Студопедия — Сюжетная схема
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сюжетная схема






Главный этап анализа стихотворения – составление сюжетной схемы. Этому предшествует осмысление проблематики произведения.

Чтобы понять проблему повести, необходимо сформулировать ряд вопросов, на которые вместе с автором пытается ответить читатель.

Вопросы таковы:

Что вызвало главное событие в повести? (Или «Почему Маша и Владимир вынуждены венчаться тайно?»). Оказывается, молодые люди встретили немало препятствий на пути к своему счастью (так для них и несостоявшемуся). Им препятствуют и бедность Владимира, и воля родителей, и, наконец, русская зимняя непогода.

 

Преодолевают ли они все эти препятствия? Нет. Судьба распоряжается помимо их желания – по-своему. В результате сложившейся сюжетной коллизии Владимир погибает на войне, Маша некоторое время живёт затворницей, потом встречает суженого – шутника-гусара Бурмина.

 

Какую роль во всём происходящем играет Бурмин – фигура колоритная, в нравственном отношении спорная? Почему именно ему, а не сгорающему от страсти Владимиру, выпадает счастье быть супругом Марии Гавриловны?

Вопросы, вопросы… Литература чаще задаёт их, чем отвечает. Вопросы – фундамент проблематики произведения. Они очерчивают сюжетное противостояние.

В «Метели» противопоставлены воля (поступки людей) и так называемая Судьба (проявление Высшей Силы через случайное стечение обстоятельств: в данном сюжете, метель).

Главные вопросы «Метели»: волен ли человек в устроении своего счастья? Кому выпадает выигрышный билет Судьбы? Кто терпит неудачу и почему?

Конфликт произведения – противоречие между личной инициативой и божественным предопределением.

Как построить схему развития сюжета «Метели»? Будет ли она простой? Или разветвлённой?

Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в том, сколько сюжетных линий в «Метели»? Как они переплетены? Какие эпизоды являются общими для всех персонажей повести (Маши, Бурмина, Владимира)? Где и почему обрывается линия жениха-неудачника? Как продолжается линия венчанной в метель невесты?

Что является случайным стечением обстоятельств? В чём проявляется жизненная закономерность?

 

Что значит образ Метели в повести? Можно ли считать его образом-символом? Кульминацией всего происходящего?

 

Схема, предлагаемая вашему вниманию, конечно, не единственная версия развития конфликта в «Метели» Пушкина. Каждый вправе составить свою схему, обосновать её позиции. (См. схему 2 приложения).

 

Результатом составления сюжетной схемы является осмысление и определение (формулирование) идейного содержания произведения. Идея пушкинской «Метели», очевидно, сводится к пословице: «Человек предполагает, а Бог располагает». Пушкин напоминает читателю и том, что личная инициатива часто корректируется внешне случайным стечением обстоятельств, за которым скрывается Промысел Судьбы.

 

Итак, подведём некоторые итоги аналитического чтения «Метели».

Тема произведения:

1) «Метель» (название определяет тему)

2) История одного венчания

3) История о том, как метель расстроила планы влюблённых

4) История замужества Марии Гавриловны и т.д.

 

Проблематика произведения: Человек и судьба

 

Вопросы, помогающие осмыслить проблематику «Метели»:

1) Почему Владимир и Маша потерпели крах своего замысла?

2) Что препятствовало планам влюблённых?

3) Почему Маша и Бурмин находят счастье?

4) Какие нравственные уроки можно извлечь из рассказанной Пушкиным истории?

 

Идейное содержание «Метели» сводится выводам и положениям:

1) Человек предполагает, а Бог располагает.

2) Своенравие человека, игнорирование авторитета родителей, пренебрежение к традициям морали наказывается. Вознаграждаются верность, смирение, чистота помыслов.

 

3. Третье – последнее – чтение произведения предполагает более масштабное его осмысление. Желательно вписать повесть Пушкина в контекст мировой и отечественной культуры, попытаться понять её новаторский характер. На этом этапе избирается путь исследования произведения, формулируется тема сочинения, реферата (курсовой работы или диплома).

Так «Метель» Пушкина сопоставима с традициями европейского любовно-авантюрного романа. В ней переплелись романтическая и реалистическая тенденция изображения действительности. Сентиментальность соседствует с иронией. Пародия с правдой жизни. Продуктивно рассмотреть авторскую позицию в произведении (это и рассказчик Белкин, и сам Пушкин). Совершенен язык повести: он прост, ясен и глубок. Нельзя забывать и о том, что «Метель» - только одна из новелл цикла «Повестей Белкина». Выяснить её роль и место в этом цикле – достойная задача исследователя.

 

1. Задание: Каковы композиционные приёмы выражения авторской мысли?

2. Какие элементы композиции несут на себе наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку?

3. Сделайте вывод о единстве формы и содержания: сюжета и композиции.

 

4. Каковы композиционные приёмы выражения авторской мысли?

5. Какие элементы композиции несут на себе наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку?

6. Сделайте вывод о единстве формы и содержания: сюжета и композиции.

 

Напомним, что композиция – это членение и взаимосвязь разнородных элементов или, иначе компонентов литературного произведения. Иногда вместо термина «композиция» употребляют близкие по смыслу слова: архитектоника, построение (или строение), структура, конструкция и т.п.

Композиционная единица – эпизод. Эпизоды (как и другие элементы: акты, главы, части и т.д.) могут располагаться в произведении по следующим композиционным принципам:

- принцип контраста

- принцип дополнения

- принцип мозаики (фрагментарной)

 

Композиционные приёмы организации сюжета:

1) Приём рамки

2) Приём кольца

3) Приём вставки

4) Приём предварения

5) Приём отступления (в частности, лирического)

6) Приём возвращения (ретроспекции)

 

Композиционные элементы: название (заголовок), эпиграф, главы, части, акты (действия), эпизоды, сцены, явления, портреты, пейзажи, интерьеры, диалоги, монологи.

 

 

Поэтика.

 

 

Анализ художественного текста на уровне поэтики предполагает рассмотрение языковых способов создания художественного образа.

Главное в литературе – слово и то, насколько оно отражает действительность или поэтически преобразовывает её.

Возможности словесного творчества богаты, можно сказать, неисчерпаемы. Что же является поэтическим, художественным даром? Чем мастер слова – поэт или писатель – отличается от других, лишённых дара словесного творчества людей?

Способность к творчеству – тяга к сравнению подчас несравнимого, потребность иносказания.

Поэт сознательно говорит иначе, не как все, то и дело прибегая к сравнительным оборотам, метафорам, риторике.

Научиться слушать и понимать поэтов – целая наука! Настоящие стихи, как правило, сложны для восприятия. Читая их, мы трудимся: наши ум и сердца обогащаются опытом поэтического видения мира.

 

Обратимся к стихам гениальных русских поэтов начала XX века. Оцените силу их творческого воображения.

Вот Осип Мандельштам:

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 844. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия