Студопедия — Уронишь ты меня или проворонишь,
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Уронишь ты меня или проворонишь,






Ты выронишь меня или вернёшь,-

Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…

О. Мандельштам

2. Синонимия (в пер. с греч. - соимённость) – стилистический оборот, употребление в художественной речи параллельных синонимов, т.е. слов и выражений, разных по звучанию, но близких или одинаковых по значению, отличающихся между собой лишь оттенками значимости.

 

В глазах огонь угаснувших очей

М.Ю. Лермонтов

 

И жить торопится, и чувствовать спешит.

П. Вяземский.

 

На сотни вёрст, на сотни миль,

На сотни километров

Лежала соль, шумел ковыль,

Чернела роща кедров.

А. Ахматова

Антоним (в пер. с греч. - против имени) – сочетание словесных пар со взаимно противоположным значением.

 

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

М. Ю. Лермонтов

 

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой…

А.С. Пушкин

 

Омонимы (в пер. с греч. - подобный, одинаковый) – слова с одинаковым звучанием, но с различным значением.

Сидит, молчит, не ест, не пьёт,

И только слёзы точит.

А старший брат свой нож берёт,

Посвистывая точит.

А.С. Пушкин

 

Неологизмы (в пер. с греч. - новое слово) – новое словообразование, вызванное отсутствием в языке слова, соответствующего новому явлению, понятию, ощущению. У многих писателей можно найти отдельные неологизмы локального характера, их принято называть авторскими.

Опрозрачила ткань паутинная

Твой призывно откинутый стан.

Л. Мей

Архаизм (древний) – устарелые, вышедшие из употребления слова или старо-грамматические формы, применяемые иногда в поэтической речи для усиления художественной выразительности (торжественность, насмешка, ирония) или для передачи определённого колорита эпохи.

 

Перстами лёгкими, как сон,

Моих денниц коснулся он…

А.С. Пушкин «Пророк».

Жаргон – своеобразный разговорный диалект, имеющий хождение в небольшой социальной группе и отличающийся от общенародного языка употреблением специфических выражений, понятных лишь тем, кто владеет этим диалектом (торговцы, уголовные элементы, студенты и т.д.)

 

Вышел на арапа.. Канает буржуй.

А по пузу золотой бамбер.

И Сельвинский «Вор»

3. Префикс – приставка, словообразовательный элемент, находящийся перед корнем.

Суффикс – словообразовательный элемент, находящийся между корнем и окончанием.

Корень – словообразовательный элемент, неизменяемая часть слова.

Приставка (её изменение при одинаковом корне), корневые повторы, смысловое значение суффикса (уменьшительное, преувеличительное и т.д.) способствуют созданию того или иного эстетического (художественного) эффекта. Показательно стихотворение В. Хлебникова «Заклятие смехом». Необходимо заметить, что некоторые слова, образованные от корня «смех» с различными приставками и суффиксами, являются неологизмами.

 

Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехачи, что смеянствуют смеяльно.

О, замейтесь, усмеяльно!

О, рассмешниц надсмеяльных - смех усмейных смехачей.

Смейство, смейство,

Усмей, осмей, смешики, смешики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

1909-1912

Часто морфемный способ создания образности использует М. Цветаева:

 

В чьём доме – ни сориночки,

Тот скушен на перинушке

Маринушка, Маринушка,

Марина – синь моря!

«Бабушка», 1919.

Тропы (в пер. с греч. – оборот)

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета.

Сравнение является начальной стадией, откуда в порядке градации и разветвления вытекают почти все остальные тропы. В сравнении – истоки поэтического образа.

 

Анчар, как грозный часовой.

Стоит один во всей вселенной.

А.С. Пушкин

Чаще всего сравнения выражаются посредством сравнтельных оборотов со словами как, точно, будто, словно, подобно, как бы, подобно и т.д.

 

Встречаются сравнения, выраженные посредством творительного падежа.

Намокшая воробушком (как воробушек)

Сиреневая ветвь.

Б. Пастернак.

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

А. Пушкин.

Отличайте прямое сравнение от отрицательного. Прямое сравнение: глаза, как звёзды, засияли мне навстречу.

Отрицательное сравнение: не глаза – звёзды засияли мне навстречу. Не человек – змея! (А.С. Грибоедов)

 

Контекстуальное (развёрнутое) сравнение обычно называют сравнением-образом, в нём оба члена сопоставляются не по отдельному признаку, а по общему облику, сливаясь в микрокартину:

 

Снег идёт, снег идёт

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

 

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Б. Пастернак

Метафора (в пер. с греч. - перенесение) – одна из основных троп художественной речи; употребление слова не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное (скрытое) сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.

 

Важно понять, что сравнение может быть переведено (упрятано) в метафору, а метафора развёрнута до сравнения.

Например: ковёр листьев – листья, как ковёр

Небо, как сатин – сатин неба

Метафоры составляют основную художественную ценность поэзии. Они встречаются повсюду, задача читателя и профессионального литературного критика – оценить их по достоинству.

 

Плывёт в глазах холодный вечер,







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 494. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия