Предпосылки возникновения социологии как самостоят. общественной науки.
Рівне - 2014 Слово “социология” на русский язык: можно перевести как “наука об обществе”. Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (ввел понятие социологии, определил место социальной в системе наук, предложил первое научное знание). Понимание причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII – начале ХIХ вв. Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным знание, которое основано только на опыте. Стремление поставить учение об обществе на научную основу привело к формированию и развитию социологии. В системе О.Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трёх последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной. 1.Теологическая (люди объясняли все явления через сверхъестественное (до 1300))
2.Метафизич.(пытаются все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин (с 1300 по 1800 г) 3.Позитивная - мир познается с помощью объективных наук (с 1800) О.Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям: ·историческому (по времени и последовательности возникновения);·логическому(от абстрактного к конкретному); ·по сложности предмета исследования(от простого к сложному); · по характеру связи с практикой. Основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.Математика, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдалённой от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного знания. Социология, напротив – непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения. В основу построения социологии как самостоятельной науки О.Конт положил идею “социальной системы”, т.е. признание факта существования общества как своего рода организма, определённой целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции О.Конта индивид является абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим естественным внутренним законам. Причём общество является самой сложной из существующих систем. Значительное внимание О.Конт уделил разработке методов социологии. Он полагал, что в социологии применимы все основные общенаучные методы: наблюдение; эксперимент; сравнительный метод. Однако основным для социологии О.Конт считал исторический метод. Задача этого метода заключалась в сравнении последовательных состояний общества с учётом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития. В качестве общего предмета социологии О.Конт определяет глобальное общество, Человечество. Его интересуют главным образом перемены в системе. Социология должна открывать общие законы социального изменения. Всю социологию О.Конт делил на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была раскрывать взаимоотношения между социальными институтами, изучать общества “в состоянии покоя”. Социальная динамика должна изучать законы развития и изменения социальных систем. Таким образом, социология изначально возникла как наука, призванная изучать общество как сложную систему. Она должна была анализировать социальные факты и открывать общие законы социального изменения. 2.Классический этап развития социологии (XIX – начало XX в.) Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии – это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов. Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предысторией социологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. Первый шаг в создании новой науки об обществе сделал О.Конт. Ввел понятие социологии, определил место социальной в системе наук, предложил первое научное знание. Однако не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Взгляды Конта развивал английский философ и социологи Герберт Спенсер. Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма. Основной закон социального развития по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название “социального дарвинизма”. В центре социологической концепции Г.Спенсера – теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Огромное влияние на обществоведение ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. К.Маркс рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. С него начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии. К.Маркс и Ф.Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. На рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива). Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии. Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классичскго периода являются Лестер Уорд, Франклин Гиддингс,Уильям Мак-Дугалл. Против натурализма и психологизма в социологии выступил Эмиль Дюркгейм. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал “коллективным сознанием”. Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием. К классикам социологии следует отнести и итальянского учёного Вильфредо Парето. В.Парето полагал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин – права, политэкономии, политической истории, истории религий и др. В.Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования. Он считал, что полезность теории определяется результатами её применения. Огромный вклад в развитие классической социологии внёс Макс Вебер. Основу социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. Важной составляющей теории социального действия была веберовская концепция идеальных типов. Идеальный тип – это “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции” (“ремесло”, “капитализм”, “церковь”, “хозяйство”), т.е. идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. К классикам мировой социологии следует отнести и Питирима Александровича Сорокина. Предметом социологии, с точки зрения П.А.Сорокина, должна стать общественная жизнь и её процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. П.А.Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию), изучающую процессы взаимодействия людей (их поведение), и социальную генетику, задача которой изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Практическая социология – это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией. Центральным понятием системы П.А.Сорокина является “ценность”. Значительный вклад внёс П.А.Сорокин в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Она гласит, что общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. П.А.Сорокин выделял три формы социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. В этой связи учёный считал, что социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя социальные перемещения не только индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей), всего того, что создано или видоизменено человеком.
|