ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОСТКЛАССИЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.
К основным стратегиям постклассических философских исследований в Западной Европе относятся: 1) Аналитическая стратегия, разработанная преимущественно позитивистами. Ее цель – получение эмпирически (экспериментально) проверяемых знаний без примеси умозрительных и непроверяемых фантазий теологов и метафизиков. Чтобы отсеять истинные знания от мнимых современные неопозитивисты и постпозитивисты (Рассел, Поппер, Кун и др.) разрабатывают методики «анализа знаний». При этом огромное значение придается изучению структур существующего языка и выработке более совершенного языка, исключающего обманчивые метафизические проблемы, порождаемые двусмысленностью слов и суждений. 2) Социально-критическая или гуманистическая стратегия, предложенная западными неомарксистами (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм, Франкфуртская школа). В рамках этой стратегии на первое место выдвигается всеохватывающее диалектическое взаимодействие отдельных индивидуальностей. Всё остальное: естествознание, культура, политика, идеология ‑ рассматриваются лишь в качестве форм межличностного взаимодействия. Для разработки данной стратегии создаются труды по истории философии, социальной психологии, этике, эстетике, культурологи и т.п. 3) Экзистенциональная-феноменологическая стратегия – одна из моднейших на Западе, благодаря популярности экзистенциализма, феноменологии, персонализма, интуитивизма и прочих иррационалистических доктрин. Ее знаменитые представители - Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Гуссерль. Здесь все внимание сосредоточено на внутренней духовной (интимной) жизни. А самым важным считается самое непостижимое – экзистенция, основа существования человека, носитель всех его качеств. Считается, что экзистенция ощутима лишь в моменты наивысшего напряжения, на грани жизни и смерти. Внешний же мир считается чуждым и враждебным человеку. Кроме того, объективное непостижимо, человеку известны лишь феномены (собственные внутренние ощущения, продукты взаимодействия мира и человека), в которых нельзя распознать воздействовавшее извне. 4) Синергетическая или системно-эволюционная стратегия. Она стремительно набирает силу в современной философии. Ее суть ‑ представление Вселенной как саморазвивающейся целостности. Подробнее данная стратегия освещена в ответах на вопросы 9 и 13.
ПРЕДМЕТ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. В определении предмета философии нет единства – слишком много школ, и представления о предмете существенно трансформируются в разные времена и у разных народов. В древности философия охватывала все науки. Специализация (дифференциация) наук сделала философию общетеоретической и мировоззренческой дисциплиной (изучением «самого общего - предельного»). С XIX в. научные обобщения осуществляются и помимо философии. И теперь универсальную картину мира философия может строить лишь вместе с другими науками, служа «теоретическим ядром мировоззрения». Ныне предмет философии – основные принципы взаимоотношения человека и мира, познание предельно общих законов природы, человека, общества и сознания (культуры). Социокультурный статус философии – быть формой общественного сознания, служить общетеоретическим ядром мировоззрения и культуры в целом. Для этого философия обобщенно интегрирует знания и навыки всех областей человеческой деятельности. Основные функции философии: - познавательная и эвристическая (производство знаний и открытие наиболее общих законов бытия); - мировоззренческая (интеграция мировоззрения); - методологическая и праксеологическая (разработка наиболее общих методов познания и деятельности); - критическая (воспитание здоровых сомнений, помогающих избежать заблуждений и догм); - аксиологическая (выработка системы ценностей, критериев оценки любого объекта и поведения); - социальная (ориентирование в общественной жизни); - гуманитарная (формирование чуткого отношения к людям).
|