Сущность политического сознания и механизмы его формирования.
Политическое сознание - это система знаний, идей, ценностей индивида, группы, общества. Политическое сознание можно также определить как отражение в сознании людей политических реальностей. Политическое сознание зависит от условий жизни личности, социальной группы, нации. Содержание политического сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на теоретическом, эмпирическом и обыденном уровнях. Политическое сознание представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений. Различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества. Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. Для понимания сущности политических отношений, политических процессов и возможных перспектив их развития важен более подробный анализ массового, социально-группового и индивидуального политического сознания. Массовое политическое сознание представляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политических идей, взглядов, установок по поводу политической власти и социального управления. Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным, как не может быть однородным социально-политический статус входящих в него субъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающие политические позиции. К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический, социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания.
32. Политическая идеология, её содержание… Политическая идеология — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры. Уровни политической идеологии: 1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина). 2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа). 3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика). Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе. Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций. 1. Ориентационная - включает в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности. 2. Мобилизационная – выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию. 3. Интегративная – наделяя смыслом политическое действие, идеология задает ему такую значимость, которая превосходит любой процесс. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим фактором. 4. Амортизационная – политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Заставляет находить в себе силы после неудач. 5. Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах. Виды политической идеологии: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал – демократизм.
33. Идейно – политическое поле современной России… Любая конституция современного государства представляет собой не только важнейший источник права, но также политический и идеологический манифест. Она декларирует важнейшие принципы, в соответствии с которыми должна строиться жизнь не только государства, но и общества. Они и составляют своего рода государственную идеологию. Эти принципы формируются обычно в преамбулах, в разделах об основах конституционного и общественного строя, о правах человека. Ими проникнуты и остальные разделы конституции. Конституция РФ 1993 г. – веха в развитии отечественной государственности. Она ознаменовала принципиальные сдвиги в социальной, полити-ческой и идеологической природе государства. Попытаемся рассмотреть идейно-политические основы РФ, вытекающие из текста Конституции, т.е. самые общие программные принципы этого документа. Широко признается программный характер названных определений, особенно в том, что касается правового и социального государства. Предстоит много сделать для реального воплощения этих принципов. Отсюда потребность в их тщательной разработке, комментировании, разъяснении, а возможно, и усовершенствовании, не только на доктринальном, но и на законодательном уровне. Среди характеристик Российского государства, содержащихся в ст. 1 Конституции, на первое место поставлен ее демократический характер. И федерализм, и республиканизм, и правовую природу государственности можно рассматривать как выражение демократизма, как формы демократического устройства государства.
34. Политическая культура как органическая часть общей культуры… Культура - это прежде всего характерный образ мыслей и образ действий. В социологическом понятии, и в первую очередь ее ядро - ценности, регулируют взаимоотношение людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений человека, в определенных формах его деятельности, а также в институциализированном виде. Политической культуре свойственны определенные функции. Вот некоторые из них: - ИДЕНТИФИКАЦИЯ - человек стремится принадлежать к какой-либо социальной группе; - АДАПТАЦИЯ - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде; - СОЦИАЛИЗАЦИЯ - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов; - ИНТЕГРАЦИЯ (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства. В различных исторических условиях некоторые функции политической культуры могут затухать и даже исчезать. Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия. Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен.. Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния
35. Патернализм в политической культуре России… Патернализм - доктрина и форма взаимоотношения государства и общества. Режим патернализма в политике характеризуется "отеческой" опекой государства над своими подданными по образцу строения отношения внутри патриархальной фамилии. Патернализм в политике осуществлен в полицейских, тоталитарных и отчасти социальных государствах. Он выражается в слабости и неразвитости структур гражданского общества и сильной государственной власти, которая оккупируя и узурпируя многие общественные функции, опутывает общество и личность совокупностью мелочных норм, регламентаций и предписаний. Политическая свобода при таком режиме заключается в слепом и безусловном исполнении государственных законов, источником которых выступает само государство. Развернутую критику патернализма в политике дал уже И. Кант, противопоставляя патерналистской системе режим "отечественного" (гражданского) взаимоотношения государства и общества, при котором власть и индивид, государство и общество являются равными субъектами права, а народ обладает всей полнотой суверенитета, выступая источником законодательства и права. В противоположность патернализму демократическое правовое государство предполагает его договорные отношения с гражданским обществом. Пространство политической свободы при этом заключается в разрешении "делать все, что не запрещено законодательством".
|