Вопр1 феномен культуры в философии и культурологи
Вопр1 феномен культуры в философии и культурологи Философское осмысление культуры в европейской ис- тории впервые предприняли софисты (представители ан- тичного просвещения второй половины V – первой полови- ны IV вв. до н.э.), а затем киники (одна из сократических школ) и стоики с эпикурейцами (философские направления эпохи эллинизма в древнегреческой и древнеримской культуре IV в. до н.э. – V в. н.э.), у которых явно прослеживается противопос- тавление природного и нравственного начал, природы и куль- туры в целом. Рассуждения Антисфена и Диогена Синопского (киники) о возврате людей к природе, к естественному перво- бытному состоянию, критика стоиками искусственности и ис- порченности образованного общества, по сути дела, были пер- выми попытками критического отношения к культуре, пони- мания ее как своего рода формы отчуждения человека от при- роды, прообразом современного антисциентизма. В позднеримскую эпоху, а затем и в средние века, рас- пространилось и другое понимание культуры, связанное с оценкой городского уклада социальной жизни, более близкое позднейшему понятию цивилизации, а слово «культура» ас- социировалось здесь уже с признаками личного совершенства. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа – культура» сменилась на оппозицию «цивилизация – культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В культурологи- феномен культур как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя
|