Философия Платона и Аристотеля учение о бытии и познании.
Философия Платона. Учение о бытии и познании.
Мир идей - божественное царство, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Познавать может толкьо чел – унего имеется душа (связующее звено м/у материей и идей). Когда идея в своем собственно мире она знает всё. Когда чел. умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Когда идея связывается с материей, идея вспоминает с чем сталкивалась в мире идей. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Аристотель. Его учение о бытие и познании.) Выступал против концепции Платона: “Нельзя отрывать сущность от того, сущностью чего она является”. Сущность выражается понятием чтойность. Исходя из признания объективного существования материи, А. считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей (мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи форму. Форма – активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом. Т.о. А. подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и эйдоса(формы)Форма носит идеальный характер, ее нельзя пощупать, форма присутствует в самом объекте. Форма связана с конкретной вещью и отвечает на вопрос: что есть вещь? Четыре первоначала: В соответствии с учением о сушности, А. проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: 1. Материальная Из чего вещь состоит? то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2 Формальная в которой форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть."Что это есть?" 3. Дижущая, действующая или производящая Откуда начало движения? Почему вещь движется?. Движение как возможная передача импульса от одного тела к другому. Никакой пустоты не существует. Если бы пустота существовала, то движение было бы невозможным (противоречие с Демокритом). – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4. Целевая или конечная причина, "Ради чего?" (мир устроен целесообразно, его появление не есть случайность)Идея души Душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник регуляции организма. Душа энтелехия (движущая сила, превращающая возможность в действительность) тела. Душа не может существовать без тела, но сама она нетелесна. (дуализм). «Именно душа придает смысл и цель жизни». Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная - живая- обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. (иначе: две части разумная и неразумная, разумная – разум практический и теоретический, неразумная – растительная (питательная) и страстная(афективная) Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни.
|