Студопедия — Либо лирический , героический итд
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Либо лирический , героический итд






25. Охарактеризовать народно-сценический танец как вид хореографического искусства.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

Танцевальные па (фр. pas - «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются:

· ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;

· рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений;

· техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

Характерной чертой нашего народного хореографического искусства является его глубокая связь с народными традициями.

26. Охарактеризовать основные законы драматургии.

I. Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия; с помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, определяется место действия. Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той или иной задачи, которую решает здесь хореограф, от его музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария произведения, его композиционного плана.

II. Завязка. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается – начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Драматургом, хореографом сделаны первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации.

III. Основное действие перед кульминацией - это та часть произведения, где развёртывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени перед кульминацией действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяется динамикой развёртывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации. Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, другие, наоборот, замедленного хода событий.

IV. Кульминация – наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношение героев.


В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом, т.е. композицией танца. Кульминации обычно соответствует также наибольшая эмоциональная наполненность исполнения.

V. Развязка – завершает действие. Развязка может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящаяся финалом произведения, либо, наоборот, постепенной. Та или иная форма развязки зависит от той задачи, которую ставят перед произведением его авторы. Развязка – идейно нравственный итог сочинения, который зритель должен осознавать в процессе постижения всего происходящего на сцене.

Все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает её.

Законы драматургии требуют, чтобы различные соотношения частей, напряжённость и насыщенность действия того или иного эпизода, наконец, длительность тех или иных сцен подчинялись основному замыслу, основной задаче, которую ставят перед собой создатели сочинения, а это, в свою очередь, способствует рождению разнообразных, разноплановых хореографических произведений.

В основе драматургии хореографического произведения должна быть в первую очередь судьба человека, судьба народа. Только тогда произведение может быть интересным для зрителя, волновать его мысли и чувства.

Драматург, работающий над хореографическим произведением, должен не только изложить сюжет, сочинённый им, но и найти решение этого сюжета в хореографических образах, в конфликте героев, в развитии действия.

Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека (радость, горе, любовь и т.п.) или его свойства (трусость, хитрость, доверчивость, самовлюблённость и т.п.).

27. Перечислить основные виды искусств.

.АРХИТЕКТУРА
Архитектура (греч. - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей
2.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся:
ГРАФИКА
Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография).
ЖИВОПИСЬ
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.
СКУЛЬПТУРА
Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
3.ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей
4.ЛИТЕРАТУРА
Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово
Литература подразделяется на:
- Художественную
- Учебную
- Историческую
- Научную
- Справочную
Основные жанры:
- Лирика
- Драма
- Эпос
- Эпопея
- Новелла
- Повесть (рассказ)
- Роман
- Баллада
- Поэма
5.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Музыка - (от греч. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки
6.ХОРЕОГРАФИЯ
Хореография (гр. - пляска+ - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.
7.ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом
8.ФОТОГРАФИЯ (ФОТОИСКУССТВО)
Фотография (гр. свет+ пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.
9.КИНОИСКУССТВО
Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности

28. Перечислить основные виды хореографического искусства.

Вопрос 4

29. Перечислить основные законы драматургии.

Вопрос 26

30. Работа балетмейстера в коллективе художественной самодеятельности.

Воспитательная сила занятий в коллективах художественной самодеятельности заключается в том, что они будят в человеке творческое начало, желание размышлять, сопоставлять факты и явления, делать выводы.

Настоящее искусство всегда эмоционально. Оно формирует сознание человека как художника, творца, даруя ему радость сотворчества, воспитывая любовь к прекрасному. Любое произведение искусства должно быть понятно народу, иначе оно не несет в себе воспитательных функций.

Творческая учеба, творческая деятельность руководителя коллектива должны переплетаться с воспитательной работой. Балетмейстеру нельзя упускать из поля зрения поведение участников самодеятельности в семье, на производстве, внутри коллектива, взаимоотношения между отдельными его членами.

Работа балетмейстера требует от него глубокого понимания происходящих в обществе процессов, умения воплотить их в своем творчестве. Раскрытие в хореографическом образе лучших черт человека одна из основных задач хореографического искусства. Способ воплощения творческого замысла хореографа во многом зависит от того, каково его мировоззрение, его эстетический идеал, его творческие позиции.

Одной из важнейших задач, стоящих перед балетмейстером, руководителем самодеятельного коллектива, является художественно-эстетическое воспитание его участников. Работа эта направлена на повышение культурного уровня членов коллектива, расширение их кругозора, привитие им творческого отношения к хореографическому искусству, к своим занятиям.

Балетмейстер должен сплотить коллектив, четко определить конечную цель его работы и определенные этапы пути. Сложность воспитательной работы в самодеятельном коллективе во многом определяется тем, что он состоит, как правило, из людей различного возраста, различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы на решении общих задач не просто. Балетмейстеру, формирующему единый художественный организм, приходится проявлять такт, чуткость педагога-воспитателя, применяя индивидуальный подход к своим ученикам.

Для более плодотворной работы балетмейстер должен так продумать репертуар, чтобы в танцевальных номерах, в работе над ними были заняты все участники, чтобы у всех был стимул для занятий хореографией.

Следует обращать внимание на то, чтобы каждое произведение, над которым работает коллектив, было доведено до высокого профессионального уровня, конечно, с учетом технической подготовки участников, их физических возможностей.

Огромный объем работы, который ложится на плечи руководителя коллектива, предъявляет к нему большие требования. Без увлеченности своим делом, без напряженного каждодневного труда нельзя представить его деятельность. Чтобы быть хорошим специалистом, ему необходимо ежедневно, ежечасно повышать свой профессиональный, идейный и культурный уровень, упорно искать новые, отвечающие сегодняшним требованиям методы и формы работы, открыть всем людям еще более широкий доступ ко всему лучшему, что дает культура каждого из наших народов.

 

31. Работа балетмейстера над сюжетным танцем.

Сюжетный танец — это маленькая пьеса с персонажами, каждый из которых наделен индивидуальным характером, обладает своим внутренним миром. Выявить этот внутренний мир человека, его мысли, чувства и призван сюжетный танец.

В отличие от театрального искусства танцоры ограниченны телодвижением. В балете, например, раздаются маленькие программки, либретто, которые помогают зрителю легче понять сценическое действие, что является неприемлемым в отношении создания сюжетных танцев с менее малой продолжительности по времени. Для создания сюжетного танца хореограф должен использовать в первую очередь телодвижение: пластику, мимику, жесты, позы, и, конечно же, танцевальные стили и характеры.

Для того чтобы легче выразить свои мысли, чувства, эмоции, переживания, легче раскрыть тему и идею танца, хореографу помогает музыка, которая отображает атмосферу танца, динамику, темпоритм и помогает придать выразительность образам и персонажам. Не в последнюю очередь надо обращать нужное внимание на костюмы, макияж, если есть возможность задействовать реквизит, декорации и работу со светом.

Балетмейстер, работая над образом героя, должен продумать его историю, биографию. Не только то, что с ним будет происходить на сцене, но и то, что было с ним до этого и что будет потом. Автор только тогда добьется убедительного художественного результата, если сделает поведение своего героя логичным, правдивым, естественным.

 

32. Работа хореографа по созданию хореографического образа.

Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, которая создана с помощью вымысла и имеет эстетичное значение.

В художественном творчестве образ — явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из жизни. Его составляющими являются множества органически слагаемых свойств и особенностей. Социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или, наоборот, разрушение личности, потеря нравственных идеалов и ценностей. «Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщённого художественного отражения действительности — создать художественный образ», отмечает И. В. Смирнов

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов. Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. В литературе и поэзии художественный образ создаётся на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства. Воссоздание художественного образа средствами хореографического искусства многогранный и многоступенчатый процесс, так как хореографическое искусство — это синтез искусств, а сценический образ — это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности.

Ростислав Захаров в своей книге «Сочинение танца», в главе «Образ в балетном спектакле» даёт определение образа в театральном искусстве: «Образ — это конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые предопределены драматургическим действием».

Создать хореографический образ — значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определенную идею. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

Образное начало, в той или иной степени, присуще всем видам, жанрам и формам хореографического искусства. В первую очередь речь идет, конечно же, о балетном театре и его спектаклях созданных на основе классического танца. В XVII веке система сценического танца разделилась на классический и характерный. В XVIII — XIX вв. термин «характерный танец» служил для определения танца в характере, образе. Такой танец был распространён в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т. д. С начала XIX века характерный танец начал меняться. Его называли полу характерным, а термин «характерный» перешёл к народному танцу. Итак, образ в различных историка — бытовых и народных танцах, проявлялся в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда, и в изобразительных элементах.

Помимо образов конкретных героев, нужно также упомянуть о бессюжетных танцах, в которых нет сюжетной линии, конкретного действия, но есть образ — народа, времени года, растения, животного, эмоционального состояния и т. д. Например: образ символа русской природы — дерева берёзы в постановке Н. Надеждиной — «Берёзка». Удаль и молодой задор русских парней и девушек в пляске «Полянка», жаркое, игривое, солнечное «Лето» в балетмейстерских работах И. Моисеева. Русский песенный фольклор, отражающий характер, мысли, чувства, эстетические взгляды и понимание красоты окружающего мира в творческих полотнах Т. Устиновой, О. Князевой, М. Годенко, П. Вирского, и других хореографов.

Танец может наполняться признаками образного и очеловеченного подражания птице (лебедю, орлу, голубю и т. д.), сказочной ящерице, цветку, драгоценному камню. Примером могут служить танцевальные партитуры созданные в балетах «Каменный цветок» и «Щелкунчик» Юрия Григоровича, «Лебединое озеро» Мариуса Петипа и Льва Иванова, «Жар — Птица» и «Ведение розы» Михаила Фокина, миниатюра Касьяна Гойлезовского «Нарцисс».

Так как, искусство хореографии связано с музыкой, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Музыка отражает интонационный строй своего времени и поэтому служит основной опорой в творчестве хореографа. Балетмейстер должен уметь анализировать музыкальное произведение (определить форму, стиль, характер); дать музыкальные характеристики персонажей; проследить взаимосвязь и взаимопроникновение хореографических образов и музыкального произведения.

Образы могут быть: героические, лирические, комедийные, трагические, драматические, гротесковые. В эпоху расцвета советского балета мастерами сцены были созданы незабываемые сценические работы, имеющие истинно художественную ценность. Мая Плисецкая — «Кармен» на музыку Жоржа Безе и Родиона Щедрина, в постановке Альберто Алонсо; «Умирающий Лебедь» хореография Михаила Фокина, музыка Комиля Сен –Санса. Марис Лиепа — «Красс» и Владимир Васильев — «Спартак» в балете Юрия Григоровича «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Екатерина Максимова — «Маша» в балете «Щелкунчик» хореография Юрия Григоровича, музыка Петра Чайковского; «Китри» — «Дон Ки Хот», хореография Александра Горского, музыка Людвига Минкуса. Галина Уланова — «Джульетта» в балете «Ромео и Джульетта», хореография Леонида Лавровского, музыка Сергея Прокофьева и многие другие.

33. Раскрыть понятие «аутентичный танец».

Аутентичный танец -танец,зародившийся в древности,магический,культовый,свойственен отдельным этническим группам.Используется отдельный вид музыки и одежды. Само понятие "аутентичность" связано с значением истинности, соответствия самому себе.

 

34. Раскрыть понятие «фольклорный танец».

Фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения,эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). Характерные особенности национальной культуры начали формироваться в далёком прошлом, это касается песен, танцев, одежды и даже причёски. У народов Западной Европы основой танцев являются движения ног при аккомпанировании рук и корпуса, а у восточных народов основное — это движения рук и корпуса. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы). При исполнении многих танцев танцовщики часто держат в руках народные музыкальные инструменты, бытовые аксессуары или оружие. Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ К статье ТАНЕЦ Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Это обычно танец анонимного происхождения, передающийся от поколения к поколению. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Несмотря на различия исторического характера, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Упомянутые различия иногда обусловлены географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем на танцы обитателей равнин в той же стране. Танец рил американского штата Виргиния близок хороводным танцем многих других стран. Мазурка с ее характерной трехдольностью воплощает польский характер, в то время как полька с ее отрывистым ритмом - дух чешского народа. Чардаш, состоящий из двух частей - медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца - соответствует общему представлению о венгерском характере, с его безотчетной тоской и бурными страстями. Альпийская форма шуплаттлера, танца ухаживания, распространена в Баварских и Австрийских Альпах. Этот интересный народный танец состоит в притопывании ногами, прищелкивании каблуками и в хлопках по бедрам и коленям; кроме того, в этом танце мужчина перепрыгивает через присевшую партнершу, а та кружится под его рукой. Некоторые фольклорные танцы являются напоминанием о древних культах плодородия, в рамках которых эти танцы и возникли. Так, хоровод вокруг майского дерева приветствует пробуждение природы. Этот танец характерен для всей Европы - от Испании до Норвегии, и его истоки прослеживаются в греческих дифирамбах во время дионисийских празднеств. Танцы с мечами возникли из языческого обряда, имитирующего борьбу между зимой и летом; они связаны также с древнегреческим военным танцем. Шотландский мужской одиночный танец с мечами - один из самых известных примеров данного типа. Фольклорные мотивы часто играют большую роль в балете. С 1940-х годов стало распространяться увлечение подлинным, этнографически достоверным танцевальным фольклором. Существует немало профессиональных танцевальных трупп, которые достигли международной известности, демонстрируя сценические формы народных танцев, например российский Ансамбль народного танца Игоря Моиссева, Ансамбль украинского танца, ансамбль "Инбал" в Израиле, "Фольклорный балет" Мексики, "Баянихан" на Филиппинах.

35. Раскрыть понятие либретто, программа хореографического сочинения.

36. Раскрыть понятия: «тема», «идея», «сюжет» хореографического сочинения.

Понятия: тема, содержание, сюжет, идея в хореографии в основных своих чертах не отличаются от общих искусствоведческих понятий. Тема – это основная общественная проблема, поставленная в произведении. Идея - это решение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс создания произведения - это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею. Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться, или становится банальной и вредной. Идея в балетном спектакле отражает закономерность исторического периода, идеологию эпохи. Влияет на социальную жизнь через художественные образы. Идея хореодраматурга всегда подчинена закону драматургии и его пяти разделам: экспозиции, завязке, развитию, кульминации и развязке. Она пронизывает всё сочинение, все его компоненты, как внешние, так и внутренние - психологические. Сюжет – это система событий в произведении, раскрывающая его основной конфликт. По классическим нормам сюжет произведения, как сложное целое, подразделяется на экспозицию, завязку, развитие действа, кульминацию и развязку.

37. Раскрыть сущность понятия «образ» в хореографическом сочинении.

Образ (тип,слепок,отпечаток)-символ явления,предмета реальной действительности.

Художественный образ-результат отражения типического(общего)в действительности в виде эстетической реальности,переданной специфическими средствами искусства:словом,звуками,красками,пластикой.

На протяжении хореографического произведения пластическая характеристика образа приобретает все новое черты в соответствии с теми изменениями, — которые по замыслу балетмейстера происходят с его героем.Балетмейстер, а затем артист, которому предстоит, воплотить характер на сцене, должны изучить, внимательно проследить всю последовательность его формирования, понять его, и только тогда они поймут, почему отношение этого героя к действительности, в который он живет в период сценического действия, стало именно таким, каким оно выражается в его действиях и поступках.Для воплощения человеческого образа, внутренних свойств характера на сцене немалую роль играют внешние признаки, особенно в танце, где все выражается движениями человеческого тела и мимикой.

Работа хореографа по созданию хореографического образа.

Задача любого художника - поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера - воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщенного художественного отражения действительности - создать художественный образ. Художественный образ-результат отражения типического(общего)в действительности в виде эстетической реальности,переданной специфическими средствами искусства: словом,звуками, красками, пластикой. Для воплощения образа, внутренних свойств характера на сцене немалую роль играют внешние признаки, особенно в хореографии, где все выражается движениями человеческого тела, пантомимой или мимикой, музыкой, костюмом и гримом, световым оформлением и, конечно, рисунком танца. В любом танце, любой направленности присутствует рисунок танца. От него, как и от многих выразительных средств хореографии, зависит, воплотиться ли в жизнь, задуманный балетмейстером, художественный образ или нет. Сколько бы не присутствовало танцоров на сцене - один исполнитель или целый кордебалет, рисунок танца будет обязательным элементом танцевальной композиции. Танцевальный рисунок оказывает значительное эмоциональное воздействие на хореографический образ. Он способен передать душевное состояние героя, его характер, может показать, какую характеристику имеет герой - положительную или отрицательную. Без танцевального рисунка и других слагаемых хореографии художественного образа быть не может.

38. Раскрыть сущность понятия «хореографическая лексика».

Лексика– это словарный состав произведения. Общение в хореографическом искусстве происходит по средствам музыкального языка и состоит из слов и фраз, т.е. хореографической лексики.

Хореографическая лексика – это набор многообразных хореографических движений, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, создания хореографического образа.

К хореографической лексики относятся: движения, позы, ракурсы, мимика.Хореографическая лексика отражает индивидуальность автора, её качество зависит от профессионального уровня и интеллекта автора. Хореографическая лексика всегда находится в развитии. Всякая новая лексика на протяжении времени, либо забывается, либо остаётся, утверждается и переходит в традиционную – новую.

Диапазон лексики широк. Это классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, бальный танец, джаз танец, танец модерн, свободная пластика, акробатика (трюки), пантомима (бытовые жесты, мимика).

Балетмейстер может использовать отдельные виды лексики, или их взаимообагощать. Каждый из видов лексики имеет собственную поэтику, т.е. определённую сферу применения, собственную способность, отличительную от других передавать содержание танца. Например: классический танец отражает поэтическо-духовное начало, народный танец особенности национального мироощущения, историко-бытовой и бальный танец предметы эпохи, стиль истории периода, джаз, модерн, свободная пластика передают чувственное проявление человека, приземлённый характер движений, пантомима передаёт конкретную информацию.

Разновидности лексики:

1. Имитационно - подражательная (изобразительная) – трудовым процессом, повадкам животных, птиц.

2. Образно-выразительная.

3. Национальная.

4. Техническая (трюковая) – это наиболее сложные элементы, которые демонстрируют ловкость и индивидуальность исполнителя (доступно не всем).

5. Детская лексика (характерна только детям, для её создания нужно наблюдать за поведением и играми детей).

39. Рисунок и хореографический текст, как основные составляющие композиции танца.

Рисунок танца - это расположения и перемещение танцующих по сцене - сценической площадке.

Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция (он должен передовать определенную мысль), должен быть подчинен идее хореографического произведения,

эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках.

Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны.

И потому при анализе рисунка танца с том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.

При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности,

для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер,

настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с

танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.

В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.

Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера - добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм - словом, все выразительные средства.В хороводе «Березка» (исполнитель - государственный хореографический ансамбль «Березка») балетмейстер Н.Надеждина используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, ее характер, образ русской природы. И номер этот, идущий уже много лет на сценах нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Хореографический текст – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Посредством музыкального языка выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей, их характеры, образы героев, идея произведения. Танцевальный текст состоит из различных па, поз, жестов, ракурсов. Эти элементы становятся танцевальным текстом лишь в том случае, если подчинены мысли. Механически составленные эти компоненты делаются бессмысленными. Возьмём для примера танцевальный номер «Чумацкие радости» (балетмейстер Павел Вирский). Номер построен на материале украинского народного танца, в нём занято 4 исполнителя. Каждому свойственен особый танцевальный язык.

40. Роль музыки в хореографическом сочинении.

Музыка и танец — сестра и брат, и живут они во многом по общим — только во времени. Синтез танца и музыке дал человечеству такое замечательное искусство, как классический балет.

Любое хореографическое произведение строится, на основе музыкального произведения. Будь это симфоническое произведение, пьеса для оркестра народных инструментов, баян, фортепиано, — во всех случаях, хореографическое сочинение должно раскрывать музыкальный материал в хореографических образах. Танцевальный язык должен быть теснейшим образом связан с характером музыки, с ее ритмической стороной. Балетмейстер может развивать ритмическую сторону музыкального произведения в сочиненном им хореографическом тексте, но характер этого развития должен соответствовать характеру музыкального произведения.

Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определенном музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строится по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку.

Музыка усиливает выразительность в танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. При постановке номера возникает вопрос с соотношением хореографии и музыки их единства, соответствия, выражение одного в другом, – один из общепризнанных критериев художественности танцевального искусства. Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, исполняется в синтезе с ней и выражает ее. Это заключается в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Это относится не только к характеру настроения (веселая, грустная и др.), а так же к выражению элементарных чувств, сложных образов, которые могут быть и в музыке и в танце. В основе музыкальной драматургии лежит эмоционально выразительные темы, они соотносятся друг с другом, развиваются, может наблюдаться контраст этих тем, музыка может передавать процесс постепенного нарастания какого-либо состояния, сопоставлять 2 различных состояния, превращать одного из них в другое, обнаруживать их взаимосвязь и различия. Для этого в музыке существует ряд примеров членения, дробления, варьирование, контраст, реприза и т.д.
Благодаря логике музыкального развития рождается эмоциональный образ, который в танце является пластическим. Хореография и музыка родственны, как искусства, развивающиеся во времени, поэтому, и в том и в другом искусстве огромную роль в создании образа играет ритм. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец соответствует музыке по содержанию и по форме. Это соответствие начинает с совпадения движения танца и музыки (ее темпа, метроритма).
Темп музыки – скорость ее звучания, имеет для танца определенное значение:
Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления). Но в современной хореографии используются приемы контрастного построения танцевального темпа по отношению к музыкальному. Однако эти приемы используются в отдельных фрагментах танца, как дополнительные средства. Ритм – стройность, соразмерность, ритм в музыке – организованная последовательность звуков, длительностей. Ритм в хореографии – это строго закономерное е и неударные. От несовпадения ритмических и метрических долей возникает синкопа. Ритм в танце служит формообразующим элементом.<







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 236. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия