В середине XVIII века в Центральной Азии произошли серьезные перемены. Враждебные движения Джунгар против Казахов были ослаблены в связи с событиями в самом Джунгарском ханстве, которые произошли после смерти Гайдан-Цэрене. С ослаблением Джунгарии исчезла угроза завоевания ею казахских земель. Убийство в 1748 году хана Абулхаира султаном Бараком встревожило правительство России. Петербургский двор возлагал надежды на феодальные группы, державшиеся ориентации 1749 года – Нуралы – хан Младшего жуза. Однако усиление колониальной направленности политики царизма осложнило внутриполитическую обстановку в жузе, проявлявшуюся в различных формах неповиновения старшин хану. Это была борьба против Оренбургской администрации, ставшей на путь открытой колонизации Приуралья, и Нуралы-хана, поддерживающего политику России.
В 1756 году был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег Урала. Решение правительства усилило антиправительственные настроения. Крепости и другие военные сооружения превратились в центры колонизации казахских земель. В зависимости от конкретных условий и целей царские власти не считались и с позиции хана Нуралы, который под давлением соплеменников робко выражал недовольство в связи с военными мерами вытеснения казахов с родовых кочевий. Следующим этапом борьбы с остатками казахской государственности явилась попытка внедрения новой системы российского управления в Младшем жузе, которая должна была привести к отмене ханской власти. Однако проект реформы Оренбургского губернатора барона Игельстрома был обречен на неудачу и отменен. Вскоре Нуралы-хан был отстранен от ханской власти.
Утвержденным в 1797 году ханом престарелого султана Айчуака правительство пресекло все попытки более влиятельных султанов дабиваться ханской власти. Оренбургская администрация не поддержала притязания одного из сыновей Нупалы – Султана Каратал. После смерти Айчуака ханом Младшего жуза был утвержден его сын, послушный, маловлиятельный султан Жанторе. Несколько иначе складывалась ситуация в Среднем жузе, непосредственно примыкавшем на востоке к Цинской империи, что вызвало особую заботу правящих кругов Российской империи. Создание императорского наместничества Синьцзян из земель внесло немало изменений в казахско-русские и казахско-китайские и в значительной степени ускорило проведение военно-административных акций царизма в решение. Пограничная линия состояла из 3 частей: Горькая линия, Иртышская линия, Колыванская линия. Создание укреплений ограничивало традиционные кочевья казахов, создавало напряженность между Сибирской администрацией и Казахскими султанами. Глубокие преобразования во многих сферах укрепили казахскую феодальную государственность, обеспечи проведение Цинской империей, которую проводил и преемник Абылая Уалихан, утвердила правящие круги России в имении об упразднении ханской власти и в Среднем жузе. В этот тяжелый период одним из наиболее авторитетных государственных деятелей был хан Абылай. Абылай принадлежит к старшей ветви потомков хана Жанибека, основателя Казахского ханства. Вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом, султан Абылай принимал в 1740 году российское подданство и постоянно поддерживал связи с российскими властями Петербурга, Оренбурга, Омска.Абылай хан известен как дальновидный и мудрый политик, обладавший выдающимися дипломатическими способностями и талантом государственного деятеля. Благодаря стратегической гибкости и маневренности его внешне иного деятеля, ему удавалось сохранить целостность казахской государственности. Период его правления в роли хана всех трех казахских жузов (1771 -1781 гг.) был ознаменован стабилизацией политической обстановки, повышением престижа Казахстана и расширением экономических и культурных связей с народами Центральной Азии и России. При сооружении крепости св.Петра Абылай выставил непременное условие - открыть здесь торг для казахов с Россией. Благодаря инициативе хана Абылая, Петропавловск за столетие вырос как крупный пункт меновой торговли. В крепости св. Петра намечалась коронация Абылая на ханство. Сюда были доставлены императорские дары хану в виде соболиной шубы, шапки и сабли. Под разными благовидными предлогами Абылай отказался приехать в Петропавловскую крепость для подтверждения легитивности своей власти, опасаясь осложнений отношений России и Казахстана с Китаем. Позднее эти дары были вручены хану без пышных торжеств в его ставке.