ПОНЯТИЯ БИОСФЕРЫ И НООСФЕРЫ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ КОЭВОЛЮЦИИ.
Биосфера (от древнегреческого βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера) она же «экосфера» ‑ область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, возможно, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы («живое вещество») и среда их обитания образуют целостную развивающуюся систему. При этом живое выступает преобразующей силой. Учение о биосфере создано В. И. Вернадским в 1926 г. Биосфера начала формироваться 500 млн. лет назад. Сейчас в ней около 3 млн. видов растений, животных, грибов, бактерий и насекомых. Ноосфера (от древнегреческого «νόος» - разум и «σφαῖρα» - сфера) – природа, сознательно (творчески) преобразованная человечеством. Учение о ноосфере детально разработано В. И. Вернадским. Он же охарактеризовал взаимодействие природы и общества, биосферы и ноосферы, придавая огромное значение науке и технике. В этом взаимодействии выделяют 3 периода: 1) присваивающее хозяйство (собирательство и охота); 2) аграрное общество (доминирование земледелия и скотоводства); 3) индустриальный строй (доминирование промышленного или машинного производства). Вредное воздействие промышленности требует развития природоохранной деятельности, что приведет к наступлению четвертого – ноосферного периода («постиндустриального или технотронного общества»), основанного на безвредных (экологичных) технологиях, которые необходимо создать ученым, заодно разработав «модели устойчивого развития». Коэволюция – это совместная эволюция биологических видов. Единство биосферы ведет к тому, что любое изменение одного вида влияет на другие. Выделяют два вида естественной коэволюции: 1) Взаимодействие в системе «хищник-жертва», совершенствование средств спасения у жертвы вызывает улучшение средств нападения хищника и наоборот. В результате выживают оба вида, и складывается устойчивый баланс между численностью хищников и жертв. Его разрушение губительно для экосистемы в целом: чересчур расплодившийся вид уничтожает окружающую среду. 2) Мутуализм – взаимоподдержка и взаимодополнение различных видов живых организмов (например, цветов и опыляющих их насекомых). Современная философия убеждает людей объединиться для искусственной коэволюции - создания такой высокоморальной системы взаимодействия с природой («этносферы»), при которой гармоничное сосуществование всех видов будет способствовать сохранению и развитию каждого из них. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ (НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ, РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ, ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ, СОЦИОЛОГИЗАТОРСКАЯ, МАРКСИСТСКАЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНАЛИСТСКАЯ, ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ, СИНТЕТИЧЕСКАЯ). Сегодня принято считать человека – высшей ценностью, наиболее уникальным и универсальным существом, единством микрокосма (внутреннего сгустка и отражения законов природы), микротеоса (воплощения Божественных идеалов) и микросоциума (совокупности общественных отношений), а заодно биосоциальной или биопсихологической целостностью. Столь сложный и важный субъект является и самой большой проблемой (загадкой) философского исследования: в нем много необъясненного и даже необъяснимого. Труднее всего, но правильнее рассматривать человека целостно. Классической считается триадичная модель человека: тело (природное) + душа (источник жизненной энергии и свободы творчества, а также носитель бессмертия) + дух (общечеловеческое, или разум, или воплощение Универсального - Абсолютного). Основные стратегии осмысления природы человека в философии: - натуралистическая (человек – невычленимая часть природы, либо ее венец, а заодно разновидность животного); - рационалистическая (человек ‑ носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Разуму Всевышнего); - философско-религиозная (человек сотворен Господом по образу и подобию своему); - социологизаторская (человек ‑ не столько природный, сколько социальный продукт); - марксистская (человек – совокупность общественных отношений, разумный преобразователь природы, развитый соответственно уровню развития своих производительных сил и производственных отношений); - экзистенциально-персоналистская (человек ‑ нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора); - психоаналитическая (человек единство сознательного и подсознательного, причем подсознательное буйствует и с большим трудом укрощается разумом и системой общественных ограничений); - синтетическая (сочетание всех или нескольких стратегий).
|