СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
для специальности 040201.65-социология Рассмотрено и утверждено На заседании кафедры от «____»__________2012 г.
Барнаул Автор: О.Т. Коростелева, доктор социологических наук, профессор
Рецензент: Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета социологии, обучающихся по специальности «социология». Оно разработано для изучения студентами дневного отделения дисциплины «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по указанной специальности и содержит в себе организационно-методический раздел, содержание курса, учебный план, планы семинарских занятий, вопросы к зачету и перечень тем для курсовых проектов, рефератов и контрольных работ.
© Социологический факультет Алтайского Государственного университета, 2012 г.
Содержание
Введение. Организационно-методический раздел……………………………4 Распределение часов курса…………………………………………………….5 Содержание курса………………………………………………………………6 Учебный план курса……………………………………………………………7 Примерный перечень тем для самостоятельной работы……………………12 Примерные темы для курсовых работ………………………………………..13 Примерный перечень вопросов к экзамену…………………………………..14 Учебно-методическое обеспечение курса…………………………………….15
Введение
Курс «Социальная антропология» во многом является авторским курсом, адаптированным для чтения студентам-социологам в 5 семестре дневного обучения. Социальная антропология призвана сыграть важную роль в формировании у студентов базовых знаний о человеке и человеческом обществе, а также устойчивого интереса к центральным проблемам гуманитарной теории и методологии: к проблемам целостности и гармонизации человеческого бытия, диалога, понимания, значения и смысла. Обращение к данным проблемам вносит существенный вклад в реализацию принципа культуроцентричности образования, так как ориентирует студентов на рассмотрение любого аспекта человеческого бытия и любого элемента социальной жизни в герменевтическом, смысловом пространстве культуры, в мире культурных ценностей, значений и смыслов. С другой стороны, в контексте получения студентами профессионального социологического образования важно обратить внимание на архаичные формы социальной организации, на основе которых возникают более поздние (в том числе современные) системы родства, социальные оппозиции и социальные институты. Структура курса складывается из следующих тематических блоков: 1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии; 2. Основные «миры» смыслового пространства бытия и диалоговые структуры их освоения; 3. Миф как способ бытия человека в мире. При чтении курса и проведении семинарских занятий реализуется принцип сочетания серьезного изучения оригинальных работ, принадлежащих классикам социальной антропологии (А.Р. Рэдклифф-Брауну, К. Леви-Стросу, Л. Леви-Брюлю, Дж. Фрэзеру, В. Тэрнеру, Е.М. Мелетинскому, Э. Фромму, Й. Хейзинге и др.), с максимально свободным и заинтересованным обсуждением актуальных проблем самореализации и бытия человека в мире. Привлечение достаточно широкого этнографического материала не является самоцелью, а ориентировано в первую очередь на понимание родовой общности людей, принадлежащих к различным типам культур, а следовательно – на преодоление позиции этноцентризма и различных форм национальной нетерпимости. При этом, на наш взгляд, преподавание курса позволяет оптимальным образом учесть диалектику глобального, национального и регионального при изучении человека и общества. Ведь делая объектом своего изучения человека в контексте родной для него культуры (и неизбежно акцентируя момент ее уникальности, неповторимости, исключительности), социальная антропология демонстрирует наличие инвариантных, константных, архетипических форм бытия в мире, которые могут реализоваться и реализуются лишь при условии этнической и региональной уникальности. Организационно-методический раздел Курс предназначен для чтения студентам ФС специальностей «социология» и «информатика в социокультурной сфере» в 5 семестре. В содержательном плане является продолжением курса «Антропология», который читается студентам в I семестре первого года обучения. Цель курса – ознакомление студентов-социологов с научной традицией, основными категориями и проблемами социальной антропологии, что является важнейшей составляющей профессиональной социологической и общегуманитарной подготовки. Задачи курса: 1. Познакомить студентов с предметно-методологической спецификой социальной антропологии. 2. Проанализировать основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и диалоговые структуры их освоения. 3. Показать формы и механизмы социального опосредования бытия человека в мире. 4. Рассмотреть мифологию и ритуальную практику как регуляторы человеческого поведения. Формой проверки усвоения знаний студентами является экзамен.
|