Римская патриархальная семья
Семья в древнейший период римской истории это наглядный пример патриархальной семьи. Ее отличительными чертами являлись: 1. Степень власти главы семьи, которой он обладал над всеми домочадцами (женой, детьми, главы семейства (pater familias), внуками, рабами и т.д). Все они обозначались термином sui – свои и являлись лицами чужого права, тогда как глава семейства – persona sui iuris - полноправный, сам себе господин. 2. На первый план выдвигалась не кровная связь между патерфамилиа и подвластных (связь когнатическая), а юридическая или агнатическая связь. Жена или усыновленные не являлись кровными родственниками патерфамилиа, но их правовое положение было таким же, что и кровных родственников. 3. Термином фамилия обозначались не только агнаты, лица объединенные под властью домовладыки, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже неодушевленные вещи. Домовладыка, первоначально имел одинаковую власть над женой детьми, рабами и вещами и мог истребовать их с помощью виндикационного иска. Постепенно эта власть (манус) оформилась во власть над женой (manus mariti) и над детьми (patria potestas). Виды родства в римском праве Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. д. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Правовое положение домовладыки Домовладыка (paterfamilias) мог быть только один для кровнородственной семьи, обладавшей совокупным и единым имуществом; его власть прекращалась только со смертью домовладыки или с утратой (по тем или иным правовым причинам) его семейного, гражданского или другого статуса в праве. Правами домовладыки мог обладать только мужчина старшей в данной семье степени родства (даже если он не был безусловно старшим по возрасту относительно других домочадцев, родственников и свойственников). Власть домовладыки в отношении его подвластных ограничивалась только обычаями и нравами; закон и право вмешивались в эту сферу в минимальной степени. Зависимость других членов римского клана-семьи от домовладыки была троякого рода. Под властью состояли рабы, дети, рожденные в правильном браке; в их отношении преимущество гражданской правоспособности домовладыки было бесспорно. Жена (другие женщины-родственницы) считалась находящейся под рукой (вследствие давности проживания, покупки жены и т.п. признанных правом обстоятельств). Состояние «под рукой» не в такой степени ограничивало гражданскую правоспособность, но в отличие от положения «под властью» оно не допускало высвобождения из под власти с тем чтобы стать полностью самостоятельным лицом. В состоянии обладания (in mancipii) могли находиться другие домочадцы — вольноотпущенники, свободнорожденные, но не римские граждане, клиенты и др. — которые по частноправовым обстоятельствам попали в зависимость от домовладыки и, следовательно, сами не пользовались всеми или большинством предписанных правом правомочий цивильного права; они могли быть отчуждены наравне с рабами.
|