Студопедия — Глава 1. Творческий путь художника до открытия школы рисования и живописи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. Творческий путь художника до открытия школы рисования и живописи






1.1. Академическое образование в Санкт-Петербурге

Имя основателя школы Юрия Моисеевича Пэна довольно часто замалчивается в пользу М. Шагала. Юдель Пэн родился 24 мая 1854 г. в бедной многодетной семье в небольшом местечке Ново-Александровске Ковенской губернии (ныне Зарасай, Литва). Воспитанный в традиционной еврейской среде, он получил религиозное образование. Юделю (Юрий по-русски, Иегуда – на иврите, Юдель – на идише; примечательно, что сам художник называл себя в русском варианте – Юрий, а в официальных документах писал «Юдель») было четыре года, когда умер отец. Интересен тот факт, что в анкете, заполненной в 1921 году Ю. Пэн собственной рукой написал: «Пэн Юрий Моисеевич». Фамилия Пэн в переводе с еврейского означает «перо». Очевидно, этим и можно объяснить встречающееся в литературе довоенного периода написание фамилии Пэн с буквой «е». Есть такое написание и на некоторых работах художника.

С 1858 по 1867 г. мальчик учился в хадере, затем в талмуд-торе, где обнаружились способности к рисованию, которое стало его любимым занятием. Кроме разрисовывания букв в книгах, он пытался делать наброски портретов своего окружения. Но увлечение Пэна рисунком не одобрялось семьёй.

Мать художника, озабоченная его успехами на уроках рисования, отправила сына учиться к знакомому маляру в Двинск (Литва). С 1867 по

1875 г. Пэн работал подмастерьем маляра и выполнял довольно сложные заказы[1]. Мастер пытался отговорить мальчика от карьеры живописца, повторяя, что «художники – пьяницы, голодранцы и умирают от чахотки или сходят с ума». Очень непросто было стать художником в еврейской ортодоксальной среде, поскольку любое пластическое изображение строго осуждалось.

Иудейская культура отказалась от изобразительности и не воспринимала её как ритуальное искусство. Однако, Пэн проявил упорство.

В 1876 г. Пэн покинул мастерскую по изготовлению вывесок в Двинске и посвятил всё своё время рисунку, подрабатывал частными уроками. В 1879 г. он попытался поступить в Академию художеств, но не выдержал экзамена по русскому языку и литературе. Выходец из среды, говорящей на идише, Ю. Пэн очень плохо говорил по-русски, но всё-таки принял решение остаться в столице и вновь попытать счастье.

С 1879 по 1892 г. Пэн жил в Петербурге мелкими приработками, без права на прописку, давая деньги дворникам, чтобы те не донесли в полицию.

В Петербурге Ю. Пэн регулярно посещал Эрмитаж, он занимался рисунком и снова готовился с помощью Б. Гиршовича и И. Аскназия поступать в Академию.

В 1881 г. художник написал заявление, в котором просил разрешить ему посещать занятия в качестве вольнослушателя, чтобы получить право на проживание в Петербурге. Секретарь академии дал Пэну нужное разрешение и в августе 1881 г. он стал вольнослушателем, а в 1882 г. – студентом Академии художеств. В экзаменационном листе значатся следующие оценки: церковная история – «3», всеобщая история – «4», словесность – «3», математика – «3». А поскольку для поступления требовалось не менее трёх баллов, Пэн был зачислен учеником Академии художеств.

Во время учёбы Пэн встречался с В. Серовым, М. Врубелем и многими молодыми евреями, увлекавшимися изобразительным искусством (М. Маймон, М.-Ц. Мане, М. Иоффе), и уже тогда приступил к разработке национальной художественной программы. Академия художеств позволила ему получить разрешение на право жительства в столице и познакомиться с живописцами первой величины (В. Серов, П. Чистяков, Брюнель, М. Маймон, М. Дилон), студентами и художниками-евреями, связанными с созданием школы еврейского искусства.

В 1885 г. по окончании натурного класса Ю. Пэн получил диплом и серебряную медаль. Однако, не сдав экзамены по общеобразовательным предметам, он мог посещать занятия во втором полугодии только как вольнослушатель.

В октябре 1885 г. Пэн получил диплом «неклассного художника» за представленные живописные работы[2]. В Академии он учился до октября 1886 г., а в просьбе получить диплом «классного» живописца ему было отказано.

 

1.2. Первый опыт и знакомство с Витебском

Покинув столицу, Ю. Пэн в поисках работы отправился в Ново-Александровск, затем в Ригу, где и познакомился с бароном Н.Н. Корфом, который в 1888 г. пригласил его в своё имение недалеко от Крейцбурга. Он прожил там до 1896 г., считая этот период потерянным для творчества, так как писал портреты в основном по фотографиям.

В это время под Витебском обосновался Репин и Пэн с ним неоднократно встречался, что позволило ему познакомится со многими живописцами, установить профессиональные связи в Витебске, найти покровителей и меценатов из местной еврейской буржуазии. Гостивший у барона Корфа витебский губернатор Левашов обратил внимание на работы Пэна, пригласил его в Витебск и предложил ряд заказов[3].

В 1896 г. Пэн покинул Крейцбург, мечтая обосноваться в Петербурге, так как в марте получил паспорт и право на постоянное местожительство в столице. Но благодаря поддержке Левашова и под активным влиянием своих витебских друзей он добился разрешения губернатора и местных властей на открытие в городе частной студии.

Выбор Пэна можно объяснить многими причинами. Основание школы гарантировало ему стабильное положение в обществе и нормальные условия для творчества. Витебск в то время был одним из крупнейших городов Северо-Западного края России, сердцем черты оседлости и средоточием активной культурной жизни.

Таким образом, Ю. Пэн обрёл себе место в провинциальном культурном центре, который гораздо больше удовлетворял его скромные творческие амбиции, нежели Петербург. Кроме того, витебляне поддерживали с энтузиазмом любое новое начинание.

В конце концов, создание школы и применение на практике теоретических принципов Пэна логично вписывались в контекст возрождения еврейской идентичности и национальной программы искусства, в разработке которых художник принимал активное участие ещё в Петербурге.

Дата открытия школы долгое время была поводом для дискуссий и различных заключений. Некоторые исследователи определяют её 1892 г., но такая датировка полностью опровергается архивным документом, составленным в 1904 г. согласно описи всех школ и художественных обществ провинции: «Школа рисования неклассного художника Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств Юделя Пэна» была открыта 19 ноября 1897 г. Количество учащихся на 1 января 1904 года предполагалось от 10 до 25 человек на время от 1 до 6 месяцев.[4]

Местная газета Витебские губернские ведомости напечатала 19 сентября 1898 г. рекламу «Школы рисунка и живописи Пэна».







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 198. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия