Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
Свобода - одна из основных категорий в философии, характеризующая сущность человека и его существование. Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения. Чтобы понять сущность феномена свободы, нужно разобраться в позициях философских концепций волюнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотношения свободы и необходимости, на которую опирается, познавая ее, и в то же время являясь “причиной самой себя” (Спиноза). Волюнтаризм - это позиция, рассматривающая волю в качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление, ее примат. Действовать в духе волюнтаризма - значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Фатализм - это позиция, отражающая свободную волю, рассматривающая каждый поступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судьбы (фатума), как предопределенные какой-то сверхъестественной силой. Игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу. Имея своим фундаментом необходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития. Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он является, в соответствии со своими идеалами, целями, интересами и потребностями. Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспечением моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Свобода выбора поступка, решения порождает ответственность, ответственность направляет свободу. 59. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность и тенденции развития. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность и тенденции развития Выделяются следующие основные, важнейшие технологические эпохи развития человечества, разделенные между собой технологическими революциями: * архаическая эпоха, когда повсеместно господствовали охота, рыболовство и собирательство, то есть так называемое непосредственное присвоение готовых продуктов, или "даров", природы; * аграрная эпоха, последовавшая после неолитической революции в VII-III тысячелетиях до нашей эры, когда на смену охоте и собирательству пришли скотоводство и земледелие, что сразу же в несколько раз увеличило численность населения, привело к накоплению продовольствия и созданию первых государств; * индустриальная эпоха, возникшая в XVII-XVIII веках нашей эры в результате промышленной революции; * постиндустриальное общество, являющееся логическим продолжением индустриального общества, когда преобладающую роль в производстве начинают играть способности и возможности человеческого интеллекта. Индустриальное общество Индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества. Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма. Отличительные особенности индустриального общества: * Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной) * Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%) * Интенсивная урбанизация * Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры * Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования * Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права) * Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния") * Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления") * Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп). Постиндустриальное общество Для обозначения постиндустриального общества различные авторы предлагают и другие определения: "новое индустриальное общество" (Дж. Гэлбрейт), "технотронное общество" (3. Бжезинский), "информационное общество" (Е. Масуда) и т.д. Согласно Дэниэлу Беллу (автору концепции), смысл концепции постиндустриального общества может быть лучше понят, если указать на пять его исходных специфических измерений и компонентов: 1. сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг; 2. сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников; 3. осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе; 4. предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности; 5. процесс принятия решений: создание новой "интеллектуальной технологии". В ПИО изменяется сама система материальных и нравственных ценностей. На смену теории трудовой стоимости А. Смита, упрощенной К. Марксом, приходит "информационная теория стоимости" (Е. Масуда) [1]. В производстве товаров и услуг резко умаляется доля физического труда, а также перенос на них стоимости с орудий производства, и увеличивается роль интеллектуального труда, знаний, информации.
|