ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОГРЕССА. ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
Различные культуры во все времена взаимодействовали между собой, не утрачивая при этом своей самобытности. Однако в нынешнюю эпоху глобализации, национальные культуры сливаются в единую мировую культуру, унифицируясь (утрачивая различия, превращаясь в нечто единообразное). Это нивелирование культур не только болезненно воспринимается нациями, но и обедняет мировую культуру в целом. Поэтому перед человечеством стоит задача добиться максимально тесного взаимодействия культур без утраты их своеобразия. Чтобы народы духовно обогащали друг друга, а не сливались в неразличимую «серую массу». В разрешении этой задачи участвует и философия. В этой связи особо важен интенсивный и равноправный диалог культур, чтобы максимально учитывать и сохранять все элементы каждой культуры и устанавливать международные стандарты только путем всеобщих консенсусов и взаимных компромиссов. Правильный синтез своего и чужого, локального и глобального – сложная, но весьма интересная задача, стоящая перед нами. В диалоге культур сильнее всего различаются цивилизации Востока и Запада. Первые больше склонны к защите общественных интересов, вторые – личных прав и свобод. Особо опасным следует считать деление культур на передовые и отсталые, ибо такой подход влечет уничтожение и (или) ассимиляцию (поглощение) якобы «недоразвитого и допотопного» якобы «совершенным и современным».
28. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (Д. БЕЛЛ «ГРЯДУЩЕЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ»). Понятие цивилизация (от латинского «civilis» - городской, гражданский, государственный) имеет множество значений, в том числе такие: 1) это синоним культуры; 2) это ступень общественного развития, следующая за варварством; 3) это уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, где как минимум имеются письменность, города и государство, а также значительное разделение (специализация) труда, развитый религиозный культ, экономический обмен, наука и искусство; 4) это эпоха деградации и разложение человеческой естественности (в теориях воспевающих близость к природе - натурализм). Французские просветители обычно использовали термин «цивилизация» для общества, основанного на разуме и справедливости, а в XIX веке тот же термин применялся для восхваления развитых (западноевропейских) стран на фоне «отсталых». Сегодня принято считать, что видов и типов цивилизаций много, и каждая из них смесь общих закономерностей и уникальных особенностей. Тем не менее, выделяется три основных типа цивилизации: - доиндустриальная (традиционная, аграрная, добывающая) цивилизация (до последней четверти XVIII в.): преобладало аграрно-ремесленное производство на основе ручных орудий труда, мускульной силы людей и животных; - индустриальная (техногенная, промышленная) цивилизация (конец XVIII в. – 70-е годы ХХ в.): преобладало бурно развивающееся промышленное производство на основе машин и автоматов, использующих огромное количество энергетических и прочих природных ресурсов, царила узкая специализация труда и высокая степень централизации управления; - постиндустриальная (информационная) цивилизация (с конца ХХ в.): создание, сбор, обработка и распространение информации предопределяют развитие всех сфер жизни общества; информационный сектор производства имеет высочайшие темпы развития; формируются производства, возможные только благодаря компьютерной технике (например, нанотехнологии, генная инженерия, автоматизированные системы управлении и т.п.), мир глобализируется; 60-90% работников заняты в сфере услуг; главная проблема – предотвращение экологической и иных глобальных катастроф. Кроме того, некоторые философы выделяют «природные» (первобытные) сообщества в качестве особого типа цивилизации (протоцивилизации). Национально-ориентированные философы делят цивилизации на два типа: восточные (где порядок превыше всего, собственность и власть едины, личность и общество подчинены государству) и западные (где свобода превыше всего, частная собственность преобладает, «основные» права и свободы личности защищены от посягательства властей). При этом славянским народам, расположенным между Востоком и Западом, отводится роль посредника, способного создать Великий синтез культур в условиях глобальной интеграции. При подробном разграничении территориально-национальных типов цивилизации становится больше: западный, восточноевропейский, мусульманский, африканский, индийский, китайский, японский, латиноамериканский и т.д. По способам распространения информации цивилизации делятся на: устные, письменные, книгопечатные, телерадиовещательные и компьютерно-сетевые. Особенности техногенной цивилизации: - цель ‑ преобразование природы на благо человека; - доминирование машинного производства; - наука ‑ непосредственная производительная сила, нацеленная на создание и совершенствование технических средств; - высокий динамизм, культ изобретательства и новаций; - урбанизация (резкий рост удельного веса городского населения); - резко нарастающие объемы потребления; - привлечение к производственному и политическому управлению все большего числа людей, доминирование либерально-демократических методов руководства; - всеобщее образование (как минимум начальное или базовое). Проблемы формирования информационного общества: 1) обеспечение всесторонней информатизации человеческой жизнедеятельности; 2) интеграция всех средств создания, сбора, обработки и распространения информации; 3) создание все более сложных автоматических систем и в перспективе искусственного интеллекта; 4) развитие системы образования и воспитания, соответствующей требованиями информационного общества; 5) устранение политических, военных и иных конфликтов, препятствующих максимально свободному и эффективному информационному обмену; 6) упрочение родственных, дружеских и иных долгосрочных связей, ослабляемых доминированием краткосрочных, ни к чему не обязывающих электронно-сетевых контактов; 7) создание эффективных всемирных органов социально-экономического регулирования; 8) надежная защита авторских прав. Книга американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973 г.) предвещает до 2003-2023 гг. формирование «постиндустриального общества» во всемирных масштабах. И это будет совершенно новый тип социальных отношений. Правда, Белл до конца не уверен, что человечество захочет и сможет построить столь сложное общество. Пять основных элементов постиндустриализма описаны в книге преимущественно на примере США. Эти элементы таковы: 1) доля населения, задействованного в сфере услуг, превышает 50% и продолжает расти; 2) повышается профессионализм работников (ученые, инженеры и прочие «белые воротнички» становятся крупнейшей социальной группой); 3) теоретические (а не прикладные, как раньше) знания определяют ход технического развития; 4) усиливаются планирование и контроль в производственной и иных сферах жизнедеятельности; 5) технологии значительно усложняются (становятся высокоинтеллектуальными). Важно отметить и то, что Белл выделяет три направления общественного развития: технико-экономическое, политическое и культурное – каждое из которых, по его мнению, мало зависит от остальных. Говорит он и о трех технологический революциях: паровой, электрохимической и микро-цифровой (компьютерной).
|