Студопедия — Удар шаров
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Удар шаров

Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуют­ся как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных дос­тижений общества в его историческом развитии и только материальная культура.

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В XIX веке под цивилизаци­ей стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества..

В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если цивилизацию трактуют как определенную историческую ста­дию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, ин­формационную цивилизации.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египет­ская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработа­на такими исследователями как Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. Последний разработал теорию «локальных циви­лизаций», которых насчитывается более 20. Кроме названных, это две православных цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мекси­канская, юкатанская, майя и др.

В рамках противопоставления понятий «культура» и «ци­вилизация» последняя определяется (по О.Шпенглеру) как со­вокупность технико-механических элементов, как заключи­тельный этап развития любой культуры. Для этого этапа харак­терен высокий уровень научных и технических достижений, и в то же время, упадок искусства и литературы. Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:1)исторический процесс совершенствования жизни об­щества (Гольбах); 2)образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган); 3)утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель); 4)завершающую фазу эволюции какого-либо типа куль­туры, смерть культуры (Шпенглер); 5)любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби); 6)наиболее широкую социокультурную общность, кото­рая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон). В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.

Цивилизация предполагает усвоенность образов поведе­ния, ценностей, норм и т.д.

Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, — это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев. Различие культуры и цивилизации, несмотря на их про­тиворечия, носит не абсолютный, а относительный характер.

46)Ноосферная культура в информационном обществе. Термин “ноосферное образование” (“noos” - греч. разум) вводится для актуализации эволюционного вектора эпохи: потенциализации возможностей человека в гармонии с природой и обществом, воспитании духовной творческой личности, способной увеличивать запас прочности жизни во Вселенной, не нарушая ее законов.Экологическая культура есть органическая неотъемлемая часть общей культуры, охватывающей те стороны мышления и де ятельности человека, что соотносятся с природной средой, это показатель уровня развития человеческой цивилизации. Признаком высокой экологической культуры является наличие определенных моральных и правовых норм. Экологические отношения подразделяются на социально - экологические, реально практические, отношения в материальном производстве. Экологическая культура характеризуется:соразмерностью духовных и материальных ценностей; согласованием идеалов индивидуума, общества и биосферы; совокупностью различных видов деятельности, относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды; соблюдением долга перед жизнью на Земле; сохранением условий для развития и приумножения жизненных форм. В экологическое сознание включаются:экологические знания;экологическое мышление или умственная способность человека;эколого - эстетическое восприятие;экологическое воображение – психическая способность вмешательства человека в жизнь природы и общества. Формирование информационной культуры личности есть актуальная задача современного образования, а сама информационная культура предстаёт как важнейшая образовательная ценность, представляющая собой не законы педагогической деятельности, но основания для ее самоорганизации и саморазвития. Информационная культура – это уровень достигнутого в развитии информационных связей в человеческом обществе, при информационном взаимодействии людей, характеристика поведения людей в информационном обществе, характеристика информационной сферы общества и индивидуальных информационных сфер людей. Информационная культура предполагает не только наличие определенных знаний, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией: под когнитивным компонентом информационной культуры понимается совокупность знаний и представлений об информационной картине мира; под операционно-технологическим – множество алгоритмов человеческой деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации, с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; под психофизиологическим – набор определенных психических структур и ансамблей общих способностей, необходимых для реализации алгоритмов информационной деятельности; под аксиологическим – система ценностных ориентаций, жизненных установок, этических и моральных норм, правил и принципов поведения в информационном обществе.

47)Проблемы общественного развития, их глобальный характер Жизнь общества – это не только сохранение и воспроизведение социальных структур. Она развёрнута в историческом времени и социальном пространстве, представляет собой исторический процесс. Большой вклад внёс К.Маркс. Определяющую роль в развитии общества он отводил материальному производству, ввел понятие базиса как первоосновы общества, на которой формируется надстройка. Его плодотворные разработки теории социальной причинности легли в основу многих современных концепций общественного развития. Основные её положения сводятся к следующему:1. Причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей; 2. Причинные связи в обществе – не отношения между объектами, отношения субъект – объектные и субъект – субъектные; 3. Причинные связи в обществе включают такие звенья, которых нет в природе: социальные потребности, интересы, цели и средства, идеальные мотивы; 4. Причинные цели имеют относительную самостоятельность, хотя, в конечном итоге отражают материальные процессы; 5. Особо важную роль в общественной жизни играет перенос информации от причины к следствию; 6. Причинные связи в обществе носят более многообразный характер. В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная и цивилизационная. Формационная концепция берёт своё начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие общественно – экономической формации как конкретно – исторической формы бытия общества. Идея Маркса, направленная против идеалистических трактовок развития общества. Всё, что составляет историческую и национальную особенность народов, относится к чему-то несущественному, к пережиткам, подлежащих к изживанию. Внутриформационное пространство должно становиться всё более обезличенным. Цивилизационный подход, предложенный в своё время А.Тойнби, не отмечает определяющую роль способа производства в существовании и развитии общества. Им за основу берутся другие факторы духовного и социально – политического порядка. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Творческое меньшинство цивилизации ведёт за собой инертное большинство. Каждая цивилизация конечна в своём существовании, она проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграцию, завершающуюся исчезновением. Цивилизационный подход строит свои рассуждения на понимании цивилизации как активном, преобразовательном отношении к природе. Процесс развития понимается с точки зрения изменения характера воздействия на природу, совершенствования средств производства. На этом основании выделяют аграрную (традиционную), промышленную (индустриальную), информационную (постиндустриальную) цивилизацию. Задача заключается в том, чтобы вычленить в самой деятельности человека некоторые всеобщие условия и моменты, выступающие её побудительными силами: потребности, интересы, цели, средства и т.д. Под влиянием внешних и внутренних условий формируется потребность. Она является мощным побудителем и стимулом человеческой деятельности. Через интересы формируется более сложное отношение человека к обществу: отражается реальный статус, положение данных групп и личностей в обществе.

 

48)Проблема бедности и пути ее решения Бедность населения – особое состояние материальной необеспеченности определенной группы людей, при котором доходы человека (семьи) не позволяют поддерживать общественно-необходимое для его жизнедеятельности потребление. Оценка и измерение бедности проводится как на основе традиционных показателей: уровень доходов, прожиточный минимум, покупательная способность, так и с учетом индикаторов человеческого развития, характеризующих различные аспекты бедности и неравенства в обществе. Решением проблемы бедности (бедных) как основного направления социальной политики занимается система социальной защиты населения. По результатам исследования социологи выделили следующие степени (уровни) бедности: 1. Уровень низких доходов: когда люди не могут удовлетворить одну или две базовые потребности; 2. Уровень бедности: когда нельзя удовлетворить 3-4 потребности из названного списка; 3. Уровень депривации: когда люди не могут удовлетворить 5 и более потребностей; 4. Уровень глубокой безысходной бедности, при котором люди не могут позволить себе большинство из перечисленных благ. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимают нехватку в потреблении наиболее сущностных, чаще всего, физических потребностях (пища, одежда, жилье). Относительная бедность – определение положения человека относительно общего уровня доходов в стране. В мировой практике для оценки распространения бедности на официальном уровне обычно используется методика определения прожиточного минимума, основанная на относительном понимании бедности. Кроме того, различают экономическую и социальную бедность. Экономическая, характеризуется относительно работающих граждан, которые не в состоянии обеспечить себе и своей семье нормального уровня жизни (низкий уровень заработной платы). Социальная бедность характерна для малоимущих и слабо защищенных слоев населения. Для преодоления бедности населения необходимо проводить эффективную социальную политику в области повышения доходов и уровня жизни населения. Финансирование социальной сферы в большей степени осуществляется через федеральный бюджет и средства административно-территориальных единиц входящих в состав государства. Другими источниками финансирования выступают государственные внебюджетные фонды и целевые социальные фонды в составе государственного бюджета Бюджет социальной политики- это совокупность источников финансирования мероприятий социальной политики и проводимых социальных реформ. Бюджет социальной политики включает следующие элементы: консолидированный государственный бюджет, средства работодателей, средства граждан.

49)Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема Особое место в интерпретации процессов взаимоотношений человека и природы занимают представители философско-религиозного направления, "русского космизма"; XIX в, которые обосновывали позитивную тенденцию к гармонии биосферных и космических процессов, стремясь найти должное место человека в системе его отношений с миром материальных и идеальных вещей и явлений.Большинство концептуальных построений ХХ века, особенно второй его половины, объединяет философия технократизма, исходящая из того, что научно-технический прогресс создаёт предпосылки для преодоления большинства противоречий мирового развития, выходя на уровень общества "всеобщего благоденствия". В этом русле были созданы концепции индустриального и постиндустриального общества, постулирующие лишь позитивную роль научно-технического прогресса. Радикальная трансформация современного философского взгляда на мировое развитие произошла в начале 70-х годов, когда была сформулирована идея пределов роста, прогнозирующая "экологический коллапс" для цивилизации будущего при сохранении современных ориентиров мирового развития. Именно с того времени начала формироваться современная философия экологизма - мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса. Последние десятки тысячелетий одним из главных факторов подобных «фоновых» перестроек ландшафтов был климат: существование гигантских ледников на пространствах Северной Евразии и Северной Америки влекло за собой серьезные климатические изменения практически по всей Земле. Исследователи также отмечают наличие определенных циклов для этих самых перестроек. Многие исследователи сам факт появления и значительного распространения человека на Земле называют одной из крупнейших экологических катастроф древности. За прошедшие тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии. Изменился вид человеческих поселений, канули в Лету языки древности, сам внешний облик «человека разумного» изменился до неузнаваемости. Но одно в жизни человека осталось неизменным: все, что цивилизация способна собрать в своих амбарах и складах, взято из окружающей среды.За годы такого сосуществования с природой запасы заметно сократились. Быстрый рост промышленности остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода. Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные, и требуют для своего решения неодинаковых средств и различных по характеру научных разработок. Несмотря на то, что каждая из глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использования природных ресурсов.

 

Удар шаров




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура и цивилизация. Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуют­ся как синонимы | 

Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 25. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия