ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ, СЕМИОТИЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ И ДР.)
Культура (от латинского «cultura» — возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных объектов и общественных отношений, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. К культуре относят «все созданное человеком». Она отражает степень развитости человечества, общества, группы людей или отдельного человека. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, социологией, психологией, историей. Культуру принято разделять на материальную (пища, мебель, машины) и духовную (книги, картины, песни). В целом структурными элементами культуры являются 1) идеи-ценности и 2) общественные институты-учреждения (школы, вузы, СМИ, театры, Интернет и т.п.), благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе. В структуру культуры включают: - искусственную среду обитания людей; - окультуренных (специально воспитанных) людей; - созданные общественные связи и человеческие коллективы; - правила поведения в обществе (сценарии социальной деятельности, ценности, нормы, технологии); - языки и иные средства коммуникации. Функции культуры: - информационная (всех наделяет знаниями и алгоритмами их получения-применения-передачи); - коммуникативная (создает среду общения – то есть распространения и хранения различных сообщений, а также иных произведений человека, предназначенных для других людей); - аксиологическая (прививает общезначимые ценности, идеалы, нормы); - социологизаторская (формирует общество, его социальные связи-контакты и коллективы-объединения). Тенденции развития современной культуры: - доступность культурного многообразия благодаря транснациональным корпорациям, развитию туристической индустрии, транспорта, Интернета и иных средств коммуникаций; - интенсификация общения национальных и локальных культур ‑ формирование общечеловеческой культуры; - коммерциализация и потребительский характер культуры, в том числе духовной; - доминирование массовой американской культуры; - резкое снижение интереса к классической культуре и культ «новаций»; - основной источник культуры ‑ виртуальная среда (сайты, «Интернет облако»); - множество движений, выступающих за примитивизм, отказ от культуры, возвращение к естественному состоянию и т.п. - мгновенное распространение новостей, продукции и услуг; - культ равноправия и политкорректности; - изоляция и самоизоляция элитарной культуры (философии, науки, искусства, производства и прочего «не для всех»). Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в философии Просвещения и немецкого романтизма. Основные философские подходы к изучению культуры: - аксиологический (Виндельбанд, Шелер): культура – прежде всего система высших ценностей, определяющих значимость любого элемента культуры; - семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая структуру всей культуре и каждому человеку; - игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас; - психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и направления (сублимации) в общественно полезное русло бессознательной энергии; - деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом; - экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ, КУЛЬТУРЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ (АРИСТОТЕЛЬ «МЕТАФИЗИКА»). Философия – часть культуры и форма мировоззрения, активно взаимодействующая с другими частями и формами. Придать этому взаимодействию системность – одна из важнейших задач философии. Культура (совокупность духовных и материальных творений человечества) предоставляет богатый материал для философских размышлений и обогащается философскими обобщениями. Мировоззрение (система устойчивых взглядов на мир) не может обойтись без предельно общих – то есть философских взглядов. При этом философское мировоззрение взаимодействует с обыденным (житейским), мифологическим, религиозным и научным мировоззрениями. Отечественные философы постоянно подчеркивают единство научного и философского мировоззрений. Философские проблемы, так или иначе, сводятся к постижению наиболее общих (фундаментальных) принципов взаимодействия мира и человека. Что позволяет считать природу философских проблем – теоретической квинтэссенцией (предельным обобщением) всех проблем мироздания и человеческого существования. Книга Аристотеля «Метафизика» (30-е годы IV в. до н.э.) заложила основы всей последующей философии. Фактически это сборник работ Аристотеля о первоначалах, составленный в I в. до н.э. и размещенный после «Физики» (отсюда название). Важнейшее в «Метафизике: - доказательство того, что изучение фундаментальных причин всего сущего (первоначал) наиболее достойно называться постижением мудрости; - анализ взаимосвязей между важнейшими первоначалами (сущностью, материей, движением и благом); - подробное толкование основных философских категорий (бытие, качество, место, действие, количество, отношение и т.д.); - рассуждения о процессах изменения бытия и познания, включая первоэлементы бытия и энтелехию (цель и движитель перемен); - классификация умозрительных наук (математика, философия, теология); - замена мистических идей Платона ощутимыми формами; - сведение всего сущего к Единому Божественному Разуму.
|