Студопедия — Онтология как философское учение о бытии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтология как философское учение о бытии






Приблизительно с XVI в. наряду с термином «метафизика» в равном с ним значении мыслителями применялся термин «онтология». В настоящее время принято считать, что метафизика включает онтологию как свою основополагающую часть, но в целом ей не тождественна.

Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии как таковом. Это раздел философии, который изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие, универсальные связи, законы, решает вопрос о происхождении мира. Термин «онтология» ввел немецкий философ Р. Гоклениус в 1613 г. при подготовке «Философского лексикона» (философского словаря).

В онтологии и философии в целом мир осмысливается с помощью философских категорий как предельно общих понятий. Наиболее общими понятиями онтологии являются категории «бытие» и «небытие». В философской литературе синонимами терминов «бытие», «быть» являются понятия «существование», «реальность», «существовать», «находиться в наличии». Термин «небытие» означает несуществование.

Проблема бытия осмысливалась уже первыми античными философами. Они пытались выделить первоначала мира, которые составляли его предельные основания и обеспечивали стабильность мироздания. К таким первоначалам натурфилософы Античности относили абстрактно понимаемые стихии – огонь, воду, воздух.

Впервые термин «бытие» ввел античный философ Парменид (ок. 540–470 гг. до н. э.) в целях определения и решения проблемы обеспечения веры людей в космическую силу, которая способна сохранить их жизнь. Он понимал бытие предельно широко, абстрактно, фактически отождествляя его с неким вселенским мышлением, безликим божеством. Основная идея представлений Парменида заключалась в том, что бытие есть, а небытия нет. Бытие им рассматривалось как единое и неизменное. Оно не возникает и не уничтожается, всегда тождественно самому себе, абсолютно.

На основе идей Парменида о неизменности бытия и взглядов Гераклита о бытии как абсолютно изменчивом существовании свою, особую, концепцию бытия создал Платон. Он считал, что истинно сущим бытием являются идеи, а им противостоит материя или мир небытия.

Многие философы пытались объяснить бытие, сводя его к понятию «сущее», т. е. рассматривали их как синонимы. Другие полагали, что «сущее» есть часть бытия. Существует также взгляд, что «сущее» является основой бытия, неизменным ее началом – субстанцией.

Категория «субстанция» (от лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) обозначает внутреннее единство, общность многообразных вещей, явлений и процессов, посредством которых и через которые субстанция существует. Природа (сущность) субстанции была положена в основания понимания трех различных концепций бытия. В истории философской мысли были сформированы:монистическая, дуалистическая и плюралистическая интерпретации бытия.

Представители монизма (Платон, Г. Гегель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза и др.) утверждали, что в основе мира лежит всего лишь одно начало либо материальное, либо идеальное.

Последователи дуализма (лат. dualis – двойственный), основоположником которого был Р. Декарт, утверждали, что в основе мира лежат два самостоятельных начала – материя и дух.

Плюралистическую концепцию разработал Г. Лейбниц. Он считал, что в основе каждой вещи в мироздании лежит самостоятельная субстанция (монада).

В зависимости от оснований выделяют различные уровни, формы и виды бытия. К уровням организации бытия относятся: актуальное (действительное) и потенциальное (возможное). Актуальное бытие – это наличное бытие, т. е. наличие существования в данный момент или в конкретно пространственно-временном интервале. Существует и такая часть бытия, которая превращается в настоящее. Это потенциальная форма действительности, которая является зарождающимся или потенциальным бытием.

Виды бытия могут быть представлены в качестве объективной и субъективной, материальной и идеальной реальности. К объективной реальности относятся различные явления и процессы, существующие вне и независимо от сознания человека. Субъективная реальность включает в себя сознание людей, их мышление, индивидуализированную и общечеловеческую духовность.

Формы бытия отражают природное бытие и бытие социальное. Природное бытие – это материализованные, т. е. видимые, ощущаемые, осязаемые и тому подобные состояния, объекты, явления, процессы природы. Социальное бытие – это бытие общества как саморазвивающейся системы. К нему относится существование коллективов, личностей, их связи, а также процессы – реформы, революции, войны, миграции людей, смена власти и форм государства, появление и исчезновение стран, городов, цивилизаций и т. д. В последнее десятилетия XX в. благодаря развитию информационных технологий складывается новая форма бытия. Это виртуальное, или компьютерное, бытие, которое существует и развивается в электронной среде – киберпространстве.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 185. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия