ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.
Пространство и время рассматриваются отечественными философами как основные формы организации (упорядоченности) материального мира: материя не существует вне времени и пространства, и наоборот. Понятие «пространство» обобщает свойства вещей обладать размерами (объемами), формами (конфигурациями) и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, последовательность, скорость, ритм и темп. Пространство, прежде всего, характеризует статику (одномоментное расположение) вещей, время – их динамику (изменения). Считается, что классическая наука была сосредоточена на пространственных характеристиках мироздания, а неклассическая и постнеклассическая ‑ на временнЫх. Всеобщими свойствами пространства и времени считают их безграничность, относительность, единство прерывности с непрерывностью или конечности с бесконечностью, размерность (измеримость в эталонных единицах), гомогенность или изотропность (однородность или соразмерность ‑ каждый метр или час равен любому другому метру или часу в той же системе координат). Отличительное свойство времени – необратимость («стрела времени»). Пространство трехмерно, а время одномерно. Однако более перспективными признаются теории пяти-, шести-, десяти- и одиннадцати- мерного Мироздания. В нынешней науке допустимо и обратное течение времени (на сверхсветовых скоростях), и обратимые во времени процессы, якобы свойственные только замкнутым системам. Основные концепции пространства и времени: 1) субстанциональная: пространство и время независимы друг от друга, пространство как бы пустое вместилище, время – чистая длительность. Так это понимали классическая философия и ньютоновская физика. 2) реляционная: пространство и время неразрывно взаимосвязаны и взаимозависимы. Эта концепция характерна для современной физики и постклассической философии, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина - ширина - высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя; 3) эволюционно-историческая (Вернадского): взаимозависимость (симметричность и асимметричность) пространства и времени изменчива, в разных процессах неодинакова, да еще и в разных областях и эпохах воспринимается по-разному. В трактовке отдельно взятого времени еще две концепции: - динамическая (время реально течет); - статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам). Кроме того: одни философы говорят, что время движется по огромному кругу, повторяясь в точности, а другие – будто бы ничто не повторяется в точности, третьи совмещают повторяемость с неповторимостью. В нынешней философии помимо реальных «пространства и времени» рассматриваются еще и «перцептуальные пространство и время» (то есть «разнообразие восприятий пространства и времени») и «концептуальное или теоретическое» пространство и время» (то есть различные научные концепции времени и пространства). Для таких рассмотрений рекомендуется отказаться от примата «физикалистических» (в духе классической физики) представлений о пространстве и времени и признать уникальность (своеобразие) химических, биопространственных, биотопных, экологических, биовременных и социальных представлений, где физически равные величины не равноценны и потому, как правило, несоизмеримы.
9. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ФИЛОСОФИЯ О САМООРГАНИЗАЦИИ В ПРИРОДЕ. (И. ПРИГОЖИН, И. СТЕНГЕРС «ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА»). СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ. Современная наука и нерелигиозная философия рассматривают природу как саморазвивающуюся систему, сочетающую случайное с закономерным. При этом делом случая считаются спонтанные нарушения стабильности, влекущие перемены. Закономерен же (но лишь в общих чертах!) процесс восстановления стабильности, создающий и поддерживающий типовые взаимосвязи внутри целостности, преобразованной случайною катастрофой. Теория самоорганизации называется синергетика (от древнегреческого «συν-ἔργον» – сотрудничество). Согласно данной теории самоорганизация охватывает все стадии развития от зарождения до исчезновения. Но, как правило, выделяют 3 типа самоорганизации: 1) самозарождение, 2) самоподдержание, 3) самосовершенствование. Чем выше сложность процесса – тем значительней роль его внутренней самоорганизации, чем проще процесс ‑ тем сильнее он предопределяется извне. Отсюда три типа систем: простые – организуемые извне (до 1 000 элементов), большие - саморегулирующиеся (1 000 -1 000 000 элементов) и сложные – полноценно самоорганизующиеся (более миллиона элементов). Абсолютное большинство синергетиков склонно отрицать целенаправленность (телеологию) самоорганизации. Они убеждены, что изначально ничего не предопределено (целей природа не ставит) ‑ лишь чисто стихийно из множества возможных вариантов развития осуществляется один (не единственно возможный и не всегда лучший). Если он оказывается тупиковым - самоорганизация либо заканчивается полным крахом-самоуничтожением, либо спонтанно откатывается назад и переходит к другому варианту, действуя методом проб и ошибок. И так до более-менее приемлемого устранения дисбалансов внутри самоорганизующейся системы. Книга И. Пригожина и его помощницы И. Стенгерс «Порядок из хаоса» (впервые издана по-французски в 1979 г., у нас известна по переводу английского издания 1984 г.) предлагает человечеству новые формы диалога с природой на основе «всеобъемлющей теории изменения». Авторы доказывают, что представление о природе как о совокупности регулярно повторяющихся процессов верно лишь для временно замкнутых и уравновешенных систем. Но по большому счету все природные системы открыты для внешних воздействий, постоянно теряют равновесие и развиваются, не повторяясь. По этой причине человек должен отказаться от поиска «неизменных законов бытия» и ждать перемен (новаций) не в качестве неизбежных следствий существующего порядка, а в качестве последствий неожиданных вспышек хаоса. Хоть эта доктрина обосновывается преимущественно примерами из физики, химии, биологии и истории науки, социальные перемены поставлены в тот же ряд – «хаотических флуктуаций в точках бифуркации» (случайных отклонений на пике неустойчивости). Авторы полагают, что индустриальный век привел человечество к глобальной катастрофе и ждут от разгорающегося планетарного кризиса порождения принципиально иной (неиндустриальной) цивилизации, основанной на гуманизме. Системно-эволюционная парадигма (образцовая методология системного развития) в современном естествознании – это распространение общих принципов теории Дарвина на природу в целом. При этом всем природным процессам приписываются 1) стихийная изменчивость и 2) некая форма наследования качеств прежних систем их преемницами. Мол, в ходе «вселенского естественного отбора» из множества спонтанно порожденных вариантов того или иного явления лучше всего сохраняются и распространяются наиболее приспособленные к Природе в целом. Неприспособленные – быстрее уничтожаются натиском внешней среды. В результате Вселенная становится все более гармоничной, поскольку постоянно нарастает взаимосогласованность ее частей.
10. ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. НАУЧНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ. ИДЕЯ КОЭВОЛЮЦИИ И ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ (Н. Н. МОИСЕЕВ «ПУТИ К СОЗИДАНИЮ»). Природа в широком смысле – это «весь мир в целом», «все сущее». Она же синоним научных и философских категорий «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». В узком смысле под природой понимают естественную среду обитания человека без социального и духовного окружения. В качестве таковой природа включает воздух, воду, естественные продукты питания и другие натуральные блага, потребляемые человеком. При этом следует иметь в виду, что для существования человека пригоден очень узкий диапазон температурных, атмосферных, радиационных, геомагнитных и иных природных параметров. Незначительное отклонение в ту или иную сторону для нас губительно. За ее пригодность для жизни Землю считают планетой уникальной (единственной в своем роде) или редкой (одной из многих миллиардов). Биосферой (от древнегреческого «βιος» - жизнь и «σφαῖρα» - сфера, данный термин введен Ламарком) ученые и философы называют естественную природу, формирующуюся без сознательного вмешательства человека. А среду, создаваемую в результате целенаправленных человеческих действий, называют «ноосферой» (от древнегреческого «νόος» - разум и «σφαῖρα» - сфера, данный термин введен Леруа). Аналогичное деление обнаруживают еще в античные времена. Но максимально пристально взаимодействием биосферы и ноосферы ученые занялись только в начале ХХ века, когда уничтожение природы людьми достигло планетарных масштабов. Учение о биосфере, ноосфере и их взаимодействии создано В.И. Вернадским в 1926 г. В биосферу («экосферу») включают верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы и всю гидросферу. В биосфере живые организмы («живое вещество») и среда их обитания образуют развивающуюся целостность. При этом живое выступает преобразующей силой. Земная биосфера начала формироваться 500 млн. лет назад. Сейчас в ней около 3 млн. видов растений, животных, грибов, бактерий и насекомых. Во взаимодействии биосферы и ноосферы выделяют 3 периода: 1) присваивающее хозяйство (собирательство и охота); 2) аграрное общество (доминирование земледелия и скотоводства); 3) индустрия (доминирование промышленного или машинного производства). Вредные воздействия промышленности требуют соответствующей природоохранной деятельности ‑ что, согласно рекомендациям экологов, должно привести к наступлению четвертого – ноосферного периода в истории биосферы («постиндустриального или технотронного общества»), основанного на безвредных (чистых, экологичных) технологиях, которые необходимо создавать ученым и инженерам. Коэволюция – это теория совместной эволюции биологических видов и природы в целом. Только такое развитие имеет долгосрочную перспективу в условиях единства биосферы, отказ же от коэволюции чреват скоротечною катастрофой. Современная философия усматривает в гипертрофированном росте индустрии смертельную угрозу всему живому и убеждает людей объединиться для создания такой высокоморальной системы взаимодействия с природой («этносферы»), при которой гармоничное сосуществование всех видов будет способствовать сохранению и развитию каждого из них. С конца ХХ века многочисленными международными договорами закрепляется доктрина «устойчивого развития» (sustainable development), впервые провозглашенная на экологическом Конгрессе в Рио-де-Жанейро 1992 г. Стратегия устойчивого развития включает: 1) минимизацию вредных выбросов, 2) создание безопасных и надежно защищенных производств, 3) переход к использованию возобновляемых ресурсов и рационализацию использования невозобновляемых, 4) прекращение войн и социальных конфликтов, запрещение ядерного, химического, бактериологического и иного оружия массового поражения с одновременным сокращением иных вооружений; 5) экологическое воспитание и просвещение, 6) интенсификацию международного природоохранного сотрудничества. Книга академика Н. Н. Моисеева «Пути к созиданию» (1992 г.) – одно из многочисленных произведений данного автора, призывающих человечество сделать очередной эпохальный шаг на пути к торжеству Коллективного Разума. Моисеев считает, что в конце ХХ века индустрия поставила человечества на грань вымирания. И спастись можно только жесткими законодательными и моральными ограничениями всех экологически опасных видов деятельности во всемирных масштабах. Будущее, по мнению ученого, за коэволюцией человечества и природы согласно доктрине универсального эволюционизма. Если же вместо достижения разумного сосуществования с природой люди продолжат эгоистическое покорение планеты, навязывая биосфере собственную логику, ‑ вымрем, как динозавры. Отсюда важнейшая задача ученых – всемерное экологическое просвещение землян.
11. ПОНЯТИЯ ДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ: ЕДИНСТВО ОНТОЛОГИЧЕСКОГО, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ (Ф. ЭНГЕЛЬС «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»). Динамику бытия раскрывают категории «движение» и «развитие». Движение – это любое изменение состояния (количества, качества, отношений, связей, действий и т.д.), но прежде всего пространственно-временных характеристик. По Энгельсу движение в широком смысле – способ существования материи. Развитие – изменение усложняющее и обогащающее. Развитие обычно признается необратимым. Покой – это отсутствие движения, он считается относительным и временным, а движение универсальным и постоянным (Вселенная всегда в движении, и в ней очень многое движется каждый миг). Формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направленности движения его формы таковы: круговорот (застой), восхождение (прогресс), нисхождение (регресс), колебание или единство восхождения и нисхождения. Аналогичные виды развития: прогрессивное, регрессивное, стабильное или нейтральное, а также революционное (бурное) или эволюционное (плавное, постепенное). Формам движения свойственно превращаться друг в друга, а низшим формам – подготавливать-обуславливать появление высших форм. Диалектика в современной отечественной философии – наиболее полное и всестороннее учение о развитии, объединяющее: 1) динамику бытия (объективную диалектику - онтологический аспект), 2) методологию развития познания (субъективную диалектику – гносеологический аспект); 3) сущностные взаимосвязи явлений и понятий (диалектическую логику – логический аспект). Во всех случаях диалектика основана на противоборстве двух противоположных тенденций или мнений. Ее важнейшие принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи. Диалектический процесс в соответствии с учением Гегеля описывают триадой категорий: тезис – антитезис – синтез. Основные законы диалектики, сформулированные Энгельсом в «Анти-Дюринге» и «Диалектике природы», таковы: 1) закон единства и борьбы противоположностей (противоречия источник саморазвития – пример любая конкуренция, вынуждающая поднапрячься); 2) закон взаимопорождения количественных и качественных изменений (количественный рост скачкообразно изменяют качество, а качественные изменения меняют количественные характеристики – подкрепляется примерами типа превращения воды в лед или пар при уменьшении или увеличении температуры, а также зависимостью химический свойств вещества от атомарного веса и количества атомов в молекуле); 3) закон отрицания отрицания (двойное отрицание дает развитие по спирали, повторение изначального на более высоком уровне – пример: зерно – колос (отрицание зерна) - много зерен (отрицание колоса или отрицание отрицания); первобытный коммунизм – частная собственность – промышленный коммунизм. Книга Ф. Энгельса «Диалектика природы» (1873-1886 гг.) – одно из основополагающих произведений марксизма. Автор планировал дать целостную картину развития мироздания от простейших механических форм до сложнейших социальных, но успел написать лишь 10 отдельных статей-глав и около 170 небольших фрагментов. В них наибольшего внимания достойны: - общие характеристики материалистической диалектики, как теории развития и всеобщей взаимосвязи, и противопоставление ее механистическим и мистическим мировоззрениям; - три вышеизложенных закона диалектики; - классификация наук в соответствии со сложностью изучаемых ими форм движения; - объявление «работы=энергия*время» основной мерой движения; - предсказание ведущей роли электричества в последующем развитии производительных сил; - определение жизни как формы существования белковых тел; - обоснование решающей роли труда в превращении обезьяны в человека.
|