СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Социальная реальность включает в себя человеческую жизнь во всем богатстве индивидуальных качеств отдельных людей и всю совокупность общественных взаимосвязей. Социальная реальность – столь сложна, разнообразна и непредсказуема (из-за присущего людям свободолюбия), что практически все философы отводят ей место «высшей формы бытия (материи, экзистенции и т.д.). Кроме того, к себе самим люди проявляют повышенный интерес, и здесь им трудней всего избавляться от предвзятости (необъективности). Под видом социальных закономерностей и прогнозов развития пытаются внушить окружающим собственные (национальные, групповые, партийные, индивидуальные и т.п.) пожелания. Современная философия склонна считать, что все ее элементы испытывают неустранимое влияние социальной реальности: каждое философское (мировоззренческое) суждение ‑ нерасчленимая смесь объективных закономерностей и субъективных стремлений. А потому человек и общество оказываются в центре внимания современных философов, независимо от исследуемой темы: мол, познавая любую реальность, человек познает прежде всего себя. Социальные законы связаны с физическими, химическими, биологическими, но не сводимыми к ним, специфичны. Естественные законы распространяются на человека, но постигая их человек получает возможность преодолевать одни законы с помощью других – становясь в результате свободнее. Абсолютная специфичность социальной реальности подчеркивается такими терминами, как «вторая природа», «искусственная реальность», «выделившаяся надстройка над физическим миром» и т.п. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА И ЕГО СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА (МАРКСИСТСКИЙ ПОДХОД, КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ, ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ). Социальная философия изучает общество как целостную систему, выявляя его сущность, качественное своеобразие, цели, идеалы, механизмы социогенеза, динамику и смысл истории. Для адекватного представления общества используется целая система определений, при этом оно определяется как: 1) выделенная из природы и взаимодействующая с ней реальность; 2) вся совокупность человеческой деятельности; 3) система взаимодействий между людьми; 4) система социальных коммуникаций (общений); 5) определенный этап истории. В широком смысле структура общества ‑ это единство всех социальных сфер (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком смысле – структура некоего конкретного общества или даже небольшой группы людей. Структурные элементы общества: индивиды и их всевозможные общности (объединения): группы, социальные институты, классы, страты, а также этнические, территориальные, экономические, половые, возрастные, имущественные, образовательные, профессиональные и прочие объединения, и т.д., и т.п. Основные подходы в познании общества: - марксистский подход: общество формируется в соответствии с уровнем развития производительных сил – средств создания материальных и духовных благ. Производительные силы непосредственно определяют производственные отношения, а на их основе складываются и все остальные отношения в обществе. Человек формируется как совокупность общественных отношений. Поэтому полноценный человек возможен лишь после уничтожения социально-классовых перегородок пролетариатом, установившим свою диктатуру; - концепция социального действия, она же «понимающая социология» (М. Вебер): общество реально состоит из «социальных действий» (воздействий индивидов друг на друга). Анализируя такие действия, следует вскрывать их побудительные мотивы, чтобы иметь дело с сущностными причинами, а не случайными следствиями. Вебер выделяет 4 типа социальных действий 1) разумно-целенаправленные, 2) основанные на ценностях (идеалах), 3) традиционные (по привычке), 4) аффективные (эмоциональные) – каждый тип требует особого отношения и средств реагирования; - структурный функционализм (Т. Парсонс и Р.К. Мертон) представляет общество как единство структурных элементов («органов»), каждый из которых выполняет свою функцию. В целом общество состоит из трех подсистем: 1) действующие личности, 2) сложившаяся культура, 3) изменяемая природа. Общественная система в целом жизнеспособна, пока поддерживает баланс и взаимообмен между своими подсистемами и прочими структурными элементами (прежде всего экономика должна быть адаптирована к природе, политика ‑ к нуждам людей, а формы социального единства эффективно должны сплачивать, но не угнетать индивидов). Дисбаланс («дисфункции») разрушает общество; - теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас) видит цель социальной науки в изыскании ненавязчивых методов объединения людей («универсального примирения»), чтобы никто не чувствовал, что общество – чуждая, гнетущая сила. Лучший объединитель – интенсивное общение (коммуникации), складывающееся свободно, без заранее заданных целей и навязчивых мнений. В общении следует стремиться не к успеху, а к взаимопониманию и согласию (консенсусу).
|