Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия трансцендентального идеализма И. Канта как критическое исследование духовных способностей человека.





ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНЫЙ ИДЕАЛИ́ЗМ - термин кантовской философии. В широком смысле употребляется в качестве одного из синонимов критической философии. В узком и более точном смысле, учение о субъективной природе пространства и времени как априорных формах чувственности. «Трансцендентальная идеальность» пространства и времени есть констатация того, что пространственно-временные качества предметов не присущи им самим по себе (термин «трансцендентальный» означает в данном случае «относящийся к вещам вообще»). Трансцендентальный идеализм — одна из основ критической философии Канта. Именно на учении о субъективной природе чувственности базируется различение междуявлениями и вещами самими по себе.

КАНТ (1724-1804)

Основоположник немецкой классический философии. С него началась эпоха философии новейшего времени. Был глубоким, проницательным человеком не только в философии, но и в науке. Разработал гипотезу происхождения солнечной системы из газовой туманности – фундаментальна до сих пор. Выдвинул идею о распределении животных по порядкку их происхождения, а так же идею естественного происхождения человеческих рас. Философские воззрения менялись. Сначала интересовале естественно-научные вопросы, а позднее – метафизические (общефилософские).

Человек, этика и право – главное содержание его философского учения. Считал, что решению таких проблем, как проблема бытия человека должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложениы в самом разуме и составляют основу знания. Считал, что мы познаем мир не так, каким он есть на самом деле, а так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия вещей на органы чувств, возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Получается, что наш разум выводит законы природы. Но миру явлений соответствует независимое от человеческого сознания сущность вещей (вещи в себе): абсолютное познание их невозможно.

Кант был убежден,что идеи пространства и времени, человеку известны прежде восприятий (они идеальны, а не реальны). Все категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори.

В учении о познании Кант большое место отводил диалектике. Противоречие рассматривалось им как необходимый элемент познания. Ввел воображение в теорию познания. Наши знания не мертвый слепок вещей и их связей – это духовная конструкция, возведенная воображений из материалочувственных восприятий и логических категорий. Логический каркас категорий априорен. Трансцедентальная философия - (выходящий за пределы) это не теория врожденных идей. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Условие познания – единство познания. Он отказываетс признать адекватность нашего сознания вещам. Мы познаем только явления, мир вещей нам не доступен. При попытке постигнут суть вещей, разум впадает в противоречия.

2. Мораль и нравственность: природа, сущность, основные функции. Понятие профессиональной этики и проблема морального выбора в медицине.

 

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов поведения человека[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.[3]

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы. [4]

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.[4]

Мораль служит предметом изучения этики. Мораль — понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности.

Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы.[5] Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.

Основные социальные функции морали: регуляторная, ценностно-ориентационная, социализирующая, личностного самоопределения.

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Этика — философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

Основные проблемы этики: проблема критериев добра и зла, проблема смысла жизни и назначения человека, проблема справедливости, проблема должного.

Медицинская этика (медицинская деонтология) — раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.

Профессиональная этика — это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

 

 

БИЛЕТ№20







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 282. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия