Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
Выделяются три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления, а также такие основные формы рационального познания, как понятия, суждения, умозаключения. Чувственное познание как начальная ступень формируется в процессе непосредственного взаимодействия с внешними предметами. Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объектов. Восприятия воспроизводит целостный образ предмета, конкретно-чувственную систему его свойств. Будучи генетической предпосылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части целостных восприятий. Восприятие является результатом активного деятельного отношения человека к внешней среде. В действительности, в контексте целостного восприятия, отдельные ощущения обретают реальную значимость, подчас подвергаются как бы “исправлению”, определенной интерпретации. Чувственное представление характеризуется отсутствием непосредственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памяти. В представлении больше чем в восприятии общих черт и сторон, иногда происходит “накладка” на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных предметов. К представлению “подключены” механизмы памяти, то есть способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека. Без такой формы чувственного отражения действительности, как представление, человек был бы привязан к непосредственной ситуации (в плане жизненного опыта). Благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он располагает, вовлекая в сферу своих ощущений и восприятий мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей. Высшей формой представлений является воображение – процесс первичного чувственного обобщения наглядных образов при участии мышления. Этот процесс носит осмысленный творческий характер. Подчас он получает словесное оформление. Потому представление стоит как бы на стыке чувственного и рационального познания. Говоря о формах чувственного познания как образах внешнего мира, необходимо подчеркнуть, что “образу” свойственно не совпадение с объектом, но лишь его все более адекватное соответствие объекту. “Образ” - это не зеркальная копия, но и не знак, не иероглифический символ. Это – образ, порожденный человеческой способностью отражать мир, согласующийся с конкретно-чувственным обликом предмета. Роль чувственного отражения действительности в процессе познания весьма существенна: органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению. Рациональное познание базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств. Регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств; органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание. 37. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления: рассудок и разум. Исходной, основной и ведущей формой рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие, существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов. Понятия помогают раскрывать смыслы и значения предметов и явлений. Наряду с понятиями важной формой рационального осмысления действительности является суждение. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются “кирпичиками” для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение представляет собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
|