Скульптура
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – 3-е изд. испр. и доп., Белова С.В., Издательство: «Высшая Школа», 2001. – 484 с.
2. Виноградов Б.В. Безопасность труда и производственная санитария в машиностроении. Сб. расчетов. – М.: Машиностроение, 1963. – 246 с.
3. Щербакова, Е.В. Безопасность жизнедеятельности. Примеры и задачи: учебное пособие / Е.В. Щербакова. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 206 с.
4. Безопасность жизнедеятельности в примерах и задачах: Учеб.пособие: Ч.4. Голотин Г.И.. – Челябинск: Изд-во ЧГТУ. – 1997. – 45 с.
Скульптура
Черты барокко проявляются и в белорусской скульптуре. Она в это время связана с архитектурой, в ее задачи входит украшать интерьеры культовых построек. В это время в Беларуси много работает иностранных мастеров, им приходилось не только показывать свое мастерство, но и учитывать интересы заказчиков: магнатов и шляхты.
Наиболее интересной была мемориальная пластика. Памятники включают рельефы, фигуры умерших, бюсты, аллегорические персонажи, надписи (Надгробие Николая Вольского и его жены Барбары, после 1623 г., в д. Кроменица Гродненской обл.; надгробие Павла Сапеги и его трех жен, после 1635 г., Францисканский костел в Гольшанах, теперь в Музее старинной белорусскойкультуры АН РБ; эпитафия Яна Дусяцкого, 1621 г., Фарный костел в Новогрудке; надгробье Льва Сапеги и его жен, после 1633 г., костел св. Михаила в Вильнюсе).
Вид искусства
| Памятник
| Описание
| Живопись
| Рождество Богоматери.
(1649 г.)
| На иконе представлено изображение праведной Анны, полулежащей на ложе, рядом с ней – служанки с дарами в руках. Справа, у накрытого зелёной скатертью стола, показанИоаким. Его изображение появляется на иконах с XIV века. В нижней части композиции изображена сцена купания младенца Марии двумя служанками.
“Рождество Богоматери” 1649 г. из Могилева – одна из первых подписных и датированных икон музейного собрания – в правом нижнем углу сохранилась надпись с датой: “Року Бжого 1649 Петръ Евсеевич з Голынца”. Неизвестно, кто оставил эту надпись – иконописец или фундатор иконы. В архивных документах было обнаружено имя жителя Могилева Зурасты Петра Евсеевича, с которым сегодня связывают происхождение иконы.
Автор произведения, сохраняя основные черты традиционной иконографии, передает содержание сюжета реалистически, с множеством этнографических и бытовых деталей: на женщинах народные головные уборы – крестьянские «наміткі”; на подушках – вязаные кружева-прошвы. В композицию иконы введены изображения керамической и деревянной посуды, деревянной кроватки, кувшина с полевыми цветами на столе. Иконописец наделяет персонажи конкретными характеристиками, соответствующими национальному белорусскому типажу. Трудно найти более точную этнографически, полную и правдивую передачу предметов крестьянского быта в памятниках иконописи первой половины XVII века.
| Живопись
| Белыничский образ Божией Матери (1623 г.)
| Одна из святынь Беларуси. Известен с 1623 года, находился в Белыничском монастыре кармелитов. По иконографии -Одигитрия с ребенком на левой руке и скипетром в правой. Согласно преданию, лики Марии и Иисуса были нарисованы ангелом. Существовала версия о происхождении образа из Кутеинского монастыря. В 1635 году ризу на образ подарил К.Завиша. Образ приобрел славу во время войны России с Речью Посполитой 1654-67, когда находился в Ляховичском замке и, как считали современники, помог выстоять осаду российских войск И. А. Хаванского. Точно неизвестно, когда образ вернулся в Белыничи, но с конца 17 века тут фиксировали чудесные исцеления и спасения с его помощью. В 1761 году состоялось торжественное коронование образа коронами освященными в Риме на средства Сапегов и Агинских. Во второй половине 18- 19 веков образ пользовался огромным почитанием христиан разных конфессий, особенно в восточной Беларуси, копии с него известны и в других регионах. Инициаторами его культа были кармелиты. К образу шли огромные процессии и организовывались паломничества, а Белыничи называли Белорусской Ченстоховой. Праздник иконы отмечался 12 апреля. Образ остался на своем месте и после передачи в 1876 году Белыничского костела православному духовенству. В 1930-х после закрытия церкви образ хранился в Могилевском областном краеведческом музее, откуда пропал во время 2-й мировой войны. Был выдающимся памятником белорусской иконописи; более близкая копия середины 17-го века находится в Музее старожитной белорусской культуры Института искусствоведения этнографии и фольклера Национальной АН Беларуси.
| Живопись
| Новогрудский образ Божией Матери (1615 г.)
| Находится в костеле Новогрудского иезуитского коллегиума. Образ привез в Вильну в 1615 г. солдат, который вывез его из Вязьмы во время войны Речи Посполитой с Россией 1609-18 гг. Затем он подарил эту икону виленскому мещанину, кузнецу П. Богуцкому, от детей которого образ перешел к М. Коломыйскому, который в свою очередь подарил его К. Процлавскому, канонику Виленской кафедры. В доме каноника образ прославился 54 чудесами. 17 декабря 1662 г. образ был торжественно перенесен в костел иезуитов в Новогрудке, где за 20 лет отмечены еще 20 чудес. В 1673 году комиссия во главе с Виленским викарным епископом М. Служским признала факт чудотворений. Тогда же в Виленской типографии иезуитов напечатана история образа с гравюрой Вилонца. В 1684 году вышло аналогичное издание Дреуса на латинском языке с гравюрой Л. Тарасевича, изображающей икону, а также указатель мест паломничества к 14 чудотворным образам, в том числе и к Новогрудскому. Образ был включен Г. Шерером в перечень чудотворных образов Девы Марии, известных в Европе (1710 г.). На этом образе Матерь Божия представлена стоя, изображение поясное, левая рука на уровне пояса, правой держит Младенца. Мафорий в складках покрывает голову, обвивает ее фигуру наподобие плаща, голова в венце наклонена к Младенцу, Ее взгляд направлен на зрителя, Младенец в длинном хитоне с цветочным узором повернут в три четверти к Божьей Матери, обе Его руки протянуты перед собой, персты рук сложены в благословляющем и указующем жестах, на голове венец.Возможно на гравюре Тарасевича показаны накладные металлические венцы. В общих чертах, композиция напоминает старинный византийский образ наподобие Холмского. В верхних углах гравюры - гербы Б. Уняховского и кого-то из новгородского рода Дуниных. Теперь в кафедральном костеле Преображения Господня находится образ на полотне, украшенный металлической ризой, по иконографии очень похожий на гравюру Тарасевича. Он был отреставрирован и исследован в Варшаве. М. Коломайская считает его копией второй половины 18 века, сделанной с оригинала, который погиб при пожаре костела в 1751 г.
| Живопись
| Портреты известных магнатов ВКЛ
| Среди экспонатов Национального художественного музея Беларуси видное место занимают портреты семьи известных магнатов Великого княжества Литовского Веселовских. Это прежде всего портрет Кшиштофа Веселовского – маршалка великого литовского (с 1635 г.) и эконома гродненского (с 1636 г.), чье имя сохранилось в истории города благодаря кипучей общественной деятельности. Рядом находится портрет его жены Александры Марианны Веселовской (урожденной Собесской) – двоюродной сестры польского короля Яна III Собесского. И, наконец, на третьем портрете изображена их приемная дочь ГризельдаСапега – жена Яна Станислава Сапеги, маршалка великого литовского. Эти полотна представляют собой уникальное явление в отечественной живописи первой половины XVII века и являются немеркнущим наследием белорусского народа. Но мало кто знает, что история этих бесценных шедевров неразрывно связана с обширными гродненскими подземельями, а именно, с криптами костела Благовещения Девы Марии, ранее входившего в комплекс Бригитского монастыря.
| Скульптура
| Разделение
| XVII век запомнился как век усиления на территории Беларуси религиозных разногласий. Начало польской экспансии явилось фактором разделения на тех, кто поддерживал польское, и на тех, кто тяготел к России. Это — век разделения внутри Беларуси. Идея выражена пластическим объемом в виде человеческого лица, внутри которого происходит борьба формы, подчиненная природной сути вещей. Напряжение усилено разрывом объема внутри объекта.
Несмотря на внутренние противоречия, объект остается цельным внутри и воспринимается единым и гармоничным снаружи.
| Скульптура
| Памятник ЛьваСапеги и его жён
| Памятники в Костеле Святого Михаила (Вильнюс). Разноцветный главный алтарь чёрного, красного, зелёного, бронзового мрамора относится к XVII веку.
В храме справа от главного алтаря сохранился надгробный памятник фундатора костёла Льва Сапеги (умер в 1633 году), его двух жён Елизаветы, урождённой Радзивилл, и Дороты, урождённой Фирлей, с их скульптурными изображениями и эпитафиями. Помимо того, в костёле находятся мраморные памятники сына Льва Сапеги Яна Станислава Сапеги (умер в 1637 году) и Теодоры Кристины Сапеги из рода Тарновских (умерла в 1652 году), другие надгробные памятники вельможного рода. Над входом в крипту установлена мраморная таблица Христофора Сапеги (умер в 1631 году), составляющая часть портала.
Прах Сапег покоится в крипте под алтарём.
| Декоративно-прикладное искусство
| Барельефная икона
| Барельефная икона из дерева, с резьбой и полихромией в Беларуси — большая редкость. Икона конца 17-го века происходит из деревни ВербовичиНаровлянского района Гомельской области. До Великой Отечественной войны она находилась в Белорусском государственном музее, с 1954 года — в Картинной галерее БССР (ныне Национальный художественный музей Беларуси).
| Декоративно-прикладное искусство
| Царские врата
| Царские врата первоначально хранились в Спасо-Преображенской церкви в деревне ВорониловичиПружанского района Брестской области. Эта церковь была основана в 1644 году подканцлером ВКЛ Казимиром Львом Сапегой, сыном Льва Ивановича Сапеги. В нынешнее время их можно увидеть в Национальном художественном музее.
Царские врата созданы около 1644 года мастером, который владел утонченной техникой резьбы по дереву. Абсолютным новаторством стала замена традиционных иконописных изображений Евангелистов и Благовещения барельефами, в которых чувствуется влияние иконописи и гравюры; каждое изображение напоминает икону с ковчегом. Подобные произведения нехарактерны для иконостасов середины 17-го века России и Украины и относятся исключительно к белорусской школе.
| Графика
| Портрет В.В. Голицына
| Гравюра датируется на основании того, что Голицын был сослан в 1689 году и портрет не мог быть исполнен после его ссылки. Существует портрет В.В. Голицына с монограммой А.Т., который исследователи считают работой А. Тарсевича. Данная гравюра - копия, вероятно, исполненная тем же автором.
|
Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...
|
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...
|
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...
|
Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...
|
|
Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...
Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и регистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...
Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...
|
|
Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...
Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...
|
|