Классический период древнегреческой философии.
¨ Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества. ¨ Основные представители: ¨ Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий) Классики: ¨ Сократ ¨ Платон ¨ Аристотель Софисты: Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора. Основные идеи: ¨ Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор); ¨ Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, (Протагор); ¨ Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми. Классики: 1.)Сократ: Первый, кто пришел от изучения мира и природы к познанию человека. ¨ Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины. Через задания вопроса своим ученикам в общем смысле, он задавал и задавал вопросы далее пока не находили ответ на конкретную задачу через поиск ее в общем смысле. ¨ Маевтика – (повевальное искусство). Его мать была поветухой, и на этом примере он показал, как рождается человек при помощи поветухи, так и он помогал людям рождению мысли, хотя сам не считал себя «сосудом полным мысли», он считал себя пустым, в отличие от тех, кому он помогал рождать мысли. - «Человек может все познать, только нужно размышлять». Платон: ¨ Учение об идеях: ¨ В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие. Учение о познании: Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей. Осуществляется в два этапа. ¨ При восприятие вещей (подобий идей) – формируется только мнение. ¨ При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей. Учение о человеке: Человек – единство души и тела. Душа – идея человека. Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей: разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира) воля (ориентация на достижение поставленных целей) чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей). Учение о государстве:
¨ Идеальное государство - это общество, состоящее из трех сословий: - правители (функция управления); - воины (функция обороны); - производители (функция производительного труда). Формы идеального государства: ¨ Монархия ¨ Аристократия ¨ Полития - умеренная демократия Аристотель: Подлинной реальностью обладают единичные вещи. Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи. Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы). Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи). Учение о познании: Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание. ¨ Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах. ¨ Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости. Учение о человеке: ¨ Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно. Социально-политическое учение: ¨ Государство – объединение родов и поселений для достижения счастливой жизни под властью единого права. ¨ Полноправными гражданами государства являются только те, кто обладает собственностью и участвует в управлении. Правильные формы: Неправильные формы: монархия тирания аристократия олигархия полития демократия
10. Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики. Формируется: I – XIV вв. н.э. Главный фактор возникновения и развития –Христианство. Христианство: 1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества. 4 в.н.э. - господствующая религия Римской империи, а затем в большинстве европейских государств Средневековья. Формирование единой христианской догматики и культа. Источники средневековой философии: Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание) Идеи античной философии Философия – служанка богословия Максимы средневековой философии: 1) Теоцентризм - понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало. 2) Креационизм – принцип, в соответствии с кот., Бог сотворил все на земле. 3) Провиденциализм – принцип, по оторому все в мире предопределено Богом. 4) Ревеляционизм – принцип, в соответствии с которым источником всех знаний являются Священные писания, в кот. Изображены Божественные откровения.
Патристика (2-8 вв.): Термин «pater» - «отец». «Отцами церкви» - именуются знаменитые богословы и организаторы христианской церкви. Вселенские соборы (4-8 вв.) - разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики. Философское основание - неоплатонизм. Патристика внесла огромный вклад в формирование позднеантичное и средневековой этики и эстетики. Основные представители патристики:
|