История рыцарства связана с историей центральной и западной Европы 8-16 веков, тогда рыцарями называли представителей привилегированного слоя, основным занятием которых было военное дело и защита территории родной страны. Но исторически сложилось так, что помимо воинских подвигов, рыцарство привнесло в нравственную копилку человечества такие понятия, как достоинство, чувство долга, кодекс чести. Большинство известных рыцарских орденов остались в веках не только как военные, но и как духовные ордена с собственными системами ценностей, воспитания и самосовершенствования личности.
...Рыцарство вот уже несколько столетий, как сошло с исторической арены. Но и сегодня о человеке благородном, щедром душой и верным долгу говорят – «он настоящий рыцарь». Ведь рыцарские заповеди охватывают все стороны жизни – это и защита слабых, и любовь к Родине, и бесстрашие в опасных ситуациях, и верность религиозным взглядам, и нерушимая крепость слова.
Если вы намерены идти по пути самосовершенствования и воспитания в себе добродетелей, присущих рыцарю – дерзайте! И помните о той ответственности, которую налагает на вас это решение.
Добродетели
• Смелость— Не поддавайся страху. Даже отступая, сохраняй ясность разума и силу духа.
• Справедливость — Не обижай никого, нанеся оскорбление или не воздав по справедливости, как велит долг.
• Милосердие— Будь щедр душой и мягок сердцем, как подобает благородному человеку и победителю.
• Щедрость— Делись материальным с нуждающимися; делись духовным с близкими; делись знаниями с ищущими.
• Верность— Будь предан своему слову; будь предан своему делу; будь предан своему другу; будь предан своей любви.
• Благородство — Не стыдись ошибок – стыдись отсутствия раскаяния; не стыдись незнания – стыдись нежелания знать; не стыдись доброты – стыдись равнодушия.
• Надежда— Знай: пока ты жив, всё можно изменить к лучшему.
• Сила— Знай: точка опоры, которая поможет перевернуть мир, только в тебе.
• Скромность— Подражай Иисусу и Сократу.
В рыцарстве было подлинное моральное творчество. Идея рыцарства предваряла откровение о человеке. Но рыцарство никогда не было осуществлено. Фактическое рыцарство средних веков было так же далеко от идеи рыцарства, как фактическая иерархия католической церкви от мистической Церкви Христовой. Рыцарство – вечно по своему заданию. Оно внесло в мир героические ценности – ценность жертвенной чести и жертвенной верности. В рыцарстве ковалась личность. Буржуазный мир новых времен хотел подменить рыцарство мещанством, рыцарские добродетели мещанскими добродетелями. И думал буржуазный мир, что рыцарство похоронено навеки как порождение темного средневековья, что возродиться оно не может. Но гибель рыцарства была бы гибелью высокого духовного закала личности. Дух рыцарства продолжает жить как вечная противоположность духу буржуазному. Рыцарская мораль и мораль буржуазная останутся на веки веков, до скончания веков глубочайшими, враждующими противоположностями. Категории рыцарства и буржуазности – категории религиозно-метафизические, а не социально-исторические, они пребывают в меняющихся одеяниях разных времен. Рыцарство остается вечным заданием человеческого духа, переживающим ветхие одежды рыцарства средневекового. И в нашу буржуазную эпоху с новой силой стоит перед вершинами человечества задача создания духовного рыцарства, рыцарства в Духе. В нашу эпоху возможно возрождение рыцарских орденов в новом духе. Дух рыцарства призван хранить подлинный, небесный аристократизм моральных ценностей, подлинный, небесный иерархизм, не запятнанный буржуазным иерархизмом мира сего. Что всякая ценность аристократична – это откровение рыцарского духа. Рыцарство составляет подлинную, таинственную иерархию, иерархию жертвенную и потому невидимую миру буржуазному, подчиненному своей видимой, но ложной иерархии. Рыцарская мораль – мораль ценности, и потому она глубоко противоположна всей буржуазно-демократической морали благополучия и устроения, морали «последних людей». Демократизм (в метафизическом, а не социальном смысле слова) глубоко буржуазен, ибо ставит благополучие и устроение людей выше ценности, количество выше качества, средне-общее выше индивидуального, распределение выше творчества. Аристократическая (в метафизическом, а не социальном смысле слова) мораль есть мораль ценности, качества, индивидуальности, творчества. Всякое понижение ценности, качества, индивидуальности, творчества во имя средне-общего, количественного, во имя благополучия, устроения и распределения есть грех перед Богом и перед божественным в человеке.