Режиссерский суд — суд самый строгий.
Спектакль, не посещаемый зрителями, нельзя назвать иначе, чем провальным. Спектакль, ненужный зрителям, конечно же, плохой спектакль. Упреки, что зрители-де не доросли, ссылки, что классика везде не имеет успеха, и т. п. — плохое оправдание. Никогда не надо винить зрителей, прятаться за автора, сваливать вину на актеров. Коль скоро режиссер выбрал пьесу, распределил роли, работал с актерами — он отвечает за все и за всех. Успех успеху — рознь, как и неуспех — неуспеху. Спектакль БДТ имени Горького «Воспоминание о двух понедельниках» А. Миллера продержался в репертуаре недолго. Администраторы жаловались, что на этот спектакль, как и на «Метелицу» В. Пановой, труднее всего продавать билеты. Но оба эти спектакля были серьезными победами театра. В этих спектаклях в экспериментальном порядке были проверены многие проблемы актерского искусства, многие выразительные средства и Способы. Ни кассовые рапортички, ни ругательные рецензии не должны обескуражить режиссера настолько, чтобы разом, одним махом зачеркивать работу всего коллектива, свою работу. То, что режиссер считает верным, нужным, полезным, в любом, даже в самом слабом спектакле должно быть отмечено. В ряде театров бывали и есть спектакли, активно посещаемые, часто эксплуатируемые; имеющие все приметы внешнего успеха. Но редко, когда коллектив театра заблуждается в оценке подлинного качества «кассовых» спектаклей. Актеры знают, что успех бывает дорогим и дешевым. Есть пьесы «обреченные» на успех. Успех может быть вызван модой, словесными репризами, мелодраматичностью и т. п. Режиссер, приписывающий успех ловко состряпанной пьесы себе, измеряющий свое мастерство продолжительностью аплодисментов и числом аншлагов, нарушает высшую заповедь Станиславского: «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве». Мы работаем для народа, для зрителей. Поэтому мы не можем бить равнодушными к мнению критики, публики, общественности. Но как ни авторитетен рецензент, как ни уважаемы критики, режиссер обязан иметь свою точку зрения на спектакль, свою работу, работу каждого участника. К сожалению, нет способа определить, когда режиссер отстаивает свое решение из упрямства, когда из принципиальности. Когда не приемлет критику, потому что убежден в своей правоте. Ведь в этих вопросах не всегда право большинство. Когда режиссеру навязывают чужое решение, он вправе его отвергнуть. Но когда режиссеру не просто говорят «это ошибка», а доказывают ее, обнаруживают ее, исходя из идейно-художественного замысла спектакля, защита «чести мундира» — не лучшая позиция. ЩЕПЕТИЛЬНЫЕ В0ПРОСЫ Все связанное с материальной стороной жизни театра принято стыдливо обходить. Режиссер, полагающий унизительным для себя считать деньги, потому-де, что он — художник, творец и т. п., совершает непростительную ошибку. Разрыв между требованиями и возможностями из вопроса хозяйственного непременно переходит в вопросы творческие и этические. Всякая бесплановость, в первую очередь финансовая, всегда оборачивается неразберихой творческой, суетой и хаосом. Конечно, почти невозможно все наперед предусмотреть и начисто избежать непроизводительных затрат. Купленная ваза может не понадобиться в последний момент. Может возникнуть. необходимость изменить размеры сундука, отменить переодевание и т. п. Но сколько труда, денег и материалов можно сэкономить, проверив замысел режиссера и художника в условной выгородке? Сколько затрачивается напрасных усилий, когда режиссер не умеет читать чертежи, не проверяет сам лично, что и как изготовляют в мастерских театра? Регулярная проверка того, что делают столяры, бутафоры, костюмеры, художники-исполнители,— святая обязанность режиссера. Не всегда художник знает и помнит, какая створка двери должна открываться, не может он и знать, что вчера режиссер решил раскрыть окно, придумал проход за ним и т. д. Не могут костюмеры сами догадаться, что для переодевания у актера есть лишь одна минута, что по ходу спектакля пиджак будет снят. Да и бутафоры, знающие, как будут использованы заказанные им веера, шкатулки и браслеты, сделают их соответственно получше, поудобнее. Нельзя, конечно, требовать от режиссера владения всеми театральными профессиями. Но тот, кто любит и знает театральную технику, может рассчитывать на неизмеримо большее уважение технического коллектива театра, чем тот, кто ею пренебрегает. Как-то я пожаловался Леонидову на пожарную охрану, запрещающую пользоваться на сцене открытым огнем и тем самым лишающую нас возможности сделать финал сцены эффектным. «А вы,— посоветовал Леонидов, — поручите этот эффект самим пожарным».
|