Студопедия — Вопр3 Кребер и клакхон классификация определений культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопр3 Кребер и клакхон классификация определений культуры






Специалисты

по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста

основных определений и сгруппировали их следующим образом:

 

Описательные определения - это определения которые восходят в своей основе

к определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев,

верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя

книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и

природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию,

которые складывались веками.

 

Исторические определения подчеркивают роль традиций и социального

наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития

человечества. Генетические определения примыкают к историческим и

утверждают, что культура является результатом исторического развития. В нее

входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от

поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность,

взгляды, верования.

 

Нормативные определения акцентируют значение принятых

правил и норм, поэтому культура - это образ жизни индивида, определяемый

социальным окружением.

 

Ценностные определения - культура - это материальные

 

и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции

поведения.

 

Психологические определения исходят из решения человеком определенных

проблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособление

людей к природному окружению и экономическим потребностям, поэтому

складывается из всех результатов такого приспособления.

 

Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому

человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

 

Структурные определения выделяют важность

моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой

систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и

нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных

потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)

культуры.

 

Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей,

переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с

помощью слов или подражаний.

 

Символические определения: культура – это организация различных феноменов

(материальных предметов, действий,

идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

 

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные

черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и

деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности,

избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально

воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств

не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые

имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя, Древней Греции,

Киевской Руси или современной России.

1. Вопр4 Структура культуры (виды, формы, базовые характеристики)

2. Доминирующая культура

3. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

4. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

5. Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства1.

6. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

7. • исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

8. • исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

9. Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколен-ных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных

10. ' Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, ВТ. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 343—349.

11. Разци 1. Юцн мкгорш кддыр

12. Гша I. Тшмпн идшдр

13. традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению1.

14. Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне2.

15. Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

16. Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей-

17. скую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

18. Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры1.

19. В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения2.

20. Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

21. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятни-

22. ее

23. 1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 352—353.

24. 2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 39—40.

25. 1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 356—357.

26. 2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 40.

27. Разщд 1.»ще итщ цдыдри

28. Пап 2. Типшги [уыур

29. 13

30. ками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой1.

31. 3.2. Субкультура и контркультура

32. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

33. У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, группы, говорящие на разных языках,— различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

34. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

35. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

36. Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит куль-

37. 1 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В,М. Межуев, И.О. Шайтанов и qp. M: Наука, 1995. С. 40.

38. тура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощ-, рение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами»1.

39. Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доми-' 'нирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

40. Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

41. Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишен-

42. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63.

43. Рацы 1.time mmipm фьг;ры

44. run 2. Тишпн

45. 1

46. ными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение статуса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями,







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 1249. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия