Студопедия — Гражданское общество и правовое социальное государство.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гражданское общество и правовое социальное государство.






Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности. Платон подчеркивал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассмат­риваю спасение государства и все блага, какие могут да­ровать государствам боги». О соотношении естественных прав че­ловека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в 17-19 вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоре­тиков либерализма. Сам термин «правовое государство» оконча­тельно утвердился в трудах немецких юристов – Т. К. Велькера, Р. фон Моля и др. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества. Существенный вклад в развитие правового государ­ства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительны­ми вехами на пути к правовому государству стали Кон­ституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности.

Правовое государство – реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа; взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, и оно не пре­вратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяет­ся в равной мере на всех граждан, государственные и обществен­ные институты. Решающими факторами создания право­вого государства стали успехи в формировании граждан­ского общества и общее социально-экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, технических, научных основ.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведе­ния общего характера, выступающих в качестве регулято­ра общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юри­дических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует режим кон­ституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества. Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его основные принципы:

Суверенитет народа,конституционно-правовая регла­ментация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

Верховенство закона, выражающего правовые принци­пы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого за­кона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, спра­ведливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые пра­ва человека.

Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Все органы государства и долж­ностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установ­ленном правовыми нормами.

Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедея­тельности. В основе правового государства лежит стремле­ние оградить человека от государственного террора, ме­лочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.

Разделение властей. В соответствии с принципом раз­деления властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограни­чивать другую. Принцип разделения властей не исключа­ет, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принцип разделения властей действует и в вертикаль­ном аспекте как сбалансированное соотношение централь­ной власти с региональной, местной властью. Сосредото­чение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмер­ная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.

Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, со­блюдение и защита со стороны государства. Правовое го­сударство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Пакте о граж­данских и политических правах 1966 г.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т.п.

Правовое государство явилось важным этапом в рас­ширении свободы индивида и общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция право­вого государства делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения фактиче­ского, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому в послевоенный период идея правового государ­ства была дополнена теорией и практикой социального государства.

Гражданское общество и его соотношение с государством.

Проблема гражданского общества и его соотноше­ния с государством для политической теории не яв­ляется новой. Она рассматривалась классиками по­литической мысли в прошлые столетия. Термин «гражданское общество» использовался Гоббсом и Локком,Монтескье, Руссо и другими. К нему обра­щались все те, кто был сторонником договорного происхождения государства, «естественного права». Однако классики отождествляли гражданское общес­тво с политическим. Вступление в гражданское об­щество, по Локку, означало образование государст­ва.

Гражданское общество для него – это политичес­кое общество. Физиократы (Кэне, Мирабо и др.) уже различали общество и государство, считая пер­вое естественным состоянием существования людей (экономической организацией), а второе – (государ­ство), возникшим на определенной ступени истори­ческого развития общества и зависимым от воли и действия людей. Они утверждали, что государствен­ная власть должна создавать все условия для свобо­ды экономической конкуренции и правильного фун­кционирования общества. Но она не имеет права вмешиваться во взаимоотношения экономических субъектов.

Гегель предпринял попытку философского осмыс­ления различия между гражданским обществом и государством. Область действия государства, по Ге­гелю, – общие интересы, а гражданского общества – сфера частных интересов. Проблема соотношения гражданского общества и государства достаточно широко рассматривалась К.Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам 19 в. Прав профессор В. Зотов, критикуя ошибочное пред­ставление, что будто бы термин «гражданское общес­тво» встречается лишь в ранних работах классиков марксизма. Согласно предметному указателю ко вто­рому изданию сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса термин «гражданское общество» в его разных смыс­ловых аспектах обсуждается в более чем двадцати томах, на сотнях страниц. К сожалению, в советс­кой литературе он на протяжении десятилетий был предан забвению.

Для теоретиков марксизма рассмотрение пробле­мы соотношения государства и гражданского общес­тва, критика ими позиции Гегеля и младогегельян­цев по этому вопросу имела целью обоснование ма­териалистической концепции истории. Термин «граж­данское общество» в немецком тексте – «burgerliche Gesellschaft» – означает «буржуазное общест­во». Так он в основном и звучит в работах класси­ков. Однако авторы (в частности, в «Немецкой идео­логии») отмечали, что «тем же именем всегда обоз­началась развивающаяся непосредственно из произ­водства и общения организация, которая во все вре­мена образует базис государства и всякой иной... надстройки».

Соответственно сами классики также в некоторых работах под гражданским обществом понимали «оп­ределенный общественный строй, определенную ор­ганизацию семьи, сословий и классов», а его офици­альным выражением считали «определенный поли­тический строй».

Следует, однако, иметь в виду, что в большинстве случаев в марксистских текстах гражданское общес­тво сводится к совокупности всех материальных (эко­номических отношений) – к сфере материальной жизни.

Чем объясняется тот факт, что понятие граждан­ского общества в наши дни возвращается на страни­цы достаточно широкой печати? Французский поли­толог Доминик Кола пишет, что, начиная с 70-х гг. нашего столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газет­ным страницам, он и теперь остается предметом не­скончаемых дискуссий». И автор, судя по российс­кой прессе, безусловно, прав.

В отличие от марксистских текстов, в настоящее время данная проблема рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности ин­дивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его демократизации и вместе с тем, огра­ничения функций государства и усиления контроля за его деятельностью со стороны общества.

В современной литературе понятие «гражданское общество» трактуется неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность не­политических отношений в обществе, т. е. экономи­ческих, социальных, в том числе национальных, духовно- нравственных, религиозных и т. д., составля­ющих жизненную основу политической системы, го­сударства.

Встречаются также определения менее общего характера. «Гражданское общество, – считает фран­цузский политолог Ж. Керманн, – слагается из мно­жественности межличностных отношений и социаль­ных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». Еще вбо­лее суженном объеме определяет рассматриваемое по­нятие А. Мигранян: «Гражданское общество – это сфера спонтанного самопроявления свободных инди­видов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необхо­димыми законами от прямого вмешательства и про­извольной регламентации деятельности этих граж­дан со стороны органов государственной власти».

Несмотря на очевидное значение отмеченного ас­пекта, определение гражданского общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в публицистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было гражданского общества,а существовало только тоталитарное государство.

Гражданское общество – объективная реальность. «Это совокупность «естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных обес­печивать удовлетворение их потребностей и интере­сов». Его не может ни поглотить, ни ликвидиро­вать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного гражданского общес­тва, какие общественные связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализована или не реализована способность членов общества к творческому труду, самоуправлению, ка­ково отношение между публичной властью и инди­видуальной свободой и т.д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индиви­дов и социальных групп. Но не в ее силах ликвиди­ровать материальную и духовную жизнь людей, на­сильственно упразднить социальные группы, осно­вополагающие формы организации человеческой жиз­ни, духовной культуры, наконец, присущую соци­альным объектам активность. Утверждать противо­положное – значит соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государства.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концеп­туальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

Первое. Понятия «гражданское общество» и «го­сударство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (эле­менты) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степе­ни пронизана феноменом политического, а полити­ческое не изолировано от гражданского.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями гло­бального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, содной стороны, и политической сферы жизни с другой.

Третье. Гражданское общество – первооснова по­литической системы, им обусловливается и опреде­ляется государство. В свою очередь, государство как институт – эта система учреждений и норм, обеспе­чивающих условия бытия и функционирования граж­данского общества.

В некоторых специфических исторических усло­виях, например, в рамках господства более разви­тых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования инсти­тутов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну поли­тических структур, но все же на существующей кор­поративно-культурной основе.

Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жиз­ни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организа­ций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их пот­ребностей и интересов. Государство есть официаль­ное выражение гражданского общества, его полити­ческое бытие.

Гражданское общество – сфера про­явления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же – сфера выражения и защиты общих интересов. Потребнос­ти гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов полу­чить всеобщее значение. Государственная воля опре­деляется потребностями и интересами гражданского общества.

Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) ин­тересами определяет противоречия между государ­ством и гражданским обществом.

Пятое. Чем больше развито гражданское общест­во в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократич­нее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей фор­мы объединения людей и их свободной индивиду­альной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне че­ловеческой цивилизации – это общество с развиты­ми экономическими, культурными, правовыми по­литическими отношениями между индивидами, груп­пами и сообществами, не опосредованными государ­ством.

Объективный подход в анализе социально-поли­тической жизни требует преодоления укоренявшей­ся долгое время в общественном сознании ложной идеи о полном отождествлении государства и общес­тва. Такое представление исключало саму постанов­ку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по сути, отвергало принципиальное признание при­оритета гражданского общества над государством. Сам термин «гражданское общество»употребля­ется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охва­тываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изме­няется в ходе естественно-исторического развития как автоном­ная, непосредственно независимая от государства сфера. Граж­данское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм озна­чает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении не­разрывно связано с правовым государством, они не существу­ют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотноше­ний свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свобод­ной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преиму­щественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения ин­дивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоин­ства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от­ветственность. Гражданское общество это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­лизации частных интересов и потребностей. Гра­жданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и инсти­туты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, на­ходящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индиви­дов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, коо­перативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым, гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами. Гражданское общество выступает как сфера реализа­ции частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Госу­дарство же, как выразитель воли всего населения, призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консен­сус по основополагающим вопросам общественно-поли­тической жизни.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный харак­тер. Саморазвивающаяся система, каковой является гра­жданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость граждан­ского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства обществен­ной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.

При демократическом режиме государство и граждан­ское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Ре­шение общественных проблем осуществляется путем ком­промисса между государством и обществом.

Для посткоммунистических стран формирование гра­жданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственно­сти. Попытки в короткий срок ввести принципы право­вого государства еще до создания элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разруши­тельными последствиями.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расшире­нии свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограниче­ний) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут, в ко­нечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не про­изошло. Провозглашенные в правовых государствах индивиду­альная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуата­ции, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в при­вилегию имущих классов.

Основные особенности социального государства на современном этапе. Конструктивным ответом на несовершенство правового госу­дарства в его классическом либеральном варианте, а также на не­удавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социаль­ную справедливость и равенство явились теория и практика соци­ального государства или государства всеобщего благоденствия.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существо­вания, социальной защищенности, соучастия в управлении про­изводством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятель­ность такого государства направлена на всеобщее благо, утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает иму­щественное и иное социальное неравенство, помогает слабым людям и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства восходят к социальной поли­тике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например, римские цезари, заботились о наиболее бед­ных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализ­ма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Реше­ние этого вопроса потребовало резкого расширения объектов со­циальной политики и превращения ее в одно из ведущих направ­лений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. 20 в. и возникли социальные государства. Их необходимой материаль­ной предпосылкой явился высокий уровень экономического раз­вития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожи­точный минимум каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального государства много­гранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и сох­ранение прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодёжи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д. Социальное государство осуществля­ет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества – стре­мится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социаль­ным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом, гражданские и политические права личности с помощью уста­новления четких границ государственного вмешательства и га­рантий против деспотии; второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каж­дого человека. Противоречия же между ними проявляются в следующем: правовое государство, по своему замыслу, не должно вмеши­ваться в вопросы распределения общественного богатства, обес­печения материального и культурного благосостояния граждан; социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

Социальное государство развивает социальную политику с целью улучшения жизни всего населения, благоустройства общества, а также предупреждения и смягчения конфликтов в нем.

Приводя примеры социального государства, в первую очередь, необходимо назвать Швецию, Канаду, Финляндию, Норвегию и др.

В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ори­ентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности произ­водства, индивидуальной ответственности и активности.

Конституция Беларуси провозглашает: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В Конституции зафиксированы и основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа и др.

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы – на социальном принципе.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 189. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия