Студопедия — НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ






Противоречия, парадоксы, временные регрессы, сопровождающие процесс гуманизации общественной жизни, заставляют задуматься над вопросом: почему этот процесс прокладывает себе путь через все преграды и затруднения, антигуманные события и факты человеческой практики, через все хитросплетения дегуманизированных теоретических построений? Какие механизмы заставляют людей выбирать трудную, не слишком-то высоко оплачиваемую социальную работу, имеющую единственное, но важнейшее отличие от других видов деятельности: возможность помочь людям, отдать свои силы слабым, свою уверенность – нестойким, получив взамен только осознание выполненного долга? Прежде всего это механизм подвижничества профессии социального работника, имеющий нравственно-гуманистические истоки.

Гуманистическая система воззрений и ее сущность.

Гуманизмом в конкретно-историческом смысле слова называют мощное литературно-философское и культурное движение, развернувшееся в XIV-XVI веках, в период Возрождения. Глубокий кризис феодальной системы, всесторонние преобразования, назревавшие в странах, охваченных кризисом, породили, на первый взгляд, неожиданное явление: группа энциклопедически образованных интеллектуалов разворачивает широкое и систематическое исследование трудов античных мыслителей, посвященных проблеме человека. Подобные документы в этот период в большом количестве отыскиваются в книгохранилищах, переводятся и комментируются. Учитывая вековые традиции церковной схоластики, переход к непредвзятому, непосредственному рассмотрению природы человека в тех условиях был по существу невозможен, хотя и актуален. Поэтому авторитет церковной философии был преодолен при помощи авторитета древних философов. Вот таким непростым путем, через прошлое в настоящее, были развернуты исследования и занятия studia humanitatis или познанием вещей, которые относятся к жизни и нравам человека, и которые дали название всему движению и позволили исследовать проблемы взаимоотношений человека и общества, проблемы прав человека и пределы его возможностей.

Не претендуя на полный анализ такого чрезвычайно многостороннего процесса, выделим несколько его составляющих. Вместо средневекового корпоративного человека, неразрывно связанного со своей сельской общиной или городским цехом, своим сословием или со своим церковным приходом, на арену общественного внимания выходит человек, не связанный ограничениями реальной жизни. Граждане европейской «республики ученых» переезжали из страны в страну. Они находили пристанище и признание при королевских и княжеских дворах Италии и Германии, Англии и Польши. Эта эмансипация человека от ограничивающих, сковывающих рамок его социальной ситуации и сословных законов несла в себе огромное прогрессивное содержание, развитое философскими системами. Но в то же время в нем зарождалось зерно индивидуализма, проросшее впоследствии побегами зла. Недаром Шекспир, чье мировоззрение называют трагическим гуманизмом, создал образ «бедного Тома», голого человека на голой земле.

Возрожденческий гуманизм в противовес аскетическим церковным концепциям реабилитировал право человека на счастье при жизни, на земле, а не только на небесное блаженство после смерти. Причем в понятие этого счастья включились и земные, телесные радости. Прелесть мира содержала в себе женскую красоту и плотскую любовь, вкусную пищу и удовольствие дружеской беседы. Причем, если прежде основным регулятором человеческого поведения признавалась лишь репрессивная, запретительная церковная мораль, ибо человек считался существом слабым, грешным, не способным контролировать злые стороны своей натуры, то теперь было провозглашено, что сам по себе человек, свободный от ограничивающего, искажающего воздействия социальной среды, может контролировать свое поведение, желания и чувства по законам разума. Франсуа Рабле, сочинивший привлекательную утопию нового монастыря – Телемской обители, вдохновенно описывает ее жизнь, где прекрасные мужчины и женщины, огражденные от нужды и принуждения, проводят время в наслаждении умными беседами и созерцанием природы, прекрасной музыкой и изящной словесностью, дружбой и любовью. Единственный пункт монастырского устава – «Делай, что хочешь», ибо, по мнению автора и его единомышленников, свободный от нужды и корысти человек сам избирает благое поведение.

К сожалению, действительность была далека от этих утопий. Не только череда бесконечных войн, к которым присоединились религиозные конфликты, не только голод, эпидемии, вспышки фанатизма и обскурантизма омрачали светлый ореол эпохи Возрождения. Среди гуманистов, особенно наделенных властью, встречались люди, использовавшие ослабление ралигиозной моральной регуляции для совершения жестоких и отвратительных преступлений, для практической деятельности, далекой от благих пожеланий философов и художников. Становилось ясно, что само по себе освобождение от сковывающих пут социальных и религиозных запретов, догм и традиций, еще не создает условий для формирования нового человека.

Возрожденческая линия развития лежит в основе традиций европейского рационализма, эпохи Просвещения, которые совершенствовали основанное на разуме понимание природы человека и сущности его соединения в общество. Безусловно, признание естественных, т. е. неотъемлемых, прирожденных человеку прав послужило мощным фундаментом как революционных движений, свергающих оковы феодального общества и угнетения, так и формирования гуманистической традиции, гуманистического мировоззрения в широком смысле слова. Историческая дистанция позволяет сегодня осмыслить неоценимый вклад возрожденческого гуманизма в сокровищницу человеческого разума, и вместе с тем его определенную ограниченность и односторонность. Признание человека автономной и самодостаточной личностью «обрекло» его на индивидуализм, отчужденность от других людей в обществе. Человек мучительно ищет возможности принадлежать к какой-либо общности, примкнуть к какой-нибудь группе в поисках чувства защищенности. Недаром проницательные русские мыслители называли это «теплой связью» человека с общностью. Растворять себя в этой общности антигуманно и практически невозможно для образованного, скептического, индивидуалистического человека современности. Но полный отрыв от этой общности оборачивается пустотой и метафизическим страхом.

Пафос рационального познания, преодолевающего все тайны природы, ничего не берущий на веру, закономерно вошел в европейское мышление и стал неотъемлемой частью менталитета современного образованного индивида. Но жизнь доказала, что рациональное познание не может вскрыть некоторые проблемы, некоторые отношения, доступные непосредственному усмотрению, интуитивному озарению художника или писателя, или просто чуткого человека. Чем объяснить широчайшее нравственное воздействие таких разных личностей, как, скажем Сергей Радонежский на Руси XIV века или мать Тереза, беззаветно служившая страждущим в XX веке? Можно попытаться описать такой феномен в научных категориях, однако, часть их таинственного авторитета ускользнет от исследования, хотя прекрасно улавливается именно интуитивными структурами психики.

Оптимистическая концепция прогресса, сформулированная, несмотря на мрачность конкретной политической ситуации, основоположниками европейского гуманизма и основанная на вере в разум, помогла человечеству покончить с наиболее одиозными видами социального угнетения и экономической отсталости, добиться впечатляющих успехов в развитии науки и технологии. Но дух безостановочного поступательного прогресса ныне, кажется, безвозвратно утрачен. Человечество научилось задумываться о цене прогресса, о его цели и смысле, о его естественных пределах. Сегодня не только в откровениях священных писаний различных религий, но и в трудах вполне рациональных ученых звучит мысль о возможном конце человеческой истории в связи с гибелью человечества. Нужно признать, что такой синтез рационалистических и религиозных воззрений, такое сочетание позитивистской уверенности и мудрой резиньяции, сомнений в способности человечества управлять собой, придают глубину и разносторонность представлениям гуманизма в широком смысле слова.

Итак, гуманизм в данном случае – это исторически изменяющаяся система взглядов,признающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. С позиций современного гуманизма, благо человека – это критерий оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством.

Легко заметить, что гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность не с точки зрения сущего, а с точки зрения должного: гуманизм как бы предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования, ответить на которые нелегко и в социальном смысле, и в личностной практике. Прямое подавление человека или косвенное манипулирование им, как известно, широко распространено – от государственных систем до семейных взаимоотношений. Гуманистический тип отношений между людьми предполагает бескорыстную их основу, но в обществе, основанном на корысти, это достаточно редкое явление.

Наконец, гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, а эта идея нелегко находит признание среди самых разных слоев людей. Если основой всех прав человека является признание не просто права на жизнь, но права на жизнь, достойную человека, полноценную, творческую, то следует признать, что гуманистический принцип социальной справедливости недаром имеет такое долгое, прочное существование в духовной истории человечества. «Не работающий да не ест» – это категорическое требование апостола Павла, усложняясь по мере дифференциации общества, находит свое выражение и в системах общественного равенства, и в концепциях социального партнерства, оно всегда считалось основой справедливых взаимоотношений между людьми. Невоплотимый полностью как все идеалы, этот принцип получает возможность преображающего воздействия на действительность по мере развития общественно-экономического базиса общества. Гармонизация социальных интересов, без которых невозможна стабильность общества, основана на сближении крайних значений принадлежащей полярным (т. е. самым богатым и самым бедным) группам в обществе доли общественного богатства, возможности доступа к органам принятия решений и к образованию, социальной мобильности. Общество со слишком большим расхождением в этих показателях нестабильно. Целенаправленная деятельность по уменьшению, определенному сглаживанию этих различий, повышает устойчивость системы.

Достаточно серьезные внутренние противоречия несет в себе принцип осуществления всей полноты прав человека. Всякое общество в какой-то степени означает самоотказ человека от определенной части своей свободы в пользу другого человека и других людей, которые также самоограничиваются в своих правах. Государство же, в рамках которого жизнедействуют все современные общества, прямо претендует на то, чтобы насильственно ограничивать права отдельных граждан, принуждать их, вопреки их возможному нежеланию, к тем или иным действиям, необходимым для данного государства.

Конечно, права человека, признаваемые прирожденными, имеют социальную природу и, как таковые, социально изменчивы и конкретны. Они ограничены экономическими возможностями данной страны и ее морально-историческим сознанием. Не может быть только покушения на те заповеди, которые зафиксированы простыми нормами нравственности и которые охраняют возможность жизни, семейного очага, самостоятельности и ответственности в принятии человеком решений и выполнении их. Формулируемые различными органами ООН документы, касающиеся тех или иных прав человека, исходят из фундаментальности прав на жизнь, на защиту, на достойные условия воспитания и образования, на политическое и социальное равноправие всех людей на Земле, однако признают неосуществимость ряда декларативных требований и прав в конкретных условиях разных стран.

Социальный работник, содержанием деятельности которого является содействие индивидам, семьям и группам в осуществлении своих социальных прав, сталкивается с недостатком ресурсов, непониманием со стороны властных структур, желающих из соображений экономии минимизировать объем социальных гарантий до уровня элементарного выживания или ниже его. Но и принимая во внимание все трудности сегодняшней экономической ситуации, нельзя разделить точку зрения, что право на образование, жилище, медицинское обслуживание, право иметь детей и давать им полноценное воспитание, определяется только денежной состоятельностью индивидов и не является всеобщим. Общество заплатило бы слишком высокую цену не только ростом социальной нестабильности, не только дегуманизацией, но и элементарным вырождением, потерей значительной части интеллектуального и генетического фонда, укоренись такой взгляд. В то же время, даже невзирая на прагматическую важность, на перспективную необходимость деятельности по поддержке людей в осуществлении ими своих социальных прав, специалист по социальной работе призван оказывать такую помощь не ради будущих возможных выгод, а ради сегодняшней потребности в этом. Причем деятельность эта должна исходить из специфической трактовки принципа аполитичности: никакие причины политического, идеологического, религиозного, национально-расового характера не должны препятствовать оказанию помощи. Социальная работа не может обусловливаться принуждением людей к отказу от каких-либо своих социальных прав или мировоззренческих установок.

Помимо чисто человеческой слабости в стремлении оказать помощь своим, более близким по судьбе, религии, языку и т. д., более симпатичным по своим убеждениям, – с этой слабостью можно бороться с помощью должностных инструкций и воспитания общественной толерантности, – существуют объективные, или субъективно-объективные предпосылки нарушения прав личности при оказании помощи. Так, предоставление бездомным места в приюте вряд ли может происходить на семейной основе – для этого просто не будет материальных возможностей. Значит, условием помещения в приют должен стать отказ человека от своих семейных прав – хотя бы временно. Колоритные картинки жизни обитателей работного дома, изображенные Ч. Диккенсом, рисуют как раз такой вынужденный отказ от семейных связей и чувств – проявления супружеских, родительских чувств, или любовь сына к матери рассматриваются как недопустимое нарушение правил работного дома. Конечно, помимо литературных образцов, может возникнуть множество коллизий подобного рода, разрешение которых потребует сложных нравственно-философских раздумий, но в основе этих раздумий должна быть мысль о недопустимости посягательства на права человека при оказании ему помощи. Использование «хлебного оружия» в межгосударственной, скажем, практике испытано многократно, и ни к чему хорошему это не привело.

 

Тема 7. Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности

 

Задание:

1) Прочитайте материалы о деятельности комиссии по социальным вопросам и демографической политике общественной палаты Российской Федерации.

2) Оцените, могут ли предложенные инициативы повлиять на качество жизни российских граждан.

 

Комиссия по социальным вопросам и демографической политике общественной палаты Российской Федерации включила в список социальных проблем, которые должны стать приоритетом для общества и власти, следующие направления:

- проблемы семьи и детей;

- проблемы труда и занятости населения;

- проблему бедности;

- проблемы социально-уязвимых групп населения (дети-сироты; дети-инвалиды; несовершеннолетние, находящиеся в местах принудительного содержания под стражей; беременные женщины и женщины с малолетними детьми);

- вопросы общественного содействия и гражданского контроля детских стационарных учреждений, вопросы социального патроната;

- проблемы ЖКХ;

- проблемы, возникшие в результате аномальных погодных условий на территории нашей страны летом этого года, – это рост цен на продукты питания и последствия лесных пожаров;

- сохранение и укрепление института здоровой и полноценной семьи.

Это связано и с тем, что несмотря на принимаемые федеральными и региональными органами государственной власти меры, в России не снижается количество детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в интернатных учреждениях. Растет общее число детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, и число ежегодных выявлений таких детей. Не искоренены такие позорные для нашей страны явления, как беспризорность и безнадзорность, отмечен рост социального сиротства. Важной задачей всего общества является создание условий для того, чтобы социальная система и все входящие в нее учреждения научились взаимодействовать с семьей, как главной ячейкой общества.

В нашей стране работает сегодня 532 тыс. работников социальной сферы. Их нужно «повернуть» к работе в социальной среде – к плановой помогающей работе с семьей по месту жительства, на улице, во дворе, в местах скопления детей и молодежи. Необходимо сделать работу социальных органов более оперативной и решительной. Сегодня можно говорить о том, что несвоевременно выявляются семьи, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи государства, с ними не всегда проводится необходимая профилактическая работа. В результате многие из таких детей становятся жертвами преступлений или совершают их сами.

Приоритетными направлениями в деятельности по защите интересов детей должно быть своевременное выявление и коррекция проблем семей на ранней стадии семейного неблагополучия, организация профилактической работы с ними. Необходимо создать профессиональное сопровождение семей и сети центров профессионального сопровождения семей с детьми. Социальным работникам, необходимо помогать родителям, выстраивать отношения с детьми, системно заниматься их просвещением в области права, психологии, медицины.

Конечной целью усилий и законодателя, и общества должно стать сохранение семьи и всесторонняя, адресная помощь ей.

Для снижения уровня напряженности в социальной сфере необходимо привлечение к работе профильных некоммерческих организаций (НКО). В ближайшей перспективе планируется переход от монополии государства в социальной сфере к монополии в ней различных некоммерческих организаций. Это позволит решить такие проблемы как:

- поддержка многодетных семей;

- профилактика детской беспризорности и детской бедности;

- создание алиментного фонда;

- оказание высокотехнологичной помощи больным детям;

- увеличение размера «Материнского капитала», повышение статуса семьи, реклама здорового образа жизни и др.

Общественной палатой Российской Федерации инициирован проект Общероссийского информационного портала под названием «Социальная карта Российской Федерации». В основу данного проекта положен принцип отражения уровня социального развития отдельных регионов страны, а также изменений социального положения граждан в зависимости от активных действий (бездействия) местных властей, а также других факторов техногенного, природного и другого характера.

Общероссийский информационный портал «Социальная карта Российской Федерации» будет источником информации не только для простого обывателя, но и для экспертов, журналистов и органов власти, поскольку будет являться индикатором состояния всей социальной системы страны. Он позволит отслеживать в интерактивном режиме малейшие изменения социального состояния не только в целом по стране, но и в отдельно взятом регионе и даже городе. Это позволит создать возможность оперативного реагирования на ситуацию.

Ключевым элементом портала будет информация о социальном паспорте каждого региона страны, содержательное наполнение которого осуществляется посредством предоставления информации от субъектов Российской Федерации по разработанному Комиссией шаблону запроса.

Содержательное наполнение социальной карты на портале, помимо социального паспорта региона, будет происходить посредством постоянного мониторинга федеральных и региональных СМИ, а также анализа данных от региональных общественных палат, по результатам которых на интерактивной карте будет «загораться» в области того или иного субъекта Российской Федерации красная (зеленая) «лампочка». Это будет сигнализировать о позитивных, либо негативных сложившихся обстоятельствах в данном регионе, что позволит оперативно отреагировать на ухудшение ситуации путем принятия превентивных мер по стабилизации социальной напряженности в субъекте РФ, или отметить выдающиеся достижения местных властей в области проведения социальной политики.

На данном портале любой гражданин сможет получить исчерпывающую информацию по различным направлениям социальной сферы в разделе социально-правового ликбеза, где простым языком разъясняются права и возможности граждан по тем или иным социальным вопросам.

Предполагается создать мощный рубрикатор портала, включающий в себя такие разделы как:

- контактная информация социальных служб каждого региона страны;

- горячие линии;

- новостная лента, отражающая ключевые события социальной сферы;

- форум по социальным проблемам для обмена мнениями и опытом в их решении;

- опросные листы для анализа общественного мнения;

- аналитические статьи для отслеживания тенденций развития социальной сферы;

- юридические консультации со специалистами;

- интернет-конференции и Интернет – интервью для обсуждения особо острых социальных проблем;

- полезные советы;

- социальная поддержка в трудной ситуации.

Помимо вышеперечисленного, на портале будут отслеживаться ход выполнения в каждом субъекте страны Приоритетных национальных проектов. Портал будет вправе разворачивать на своей площадке обсуждения наиболее актуальных проблем в обществе, организовывать прямые Интернет – конференции (в формате Информационного агентства)и интервью с участием компетентных экспертов, проводить исследования, строить рейтинги и др.

Как уже говорилось ранее, ключевым элементом данного портала будет информация о социальном паспорте каждого региона страны, содержательное наполнение которого будет осуществляться посредством предоставления информации от субъектов Российской Федерации по разработанному Комиссией шаблону запроса.

Шаблон запроса включает в себя:

- широкую совокупность демографических показателей;

- параметры, отражающие развитость социальной инфраструктуры региона;

o данные об эффективности расходования средств на социальные проекты в регионе и др.

- Это – максимально подробная информация со всех регионов страны, включающая кроме прочего:

- численность населения с доходами ниже прожиточного уровня;

- количество многодетных семей;

- численность получателей пособия на детей, размер ежемесячного пособия;

- число дошкольных учебных заведений, численность воспитанников, персонала;

- расходы бюджетов всех уровней на содержание;

- социальные приюты, интернативные заведения и многое другое.

Были инициированы еще два крупных проекта, – это «Социальный Кодекс» и «Социально-правовой ликбез», которые призваны способствовать решению многих социальных проблем нашего современного общества.

«Каждый гражданин России имеет право на достойную жизнь».

Достойная жизнь должна быть обеспечена высоким качеством жизни.

«Социально-правовой ликбез» – первый такого рода проект, в котором максимально систематизированы в отдельных изданиях нормативно-правовые акты, регламентирующие правовой статус и возможности гражданина по следующим направлениям: «Пенсии», «Дети», «Семья», «Военнослужащие» «Инвалиды» и др.

Пользователям также будут полезны практические примеры, предложенные в книгах, образцы документов, контактные телефоны и адреса региональных социальных служб, горячих линий, информация, «куда обращаться в трудной жизненной ситуации», сведения о федеральных и региональных социально – ориентированных НКО и Фондах.

Назначение «Социального кодекса» состоит в прямой реализации статьи 7-й Конституции РФ, в которой сказано, что «каждый гражданин России имеет право на достойную жизнь».

Тема 8. Социальная работа как научная теория

 

Задание:

1) Прочитайте статью Т.П. Медведевой «Субъект-объектная сущность клиента социальной работы».

2) Составьте перечень незнакомых терминов и раскройте их содержание с помощью специализированных справочников.

 

Г.П. МЕДВЕДЕВА,

кандидат философских наук, доцент, кафедра теории и методологии социальной работы, РГСУ, г. Москва

 

СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ СУЩНОСТЬ КЛИЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные характеристики человека как социального и духовного существа обусловлены воздействием общества. В свою очередь, человек оказывает ответное влияние на общество. Известно, что в процессе исторического развития повышается роль человека в общественных процессах, что отражает повышение значимости индивидуального вклада каждой личности в общественное бытие. Способность (или неспособность) человека к нормальному социальному функционированию и, соответственно, общности, в которую он включен, является одним из факторов, влияющих на качество общественных отношений, эффективность социальной деятельности, и, в конечном счете, на темпы и вектор общественного развития.

Социальная работа является открытой системой, и в ее процессе человек продолжает функционировать в обществе. По мере реализации процесса социальной работы человек может более успешно участвовать в социальных отношениях. Способствуя приведению личности к социальной норме, социальная работа оказывает воздействие на развитие ее (личности) индивидуальности, и человек получает возможность проявить свою индивидуальность в социальном творчестве. В результате социальной работы человек приобретает позитивные качества, которые он реализует в социальном бытии.

Способствуя формированию социально позитивного типа личности, социальная работа существенно облегчает формирование и поддержание разнообразных связей между людьми, гармонизирует их. Влияние социальной работы на общественные отношения проявляется во все большем единении людей вследствие установления между ними связей, обусловленных деятельностью по оказанию друг другу содействия в достижении благополучия. Это же обстоятельство способствует общности образа жизни, что также оказывает положительное влияние на состояние общественных отношений. Необходимость многогранной деятельности по формированию человека обусловливает многосубъектность социальной работы, ее масштабность и всеобщность.

Деятельностная сущность человека одновременно обусловливает его функционирование, самореализацию и самоутверждение как субъекта самодеятельности, самосозидания и саморазвития. При изучении человека как объекта социальной работы невозможно рассматривать его вне контекста общественных отношений, поскольку они неизменно присутствуют на всех этапах жизнедеятельности и развития человека.

Этот человек, условно представленный как объект деятельности, не является объектом в принятом смысле слова. Даже трудная жизненная ситуация, в которой человек субъективно ощутил себя беспомощным, не может в полной мере лишить человека его природной субъектности. Действительно, в процессе социальной работы воздействие на него оказывается, но оно принимает форму взаимодействия, хотя и не всегда равноправного и равнозначного. В той мере, в которой для него это объективно возможно, он принимает осознанное участие в процессе социальной работы, проявляя свои субъектные свойства. Поэтому более корректно было бы именовать его «объект-субъектом» деятельности, учитывая, что и субъектность, и объектность его изменяются в процессе взаимодействия.

Человек как объект социальной работы имеет вместе с тем и выраженную субъектную сущность, активно, в меру своих возможностей, участвуя в процессе деятельности совместно со специалистом, что также является специфической особенностью профессиональной социальной работы. Взаимодействие субъекта и объекта деятельности (социального работника и его клиента) носит всегда диалогический характер, хотя социальный работник является ведущим на всех этапах процесса социальной работы. Человек является объектом исследования

В результате проведения исследования выявлено, что более низкой стрессоустойчивостью обладают женщины по сравнению с мужчинами той же группы. Менее подверженными стрессу оказались люди в возрасте от 22-х до 34-х лет. Для людей, не состоящих в браке, более характерна достаточно высокая стрессоустойчивость; среди людей, состоящих в браке, количество людей распределилось поровну в показателях высокой и низкой стрессоустойчивостью. Люди, имеющие стаж работы в данной конкретной организации 5 лет и более, имеют более высокие показатели по шкале с более высокой стрессоустойчивостью, нежели с низкой. Лица, проживающие в отдельных квартирах обладают в равной степени как высокой, так и низкой стрессоустойчивостью; проживающие в коммунальной квартире также оказались достаточно устойчивы к стрессовым воздействиям. Процентное соотношение людей экстравертированного и интровертированного типов распределилось практически равномерно по шкалам с высокой и низкой стрессоустойчивостью, но все же с преобладанием шкалы экстравертированности. Меньшей стрессоустойчивостью обладают лица, имеющие выше среднего показатели по шкале нейротизма.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 238. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия