорус. культур памятники {“Слово о погибели русской земли> и др.); в нач. 16 в. в устном нар. творчестве возникают эпико-лирич. думы и историч. песни.

 

Освободит, война под руководством Богдана Хмельницкого и последовавшее за ней воссоединение Украины с Россией (1654) открыли новую страницу в истории У. л. и укр. культуры. В процессе расширения и укрепления культурных и лит. связей со слав. и зап европ. Возрождением, в борьбе с католич.-иезуитской экспансией в лит-ре этого периода наряду с традиц. ораторско-проповеднич., житийными, историч.-мемуарными произв. возникают новые лит. виды и жанры: богословская полемич. проза (Иван Вишенский и др.), отличающаяся резко выраженным социальным характером, направленная против феод.-крепостнич. порядков, в защиту простого человека и правосл. веры; силлабич. поэзия морально-дидактич. направленности (Г. Д. Смотрицкий, Андрей Рымша), интермедии, диалоги (Памва Берында).







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 746. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия