Расскажите о Джорджо Вазари (1511-1574), его работах, вкладе в развитие истории искусства.
Джорджо Вазари - итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма. Известен как автор "Жизнеописаний" (биографий итальянских художников), основоположник современного искусствознания. Самой большой заслугой Вазари считается его труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который был окончен в 1550 г. Без ценных сведений, которые важны своим богатейшим фактическим материалом, а также оценкой прогрессивной роли искусства эпохи Возрождения, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел. Успех архитектурной деятельности В. был не всегда одинаков. 19. В каком веке и какие работы были написаны Дж. Беллори, Андре Филибьеном? Джованни Пьетро Беллори – звание главного антиквария г. Рима, коллекционер.Дж. Беллори («Жизни художников», 1672) А. Фелибьен «Беседы о наиболее знаменитых живописцах»(18в)
20. В каком столетии утверждается понятие «художественная эволюция»? Расскажите о немецком исследователе И.И. Винкельмане, его работах. 18в-утверждается понятие худ.эволюция Главный труд В. - «История искусства древности» ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим (1717—1768), крупнейший немецкий искусствовед, основатель новой археологии. Выросший в нужде Винкельман рано посвятил себя занятиям греческим языком и литературой. В течение некоторого времени он занимался педагогической деятельностью. Совместная работа Винкельмана с Бюнау над «Историей германских императоров и германской империи» дало Винкельману выучку историка. Решающее влияние на формирование новаторской теории Винкельмана оказало его знакомство с работами по археологии и теории искусства и изучение художественных, прежде всего живописных, собраний Дрездена. В написанных в 1755 «Мыслях о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» глубокие исторические прозрения Винкельмана еще затеняются господствующими нормативными представлениями. Тем не менее развитая в этой работе теория подражания снискала Винкельману славу и стала догмой классицизма. в Риме он изучает античную скульптуру, его вдохновенные «Описания» стали важной вехой и истории немецкой классической литературы. В 1760 им был составлен капитальный каталог «Геммы покойного барона Штоша»; тем самым в руки исследователей был дан метод точной классификации и исчерпывающей интерпретации. Именно знакомство с геммами позволило Винкельману, не имевшему в руках иных греческих подлинников, в главном труде его жизни, «Истории искусства древности» (1764), дать первое систематическое изложение развития и смены стилей античного искусства. Труд Винкельмана «Неизданные памятники» («Monumenti inediti», 1767) послужил образцом для всех последующих публикаций археологических памятников. В центре искусствоведческой концепции Винкельмана стоит образ человека в его общественном окружении. Воздействие творчества Винкельмана на литературу, искусство и философию эпохи Просвещения неоценимо. 21. Что вам известно о творчестве Серу д’Аженкура, Проспера Мериме? Назовите одну из известных работ Серу д’Аженкура. Серу Д.Аженкур французский знаток истории искусств и исследователь древностей. Первым из трудов по истории искусства, снабженных обширным иллю- эативным рядом, стала изданная между 1811 и 1823 годами, но задуман- ная значительно раньше «История искусства в памятниках» Серу д'Аженку- В Библиотеке Ватикана сохранились архивы Серу, свидетельствующие о Масштабности проделанной им работы. Впрочем, усилия автора несоразмер- ны с полученным результатом. Поскольку малоформатные эстампы были в те Времена чрезвычайно дороги, то от них пришлось отказаться. Замечательные •акварели 45 великих мастеров превратились в весьма приблизительные гра- вюры. С позиций сегодняшнего дня остается только удивляться, как мог ав- тор пойти на это. Однако подобное видение (ср. «линейность» у Вёльфлина) вполне соответствует эстетике неоклассицизма. Кстати говоря, родилось оно,В XVIII веке под влиянием только что извлеченных'из этрусских могил гре- ческих ваз, которые тогда приписывались именно этрускам, Флаксмеп иллю- стрировал этим способом Гомера, Вергилия и Данте, чем обеспечил успех на- званных книг. Ему наперебой подражали многие художники эпохи заката Империи 46. Проспер Мериме родился 28 сентября 1803 года в семье образованного химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме. На литературном поприще Мериме дебютировал очень рано, когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль» (Théâtre de Clara Gazul), заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитая «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией. В 1828—1829 годах выходят драмы «Жакерия» (Jacquerie) и «Семейство Карвахаля» (Famille Carvajal), исторический роман «Хроника времён Карла IX» (Chronique du temps de Charles IX) и новелла «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone). Мериме в это время деятельно сотрудничал в «Revue de Paris» и «National» и состоял в самых близких отношениях с редакциями этих изданий. В «Revue» напечатаны его рассказ «Взятие редута» (Prise de la redoute), повесть «Таманго» (Tamango) и «Перл Толедо», повесть «Этрусская ваза» (Le Vase Etrusque) и ряд писем из Испании. В журнале «Артист» он напечатал статьи о Мадридском музее, повесть «Jacqueline» и рассказ «Двойная ошибка» (Double méprise). В 1834 г. перешёл в «Revue des deux Mondes» и напечатал здесь повесть «Души чистилища» (Âmes du purgatoire), свидетельствующую о мастерском изучении быта и нравов Испании, и повесть «Илльская Венера» (Vénus d’Ille). В конце 1839 г. Мериме предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были «Notes de Voyage en Corse» и повесть «Коломба» (Colomba). Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. Его всегда гораздо более привлекали дикие, самобытные нравы, сохранившие своеобразный и яркий цвет старины. Одним из известнейших произведений Мериме стала новелла «Кармен», где ему так хорошо удалось описание цыганских нравов, а также образ цыганки Кармен. Новелла взята за основу сюжета одноимённой оперы Жоржа Бизе, музыка которой невероятно популярна и в наше время. 22. В каком европейском городе впервые были созданы научные общества по вопросу изучения истории искусства? В какой европейской стране в конце 18 века – начале 19 века появляются оригинальные формы мысли об искусстве? Какие 2 фундаментальных вопроса в работах по эстетике поставил немецкий философ Гегель? 1) Лондон 2) Германия 3) Гегель в своих работах по эстетике поставил 2 фундаментальных вопроса: 1) как искусство высвобождается из мысли («отчуждается») и 2) как искусство различных эпох становится частью современной ментальной жизни. 23. Кто был приверженцем визуального подхода в вопросе изучения истории искусства? Какую работу об искусстве написал Тен, в каком году она была опубликована? «Философия искусства», 1865 24. Взгляды Якоба Бургхардта на развитие искусства. Назовите 2 его самые известные работы. На какие два этапа Бургхардт подразделяет эпоху Возрождения? 1)В центре интересов Буркхардта находилась история культуры. 2)Произведения:«Век Константина Великого», «Культура итальянского ренессанса» 3)Буркхардт разделил эту эпоху на ранний этап и Высокое возрождение. 25. Генрих Велфлин: его взгляды, работы. Генрих Вёльфлин (1864-1945). "Я среди историков искусства - "формалист". Это название я принимаю как почетный титул, поскольку речь идет о том, что я всегда видел первую задачу историка искусства в анализе пластической формы..." - так Генрих Вельфлин в последние годы жизни определил свое место в науке об искусстве, на развитие которой он оказал решающее влияние. С его именем связано становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины. До Вельфлина история искусства - это отчасти раздел археологии, отчасти периферийная область истории культуры, отчасти сфера эссеистического творчества, после Вельфлина - это респектабельная и вполне автономная наука, обладающая собственным методом и специфическим материалом для исследования. Разработанный Вельфлином метод формально-стилистического анализа художественных памятников уже почти столетие лежит в основе подготовки искусствоведов в разных странах мира. В некотором смысле вельфлиновский метод является краеугольным камнем в многосложном здании современной науки об искусстве.
26. Пауль Франкль, А. Ригль, Макс Дворжак: их работы, краткая характеристика их творчества. ПАУЛЬ ФРАНКЛЬ (1887 - 1958 г.).Пауль Франкль стремился создать современную форму мебели, выражавшую «Новый духовный манифест на каждом этапе американской жизни». Уроженец Вены, архитектор и инженер Пауль Т.Франкль в 1914 году, когда началась война, поселился в Нью-Йорке. Сначала он проектировал и выпускал мебель, опираясь на европейскую традицию в обращении с формой, но к середине 1920-х годов, вдохновляясь опытом Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса, он все свое внимание сосредоточил на изготовлении практичной и экономичной модульной мебели. Только в 1925 году Франкль утвердился в качестве независимого мебельного дизайнера, создателя знаменитой серии, изготовленной вина заказ, где композиционным мотивом стал нью-йоркский силуэт с небоскребами, парившими прямо над галереей автора. Этот типичный для Франкля «небоскребный» дизайн часто напоминает игру чистых линий в работах голландского художника Пита Мондриана. Так Франкль решает высокие, ступенчатые композиции сундуков, кабинетов и книжных шкафов, следуя законам архитектоники прямоугольных форм. Его мебель сделана из дуба или калифорнийского красного дерева; иногда украшением служит лаковая обработка в черном, красном или бледно-зеленых тонах, с окантовкой серебряным листом. Франкль проектировал также «небоскребные» письменные столы и туалетные столики с навершием-зеркалом.
27. Анри Фосийон. Какие художественные области охватывают его взгляды? Анри Фосийон (фр. Henri Focillon, 7 сентября 1881, Дижон – 3 марта 1943, Нью-Хейвен) – французский историк искусства. Сын художника-графика Виктора-Луи Фосийона (1849-1918), с детства знакомый с Огюстом Роденом, Эдуаром Вюйяром и др. Учился в парижских лицеях Карла Великого и Генриха IV. Закончил Эколь Нормаль (1906). Преподавал в Бурже, Шартре. Защитил диссертацию по творчеству Пиранези (1918). Директор Музея изящных искусств в Лионе. Профессор Лионского университета и Школы изящных искусств в Лионе, преподавал в Сорбонне и Коллеж де Франс. Читал лекции в США, когда началась Вторая мировая война. Остался в Америке, преподавал в Йельском университете. Среди его многочисленных учеников – Андре Шастель, Юргис Балтрушайтис-младший (он был женат на дочери Фосийона Элен), Джордж Кублер и др. Испытал влияние философии Бергсона. В трудах по искусству Средневековья, барокко и новейшей эпохи развивал достижения формальной школы Генриха Вёльфлина.
28. Джованни Морелли, Б. Кроче: взгляды, работы. Джованни Морелли (1816-1891) – итальянский художник-натуралист. Предложил теорию атрибуции. Она основана на наблюдении за деталями, которые могут определить индивидуальность подчерка каждого художника.
29. Пьер Франкастель: взгляды, труды. ПьерФранкастель (фр. Pierre Albert Emile GhislainFrancastel, 8 июня 1900, Париж — 1970, тамже) — французскийисторикисоциологискусства.
|