Происхождение и функции философии.
1. +Маркс 2. Фейербах 3. Фихте 4. Кант 5. Гегель
Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Исторические формы философствования: · Космоцентризм. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - алейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Человек рассматривается как "микрокосм", "маленькая вселенная" с богатым духовным содержанием. Природа - органическая часть космической модели мира. · Теоцентризм - это философское мировоззрение, которое доминировало в V-VI вв, в котором решается проблема отношения человека к миру через понятие Бога. Основная идея - мир сотворен Богом, человек тоже. Цель и смысл жизни человека - служение Богу. Созданный Богом мир изменить невозможно, следовательно, человек должен изменять свои мысли и поступки. Мудростью считалась вера в Бога и добровольное подчинение Ему. Мир, созданный Богом, изменить невозможно, и поэтому человеку ничего не остается делать, как изменять самого себя, свои мысли и поступки. Так учила эта философия. · Антропоцентризм. В центре внимания сам человек (он всемогущ). В Италии - гуманизм (человек - высшая ценность). Антропоцентризм - черта мировоззрения, при которой человек рассматривается как центральное звено всего космического бытия, вершина мироздания. Получил разработку в творчестве античных софистов и, особенно, в возрожденческом гуманизме, который противостоял средневековому теоцентризму. Структура философии: · Онтология (учение о бытии, о сущем) 1) монизм (все произошло из одного начала), 2) дуализм (все произошло из 2 субстанций · Гносеология (теория познания): - 1) сенсорное - 2) эмпирическое (эксперимент) - 3) рационально-теоретическое - 4) нативизм (учение о врожденных идеях) - 5) мистическое · Аксиология (учение о ценностях, ценностное отношение к действительности) · Этика (наука о поведении человека в обществе. Высшая ценность – добро) · Эстетика (как у нас формулируются эстетические вкусы) · Антропология (учение о человеке, человек как явление культуры) · Социальная философия (учение об обществе, социальной структуре) · Философия религии
Происхождение и функции философии.
В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества. Функции философии: 1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; 2. Методологическая - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; 3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности; 4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания; 5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-начала ХХ вв. и др.) 6. Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения. Совершенствования общества. 7. Воспитательно-гуманитарная – распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни; 8. Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Основные методы философии – пути и средства с помощью которых осуществляется философское исследование: • Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. • Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно ((ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
|