Структура и функции философии.
Основные разделы философии: 1. Онтология – учение о бытии, о фундаментальных принципах существования природы, человека, общества. Повопросу что первичнее философы делятся на идеалистов(мировой разум) и материалистов(материи и атомы). 2. Гносеология – изучает границы, законы и пути осущ. познавательной деятельности человека. По вопросу возможно ли познание мира делятся философы на оптимистов и пессимистов(скептики и агностики). 3. Философская антропология – изучает сущность человека, формы его существования в мире (учение о человеке). Сократ считал бесполезным изучение природы. 4. Социальная философия – изучает закономерности развития общества. После, когда обострились социальные противоречия выделилась такая наука как социология. Функции философии: 1. Мировоззренческая – формирует ориентиры, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение. Роль философии возрастает именно в переломные моменты общества, когда меняются мировоззренческие установки и общество обращается к философии как мировоззренческой опоре. 2. Критическая – Критика заложена в самом философском отношении к миру. философия критически анализирует знание для того, чтобы выделить более высшие понятия и соответственно отсеять более обыденное. 3. Гносеологическая – изучает сущность познания и его границы, решает проблему отношения знания и реальности. 4. Методологическая - философия разрабатывает и рекомендует науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования. 5. Интегративная - философия объединяет все отдельные области знаний в целостную систему. 6. Аксиологическая – оценивает вещи и различные явления окружающего мира. Роль возрастает в переломные моменты истории. Оценка проводится с точки зрения идеологических, этических, религиозных, моральных и др. ценностей.
5. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии. § Сословно-кастовый строй Касты (варны): - Брахманы – жрецы - Кшатрии – военная аристократия - Вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы - Шудры – слуги, зависимые люди. Выделяют 3 периода в древнеиндийской философии: -Ведический(1-я пол. 1 тыс. до.н.э.) -Эпический(2-я пол. 1 тыс. до.н.э.) -Классический(с 1 тыс. н.э.) В ведический период были созданы тексты Вед, в кот. Излагались мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считают Упанишады – переход от мифологии к философии в древнеиндийском обществе. В эпоху перехода от родового к раннеклассовому обществу произошло формирование различных школ древнеинд. философии. - Ортодоксальные (подтверждали авторитет Вед) 1. Миманса – главные категории – дхарма(нравственный долг) и мокша (состояние святости). Ставит вопрос как следовать дхарме на пути к мокше и пытается дать на него ответ. 2. Веданта – непосредственно опиралась на веды. Веды – священный источник. Мир – это школа жизни для каждого человека, необходимо следовать наставлениям гуру. Человек должен только становиться лучше в жизни. 3. Ньяя – развивала теорию силлогизмов и дедуктивного умозаключения. 4. Йога – (сосредоточение) религиозная вера рассматривается как важнейший элемент теоретической мысли и практик. Цель теории и практики йоги – достижение единства с Богом. 5. Вайшешика – При объяснении действительности для нее определяющее значение имела категория особенности субстанций, атомов, душ. Цель – достижение избавления от страданий через истинное познание - Неортодоксальные (отрицали авторитет Вед) 1. Чарвака-локаята - говорила, что мир материален, мы ощущаем его черз органы чувств, а вера недоказуема. С санскр. переводится как «глотать», «жевать». Т.е. некоторые сторонники считают, что Веды нужно «проглотить» не вникая в их содержание. Другое значение – не признает существование другого мира о котором говорят Веды. 2. Джайнизм – название получила от одного из «школы мудрецов» по прозвищу Победитель – Джина. Содержание философии джайнизма – этика, учение об избавлении страстей, победе над ними. Человек должен быть развит духовно. Действует принцип ахимса. 3. Буддизм – последователи называют его «Дхарма» (учение, закон). Будда Шакьямуни после долгих лет исследований пришел к выводу, что причиной страданий людей являются их собственные действия, и страдания можно прекратить только практикой самоограничений. Буддизм делится на Хинаяну (малую колесницу) и Махаяну (большую колесницу). Собрание книг о буддизме – Типитака. 4 благородные истины: 1) Жизнь есть страдание 2) Причина страдания –желания 3) Прекратить страдание возможно 4) Путь прекращения страданий – Благородный срединный Восьмеричный Путь. · постижение истин буддизма · Правильная решимость (изменить жизнь) · Правильная речь (без лжи, клеветы, грубости) ·. Правильное поведение. · 5 заповедей: Не причиняй зла живому (ахимса) Не лжесвидетельствуй и не клевещи Не укради Не прелюбодействуй Не употребляй опьяняющих напитков · Правильный образ жизни (воздержание от нечестных источников дохода). · Правильное усилие (самоконтроль, борьба с соблазнами) · Правильное направление мысли (избавление от страстей, успокоение сознания) 4 вида Вед: -ригведа, яджерведа, самаведа, адхарведа
|