ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
1. А. Зотов, Ю. Мельвиль. Буржуазная философия середины Х1Х – начала ХХ века.-М.: высш. шк., 1988. – 520 с. 2. В.К.Кантор. Антихрист или Ожидавшийся конец европейской истории.\\Вопросы философии, 2002, №2. Стр. 14-28. 3. В.Вересаев. Живаяжизнь: о Достоевском, о Толстом, Аполлон и Дионис (о Ницше). - М: Политиздат,1991.-336с. 4. Введение в философию. – К., 2003. 5. Вступ до філософії: навч. Посібник. \ За ред.Нікітіна Л.М. – Донецьк. – 2003. 6. Г. Рессель. О типологии и актуальности восприятия Ницше и Соловьева в русской литературе. \\ Вопросы философии, 2002, №2. Стр. 28-42. 7. Галеви Даниэль. Жизнь Фр. Ницше. – Рига: ”Спридитис”, 1991. – 272 с. 8. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафізика своеволия: проблемы нравственной философии. - М: Мол.Гвардия, 1987.-317с. 9. И. И. Евлампиев. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека. \\ Вопросы философии, 2002, №2. Стр. 102-118. 10. Історія філософії.\ За ред. Рогача. – Харків: Фоліо, 2003. – 768 с. 11. Мусский И. А. Сто великих мыслителей. – М., 2000. – 688 с. 12. Н. П. Франц. Апокалиптические идеи у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева. \\ Вопросы философии, 2002, №2. Стр.42-52. 13. Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». – М.: Знания, - 1991. - 64 с. 14. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалоги и морали. - М: 15. С. Жеребкін. Мізогінія чи Фемінізм? Німецька філософська думка від Канта до Ніцше.// Філософська думка, 2000, №6. С. 72-84. 16. С. С. Хоружий. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека.\\Вопросы философии, 2002, №2. Стр.52-69. 17. Спиркин А.Г. Философия: учебное пособие для вузов. – М., 2003. 18. Ф. Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П. Сартр. Сумерки богов /Под ред.А.Яколева:перевод.- М: Политиздат,1989.-398с. 19. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук, 1990. – 301 с. 20. Ю. В. Синеокая. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше.\\Вопросы философии, 2002, №2. Стр.69-81. 21. Ю.Б Мелих. Утверждение и осуждение индивидуализма у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева.\\Вопросы философии, 2002, №2. Стр. 97-102. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ АСПИРАНТОВ (2011/2012 гг.) Здесь Вы найдете краткие ответы на вопросы по философии и методологии науки в двух частях. Первая часть в помощь поступающим в аспирантуру. Вторая – сдающим кандидатский минимум. · Часть Первая - Краткие ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру · · Часть Вторая - Краткие ответы для кандидатского экзамена по философии и методологии науки ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Альтернативные ответы на ту же тему смотри:http://plas.by/filosof/pv/filosofia_ko.php ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Термин «мировоззрение» стал популярен на рубеже XVIII- XIX веков в связи с деятельностью тогдашних французских идеологов. Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека (социальных групп, наций, классов, общества в целом) на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих. Главная функция мировоззрения – ориентировать в окружающей действительности, предопределять поведение. Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Структурные элементы - это знания, ценности (в том числе нравственные и эстетические идеалы), убеждения (цели, мотивы, интересы, программы действий) и др. Исторические типы мировоззрения: - мифологическое мировоззрение: фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм (очеловечивание вещей и животных), множество сверхъестественных сил, доминирование чувств; - религиозное мировоззрение: формируется профессиональными священниками, есть идеологическая структура (Священное писание, догматы, традиции), велика роль церемоний и ритуалов, мир удвоен (посю- и потусторонний миры), Бог – Всеохватывающий дух и творец всего, творения в разной степени совершенны (человек – подобен Всевышнему); - философское (научное) мировоззрение: опора на разум, свободный интеллектуальный поиск истины, осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности и логичности. Во все времена есть еще обыденное мировоззрение – присущее простым людям. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Статью «Что такое философия?» смотри:http://plas.by/filosof/av/filosofia.php История философии (одной из древнейших наук) – как минимум 25 веков. Временем рождения философии обычно называют «осевое время» (VIII-II века до н.э.), когда человек углубился в себя, чтобы добиться целостности собственной души. Философия окончательно отпочковалась от общего (в основном религиозного мировоззрения) в Древней Греции. Не до конца от мифов в Индии, не до конца от этики (морали) в Древнем Китае. Пифагор (VI в. до н.э.), полагая, что подлинная и целостная мудрость (софия) доступна только Божеству, объявил уделом людей лишь «любовь к мудрости» (философию). Аристотель (IV в. до н.э.) считается первым, кто обособил философию («метафизику») в качестве самостоятельной науки «о самых общих началах сущего», отделив от нее множество частных (специальных) наук. Условия возникновения философии: высокая степень разделения труда, позволившая выделиться умственному труду, развиться культуре и сложным общественным отношениям. По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление (побудительный мотив философствования) и переход от мифа к логосу (рациональному познанию). Основные концепции генезиса (происхождения) философии: - мифогенная (из осмысления мифов); - гносеогенная (из обобщение результатов познания); - гносеогенно-мифическая (из первобытного менталитета, включая мифы и знания). В определении предмета философии нет единства – слишком много школ, и представления о предмете постепенно эволюционируют. В древности философия охватывала все науки. Специализация (дифференциация) наук сделала философию общетеоретической и мировоззренческой дисциплиной (изучением «самого общего и предельного»). С XIX в. научные обобщения делаются и помимо философии. Теперь универсальную картину мира философия может строить лишь вместе с другими науками в качестве «теоретического ядра мировоззрения». Ныне предмет философии – взаимоотношение человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание законов природы, человека, общества и сознания (культуры). Основные проблемы философии: 1) мир; 2) человек; 3) взаимоотношение между ними. Один из популярнейших ныне философов И. Кант коренные проблемы сводил к четырем: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек? (четвертый вопрос Кант считал обобщением первых трех).
|