Студопедия — К. Л. Э., т.7, стр. 507
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К. Л. Э., т.7, стр. 507






 

Соответственно тип – образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определённого общества.

Тип как литературный герой (персонаж, характер, действующее лицо) олицетворяет собой нечто соответствующее эпохе, среде, обществу, классу, формации. Тип распространён, узнаваем, детерминирован социально. Естественно, что наряду с всеобщими качествами, роднящими его с современниками, у него есть и ряд индивидуальных черт, присущих только одному, конкретному человеку – индивидууму (манера, например).

Задумайтесь над тем, что позволяет отнести, допустим, Печорина (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») к типичному представителю своего времени и что составляет его личные, неповторимые, индивидуальные качества?

Типичным чаще всего оказывается характер человека. В художественном произведении развитие сюжета чаще всего происходит за счёт развития (или проявления) характеров.

Особенно богата характерами драматургия. Характер сформирован средой, в более широком смысле – исторической эпохой. Типичный характер – образ воплощает характерные (общезначимые, часто встречающиеся) свойства натуры, души, сознания. Типичны характеры-образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Фамусов, Скалозуб, Репетилов и др.), поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (Ноздрёв, Плюшкин, Собакевич и др.), пьесы А.Н. Островского «Гроза» (Дикой, Кабаниха, Варвара и др.)

Характер важен для развития сюжета, так как способен к действию, к изменению. Однако главным в системе художественных образов является герой. Герой – центральный образ произведения. Он, безусловно, обладает характером, типическими (всеобщими и индивидуальными) чертами, но при этом герой способен принципиально изменить окружающую его действительность.

Герой – двигатель сюжета. Есть нечто, что выделяет героя даже из типичной для него социально-нравственной среды, духовной атмосферы.

Герой, образно говоря, способен разорвать круг привычного, стереотипного существования.

Героев в литературе не так уж много, но именно они и несут на себе основную смысловую нагрузку произведения и потому запоминаются.

Таковы князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Одиссей (Гомер «Одиссея»); Чацкий (Грибоедов «Горе от ума»); Базаров (Тургенев «Отцы и дети»), Болконский (Толстой «Война и мир»), Власов (Горький «Мать»). Незабываемы образы женщин - героинь: Анны Карениной, Татьяны Лариной, Катерины, Ниловны…

На рубеже XIX и XX в.в. и особенно в последнее время в литературе утвердился образ антигероя. В нём нашёл своё художественное воплощение распространённый человеческий «Тип» обломовского плана. Антигерой не способен к активному действию, он занимает пассивно-выжидательную или откровенно нигилистическую позицию. Он, скорее, мертвит и разрушает мир вокруг себя, нежели преображает его. В русской литературе к типу антигероя стремятся так называемые «лишние люди» (Онегин – Печорин – Рудин – Обломов, в какой-то степени даже Чацкий). Пример современного антигероя – Виктор Зилов из «Утиной охоты» Александра Вампилова.

Герои (антигерои) могут обладать значительной долей типичности, но иногда воплощают собой типическое явление будущего (таковы герои Чернышевского, антигерои Маканина, Пелевина).

Наиболее значимы типические черты в образе – персонаже. Персонаж уступает характеру качеством (и силой) индивидуальных черт. Персонаж предельно, если можно так сказать, стандартизирован. Он среднестатистический человек, порождение и воплощение среды, не считающий необходимым изменять её или бороться с нею. Персонажами (не героями и даже не характерами) перенаселены юмористические рассказы Чехова, новеллы Мопассана, повести Н.В. Гоголя (цикл «Миргород»).

Действующими лицами принято называть образы в драматургии, но и они в свою очередь подразделяются на героев, персонажей, характеры.

Может ли человеческий образ в литературе не быть типом? Вопрос закономерен и не так прост. По сути всё созданное искусством стремится к обобщению. Исключение составляют только сюрреалистические, постмодернистские произведения, авторы которых в силу своих эстетических взглядов разрывают с традицией как реалистического (сугубо типического), так и романтического (духовно типического) изображения человека и мира.

V Вопросы и задания







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия