ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ Ораторское искусство знали еще в древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако настоящая его история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено насущными общественными потребностями. Первые упоминания об ораторском искусстве и его представителях встречаются в «Илиаде» и «Одиссее», величественных творениях Гомера, созданных еще в 9-8 вв. до н. э. Однако «золотой век» греческого красноречия наступил во второй половине 5 века до н. э. после окончания греко-персидской войны, когда ораторское искусство превращается в орудие политической борьбы. От ее участников, желавших влиять на ход государственных дел, требовалось умение отстоять свою точку зрения, убедить и повести за собой народ. Именно в этот период и возникает теория красноречия - риторика. Появилась и профессия ритора - учителя красноречия. Первыми учителями красноречия были софисты - «учителя мудрости». По мнению софистов объективной истины не существует, есть лишь субъективное суждение о ней. Поэтому нельзя считать, что одно мнение истинно, а другое - нет. Величайшим политическим оратором Древней Греции был Демосфен. (384-311) гг. до н. э. Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать практически каждый, если не пожалеет при этом времени и труда. Гай Гракх, политический деятель, был первым в Древнем Риме, кто в буквальном смысле повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям. Встав лицом к народу, Гай Гракх показал, что ищет у него поддержки, правосудия, признает его силу, считает его мнение решающим. Многие римские ораторы стали обращаться к своим слушателям, изучать их психологию, интересы, вкусы. Отныне ораторское искусство означало уже не только что и как сказать, но и кому, какой аудитории. Выдающейся личностью Рима был видный деятель, философ и литератор Марк Туллий Цицерон (105-43 гг. до н. э.), вошедший в историю культуры как блестящий оратор. Будучи крупным теоретиком ораторского искусства, он считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, совершено необходимое в деле управления государством и, следовательно, им должен владеть каждый. В знаменитых трактатах по ораторскому искусству («Об ораторе», «Брут», «Оратор» (М., Наука, 1972)) Цицерон рисует образ «идеального оратора» - убежденного в правоте своего дела и всесторонне образованного политического деятеля. В ораторском искусстве Цицерон особенно выделял глубину содержания. «Мудрость в содержании, - писал он, - без красноречия мало приносит пользы государству, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы». 3.Ораторское искусство Средних веков. Но вот на смену рабовладельческому обществу пришел феодализм, с провозглашением им незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства. Традиции Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами. Средневековому оратору, церковному проповеднику не приходилось составлять собственные речи. Его задача сводилась к пересказу догматов веры и толкованию библейских легенд. Центром ораторской деятельности становится проповедь. В церковной проповеди на первое место выступают формы, красивость и напыщенность. Главным принципом церкови становятся не убеждение, а внушение. Церковь и, духовное красноречие были в конечном итоге основными и наиболее действенными способами воздействия на людей. Каноны средневековой риторики использовал проповедях идеолог феодализма, знаменитый проповедник, доминиканский монах Фома Аквинский (13 век), учение которого и поныне является официальной философией Ватикана. В многочисленных антифеодальных выступлениях, крестьянских войнах средневековья красноречие становится средством объединения антифеодальных сил. Это время выдвигает таких народных трибунов, как Гильом Каль - один из народных вождей Жакерии во Франции, Джон Бол и Уот Тайлер - руководители крестьянских восстаний в Англии, Ян Гус и Ян Жижка - в Чехии. Блестящим оратором, умевшим воздействовать на умы и чувства слушателей, в Германии Томас Мюнцер. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения обращаются к забытой в средние века античной культуре. Светское красноречие 14и 15 веков в Италии и других странах находится под сильным, влиянием античной риторики, речи загромождены цитатами из Цицерона и Квинтилиана, избытком украшений и ложным пафосом. В то же время сильное воздействие на развитие ораторского искусства оказывают идеи титанов Возрождения: Кампанеллы и Томаса Мора, Петрарки и Данте, Рабле и Шекспира, Сервантеса и Лопе де Вега. Во всех странах Европы ораторское искусство становится неотъемлемым элементом культуры нового времени, средневековья, выражая классовые интересы поднимающейся буржуазии.
|