Мировоззрение,типы М. Особенности религиозного и Ф.М.
Со Циально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии Возникновение философии вызвано четырьмя причинами: социальными, экономическими, классовыми и гносеологическими. Согласно Аристотелю, люди начали философствовать, избегая незнания. Она возникает там, где некоторые люди стали иметь досуг, и у них возникло свободного времени.Философствование, утверждает Аристотель,- лучшая форма времяпрепровождения. Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии. Предпосылки возникновения Ф. связаны с кризисом в обществе. До ф функцию выхода из кризиса выполняла мифология, но со временем мифология утратила эту функцию. Причины этого:- 1. экономическое развитие Греции, 2. экономический подъем в IX-VII веках до н. э 3. отделение городов от деревень 4. развитие производительных сил 5 развитие торговли и судоходства 6 путешествия 7 накопление новых знаний 8 разделение труда на умственный и физический 9 появление частной собственности 10 стратификация общества 11 возникновение и расширение греческих колоний 12 увеличение богатства и его перераспределение 13 рост народонаселения и прилив его в города.Исходя из данных причин, в обществе появилась необходимость создания права, законодательства для защиты частной собственности.Рост знаний об обычаях других народов приводит к кризису мифологическое мировоззрение и людям требуется рациональное объяснение действительности.Греция становится центром ремесленной индустрии и торговли. Осуществляется переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В это время труд разделяется на умственный и физический, появляются классы. Господствующий класс получает больше свободного времени и занимается умственным трудом. Эта умственная деятельность направлена на попытки объяснить сущность мира, человека, месте человека в мире и т.д. Отсюда и возникает философия. Мировоззрение,типы М. Особенности религиозного и Ф.М. Мировоззрение — система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Существует три исторических типа мировоззрения: • Мифологический тип - мировоззрение, которое сформировалось у людей первобытного общества-символы:Медведь-дух тайги. • Религиозный тип -Сущность религиозного мировоззрения состоит в раздвоении мира на мир реальный и мир божественный. Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера.• Философский тип -предельно общее отношение человека к миру, а также к самому человеку. Особенности философского мировоззрения. Философия — системно-рационализированное мировоззрение. Классическая, зрелая философия, по преимуществу, философия ума. Систематическая попытка разгадать тайну бытия и небытия интеллектуальными средствами. Философия пользуется понятиями, в том числе и наивысшими понятиями-категориями. Рациональность и системность —главные качества классической философии. Системность определяет содержание философии, поиск ею единства и субстанции мироздания, а рациональность — ее форму, ее уровень. Религия- сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания. Особенности: • абсолютное существование в бога/богов или что-то сверхъестественное; • опирается на вероучения; • системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией) • имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения; • различает естественное и противоестественное; • вера в сверх силу (бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей; • основанием мира является дух, идея; • для религии главным является достижение единства человека с богом, как воплощением святости и абсолютной ценности
3.Основной вопрос философии, его структура стороны и уровни. Первый, или основной вопрос философии-это вопрос об отношении сознания к материи Энгельс. В составе ОВФ можно выделить три уровня.В первомуровне имеются две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что является первичным — материя или сознание, и что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Вторая сторона ОВФ есть вопрос о познаваемости мира. Второй уровень ОВФ, вопроса об отношении сознания к материи, представляет собой тройственный вопрос: о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому. Третий уровень ОВФ выступает в качестве модификации первых двухуровней: вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перспективах существования. Решения основного вопроса философии. При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два больших лагеря- идеалистов и материалистов. Те, которые утверждали, что субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, материального бытия и породили его, составили идеалистический лагерь. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в лагерь материалистов.При решение второй стороны ОВФ о познаваемости мира возможны два решения:1 мир познаваем; 2 мир непознаваем, т.е. агностицизм. Формы материализма: Античный материализм-Милетская школа, Атомисты (Демокрит);Материализм XVII-XVIII века -механистический, метафизический материализм (Бэкон, Локк);Диалектический материализм (Маркс и Энгельс);Материализм русских революционеров “демократов” (Герцен, Чернышевский, Белинский);Современный материализм XX века на современном естествознании. Формы идеализма: Объективный идеализм-философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не завит от человека (Платон, Гегель);Субъективный идеализм-философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты ).Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания. АГНОСТИЦИЗМ - отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в следующих формах. 1) Исторически первой его формой был античный скептицизм (Пиррон), который утверждал: о любом предмете можно высказать различные мнения, каждое из которых можно считать правильным. 2) В классической форме в Новоевремя агностицизм был присущ субъективно-идеалистическим воззрениям Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями и не может выйти за их границы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир или нет. Агностики рассматривают ощущения как преграду между познающим субъектом и объектом. 3) Теоретическое обоснование невозможности человеческихспособностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально различны. С помощью чувств мы можем познать, только «явления», внешние свойства вещи, а «сущность» вещи мы познать не можем, она является для нас «вещью в себе.4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия жизни, экзистенциализм, персонализм и др.), который утверждает: человек не может научными средствами познать мир, который им переживается. Причины агностицизма: 1Объект познания очень сложен;2) Сложность объекта познания;3) Исходные метологические принципы.
|