Студопедия — Русская усадьба эпохи классицизма как тип архитектурного ансамбля
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская усадьба эпохи классицизма как тип архитектурного ансамбля






В этом сообщении рассматривается та группа городских усадеб периода классицизма, которые возводились в центрах русских городов в качестве главных элементов их планировочной структуры

Ярким примером усадьбы, спроектированной именно как ключевой архитектурный объем в структуре города, явилась резиденция наместника Новороссии князя ГА-Потемкина-Таврического в Екатеринославе, которому в конце XVIII в. предназначалась роль столицы этого недавно присоединенного края. Новый город был разбит на плато высокого холма над Днепром

Проектировавший его в 1790-х годах И.Е.Старов поместил дворец Потемкина в точке схода трех улиц-лучей, составивших основу генерального плана. Эти лучи сближались у полукруглой площади перед дворцом, вливаясь в ее пространство. Таким образом, при продвижении из различных концов города по этим улицам в их перспективе должен был возникать фасад резиденции с повышенной средней частью ее главного объема, предваряемой строгим дорическим портиком; с флигелями главный дом соединяли галереи. На фоне фасада дворца должна была выделяться статуя основателя города. Предложенная И.Е.Старовым система генплана не была реализована, но Потемкинский дворец все же стал наиболее представительным сооружением нагорной части Екатеринослава, поскольку строительство собора надолго затянулось. Возведенный в 1789 г. у края обрыва к реке, внушительный протяженный объем Потемкинского дворца "держал" архитектурное пространство этого узла городской структуры. В середине XIX в. он являлся не только одной из двух композиционно взаимодействующих доминант (дворец-собор), но также и необходимой здесь архитектурной кулисой, создававшей и сохранявшей "художественное поле" ансамбля, отграничивая его от пространства природы. За дворцом, на склоне горы, по проекту В.Гульда был устроен великолепный парк в английском стиле. Неоднократно перестраивавшийся Потемкинский дворец оставался главной достопримечательностью Екатеринослава. В 1820-х гг. он был преобразован в Дворянское собрание, а парк стал городским садом.

Если усадьба Потемкина из-за превратностей истории не смогла выполнить своего прямого назначения, то усадьба Главного командира Черноморского флота в Николаеве стала весьма значимым в городе сооружением в течение длительного времени. Это определялось тем, что Николаев был выстроен в 1791-1795 гг. как административный центр Черноморского флота портов и как его главная судостроительная база 2. Вследствие чтого городской организм скоро был преобразован на военный лад сведя на нет гражданские учреждения (и вытеснив их физически), так что Главный командир флота стал единоличным правителем города. Его усадьба заняла ключевое положение: выстроенная над откосом высокого берега у слияния рек Ингула и Буга, она как бы концентрировала доступ к центру города, сооружения которого (адмиралтейство, собор, штаб флота и портов, гидрографическое депо, присутственные места Черноморского интендантства, Морское собрание и др.) располагались вдоль Ингула.

Возведенный в 1793 г. одноэтажный главный дом, увенчанный бельведером, на флагштоке которого развевался андреевский флаг, впоследствии многократно перестраивался и расширялся3. Однако на всех стадиях он сохранял строгую симметрию плана и крайнюю сдержанность архитектурного решения фасадов; канцелярия и архив размещались в корпусах, пристроенных к главному фасаду. Дом был окружен парком, местами спускавшимся по склону. Прекрасно обозримый с речного пути, в обрамлении зелени, дом Главного командира Черноморского флота стал своего рода "архитектурной заставкой" той композиции, которая разворачивалась вдоль берегов по мере продвижения вглубь города.

Аналогичная усадьба в Архангельске, меньшая по размерам и более скромная по облику, занимала несколько иное положение в городе. Имея развитое судостроение, гражданская администрация Архангельска с помощью Екатерины II смогла преодолеть экспансию военного ведомства, распространившего свои учреждения и постройки по всему городу и стеснявшего горожан постойной повинностью, и ограничить его территориально Соломбальскими островами и противолежащим участком за городской чертой4.

В этот период возникли прекрасные усадебные ансамбли под Москвой - Кусково, Архангельское, Останкино. Их строительство осуществлялось, главным образом, крепостными мастерами: зодчими, резчиками, живописцами.

Замечательный по красоте ансамбль составляет Архангельское с его дворцом, колоннадами крыльев, огромным живописным парком, в котором разбиты партеры и газоны, спускающиеся террасами к реке, разбросаны павильоны, беседки и большое количество скульптур. Залы дворца украшены росписью, картинами и скульптурой.

Не менее интересно Останкино (Пушкинское), построенное и отделанное преимущественно крепостными мастерами. Особенно хороша анфилада комнат дворца и его театральный зал.

Несколько позже, наряду с усадьбами дворцового типа, начали возникать маленькие живописные усадьбы типа Братцева и Городни, строительство которых приписывается Воронихину. К числу больших усадеб Подмосковья относится усадьба в Марфино, построенная в стиле псевдоготики в первой половине XIX века.

Наиболее развитым усадебным ансамблем классицизма является Кусково. Окруженный обширным парком дворец с богатейшей по отделке анфиладой зал, служит центром ансамбля. Перед дворцом расположен пруд, позади - партер, украшенный скульптурой. В парке разбросаны павильоны: Эрмитаж, Итальянский домик, Грот, Голландский домик и другие.

 

6 стиль империи в резиденциях наполеона, фото
Ампир, или "стиль Империи" (франц. - "империя" от лат. Imperium - "командование, власть") - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой империи Наполеона Бонапарта.

Основными представителями ампира в зодчестве были Шарль Персье и Пьер Фонтен — придворные архитекторы Наполеона. Хотя эти мастера, работавшие совместно, и построили ряд сооружений, в основном они были декораторами, и большая часть их деятельности связана с оформлением интерьеров и работами для художественной промышленности. Персье и Фонтен перестраивали замок Мальмезон — резиденцию Наполеона, расширили Лувр, произвели отделку ряда дворцовых интерьеров. Они составляли эскизы для внутренних отделок, мебели, художественных изделий из металлов, художественных тканей, ваз. Художники создавали композиции, широко привлекая римские, помпейские декоративные мотивы.

Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм.

Персье и Фонтен перестраивали и отделывали интерьеры Лувра, Мальмезона, Фонтенбло и ряда других дворцов в соответствии с требованиями стиля ампир. Они украшали стены пилястрами и колоннами, потолки — кессонами, вводили много позолоты, предпочитая выделять золото на темно-синем или красном фонах, сочетать его с белым мрамором. Получают распространение орнаменты, составленные из военных доспехов, арабесок, пальметт, заимствованных из этрусского или египетского искусства, фантастические звериные мотивы.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 317. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия