Студопедия — Анализа художественного произведения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Анализа художественного произведения






 

Известному литературоведу Виктору Шкловскому принадлежит броская фраза: «Сюжет – это всё». Лучше, пожалуй, не скажешь. Писателю удаётся сообщить читателю ровно столько, сколько вмещают в себя сюжетные ресурсы. А в них входят все мельчайшие подробности текста, «подводные течения» смысла, возникающие у читателя ассоциации, реминисценции, аллюзии.

Разные учебные пособия предлагают различные толкования (определения) сюжета. Одни учёные сводят это понятие к фабуле – цепочке событий; другие полагают, что сюжетом должна быть названа разветвлённая сеть художественных образов.

Наиболее удачным представляется видение сюжета как развития основного конфликта произведения. Оно небесспорно, так как не каждое произведение заключает в себе ярко выраженный динамизм (есть внешне статичные, медитативные сюжеты). Но большинство книг базируется на изображении противоречивой, находящейся в развитии действительности. Персонажи, как правило, действуют в условиях реально выраженной или потенциальной борьбы друг с другом. Это обстоятельство и поддерживает читательский интерес к произведению.

 

Важно правильно понимать природу конфликта. Конфликт – явное или до поры до времени скрытое противостояние лиц, явлений, процессов. Конфликтные отношения напрямую связаны с проблематикой произведения. Приведённый в действие механизм сюжетного противостояния способствует ясному разрешению проблемы, волнующей художника.

 

При анализе сюжета произведения необходимо определить сферу развития конфликта. Их несколько, они соответствуют сферам человеческой деятельности: семейно-бытовая, интимная, производственная, социальная,духовная, нравственная и т.д. Принято классифицировать конфликты как внешние (бытовые, социальные, производственные), так и внутренние: (психологический, религиозно-мистический и т.д.)

 

Разумеется, что произведение талантливого писателя часто не исчерпывается одним видом (или типом) конфликта. Богатая проблематика диктует и разносторонность конфликтных отношений между персонажами (героями, характерами). Так пьеса М. Горького «На дне» заставляет и сегодня спорить о том, какое противостояние в ней значительнее, актуальнее, действеннее? Какой конфликт выходит на первый план? Социальный? Нравственный? Философский?

Развитие сюжета (конфликта) часто начинается исподволь. В начале произведения писатель, как правило, создаёт экспозицию. В ней намечается расстановка конфликтующих сторон, противоборствующих сил. В экспозиции читателя вводят в «курс дела»: указывается время, место действия; происходит знакомство с персонажами, будущими героями (внешность, социальное положение, нравственный облик и т.п.) Экспозиции бывают полными (развёрнутыми) или лаконичными, носящими информационно-ознакомительный характер. (Ср. экспозиции «Толстого и тонкого» А.П. Чехова и «Войны и мира» Л.Н. Толстого)

Завязка – тот конкретный эпизод, в котором завязываются напряжённые, движущие сюжет конфликтные отношения между персонажами (или серьёзные процессы начинают происходить во внутреннем мире героя, меняя его психологическое отношение к действительности).

Завязка чаще всего вызывается (провоцируется) случайным стечением обстоятельств (А. Вампилов «Старший сын», А.С. Пушкин «Станционный смотритель», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Но при этом она так или иначе психологически мотивирована. Случай, как известно, обнаруживает и подтверждает закономерность.

 

Развитие действия после завязки – серьёзный этап раскрытия идейного замысла писателя. Динамика отношений между героями, как правило, инициируется одним из них (или группой лиц-единомышленников), другому же остаётся подчиняться, соответствовать предложенной лидером игре. Действие после завязки движется поступенчато: от поступка к поступку. С помощью конкретных действий персонажи меняют реальность вокруг себя, создаются новые события, преображаются обстоятельства… Сюжет развивается благодаря столкновению интересов, несоответствию желаемого и достигнутого, расхождению мыслей и чувств, поступков и намерений.

 

Шаг за шагом действие (основа сюжета) стремится к наивысшей точке напряжения конфликтующих сторон – к кульминации. Кульминация – пик проявления характеров, отношений. Это часто исполнение желаемого, но соль сюжета порою заключена в том, что обнаружение сущности (неизбежное в кульминационной точке) разочаровывает героев. Или пугает своей неожиданностью, новизной. Кульминация предполагает открытую «схватку». «дуэль», «ссору» между противоборствующими силами. Или, напротив, прочную форму единения: свидание, собрание, сходку, демонстрацию своих идей, признание в любви и т.д.

 

После кульминации действие, как правило, идёт на спад. В свои права помимо личностной инициативы персонажей вступают жизненные закономерности, случайное стечение обстоятельств, нечто непредвиденное героями или, напротив, сугубо привычное, ранее ими проигнорированное. Всё это по-своему корректирует «момент истины», явленный и героям, и читателям в кульминации.

 

Развязка – финальное событие, ставящее точку в развитии сюжетной линии. Она важна для понимания авторского замысла. Именно она окончательно оформляет эстетическое содержание сюжета. По развязке можно судить о трагическом или комедийном финале. Иногда заявленный в кульминации драматизм отношений остаётся без должного разрешения, более того – приобретает оттенок фальши, наигрыша. В этом обнаруживается слабость произведения, незрелость автора.

 

Пролог и эпилог относятся к сюжету. Но они могут отсутствовать в произведении. Отличительным свойством этих сюжетных элементов является их временная дистанцированность от основного действия. Для пролога характерна начальная фраза типа «Эта история произошла давным-давно…» Для эпилога – «Прошли годы…»

Последовательное развитие сюжета во всех его этапах можно встретить в классической литературе, в современной прозе сюжет претерпевает всякого рода трансформации, приобретает пародийный характер.

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 725. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия