Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека.
Философская антропология - учение о человеческом бытии. Проблема человека в античной философии: В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса). Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм. Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела. Проблема человека в средневековой философии: В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога. В иерархии созданных Богом творений человек занимает особое место: • с одной стороны – он создан по образу и подобию Бога, а поэтому является наиболее совершенным творением, по своей значимости находится выше всех природных объектов; • с другой стороны – он рассматривается как испорченное грехом, ничтожное по сравнению с Богом и зависимое от Бога существо. Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению с телом. Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение. Проблема человека в философии Возрождения: В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя. Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу. Проблема человека в философии Нового времени: В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром. Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя. Проблема человека в неклассической философии: Натуралистический подход (философия жизни, фрейдизм) Социологический подход (марксизм, структурализм) Экзистенциальный подход (экзистенциализм, феноменология)
Соотношение биологического и социального в человеке: 3 подхода к решению проблемы: Биологизаторский: А бсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой. Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой. Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека. БИОЛОГИЧЕСКОЕ:
Человек – часть природы, он действует по ее законам и принципам. Природные свойства – темперамент – заложены природой с рождения.
Социальное: Человек обретает свою сущность только в обществе. С развитием общества, появлением науки, медицины улучшаются и процессы жизнедеятельности.
Биосоциальное: Существуют биологические основы социальности, которые позволяют человеку стать человеком.
|