Студопедия — Принципы легитимности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принципы легитимности






ü Способность власти созда-вать у населения веру в то, что существующие политические ин-ституты являются наилучшими из возможных.

ü Формирование убеждения в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством членов общества

Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой инфор-мации.

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был введен в научный обиход М. Вебером. Он выделил три основных типа легитимного господства. Типы легитимного господства по М. Веберу

Признак Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Правила (нормы), положенные в основу Рационально разработанные правила Патриархальные или сословные нормы Обаяние, привлекательность
Глава системы (тип «господина») Избранное должностное лицо или коллегиальный орган Монарх или религиозный советник Пророк, военачальник, демагог, лидер
Источник авторитета главы системы Делегирование на основе принципа большинства Традиция или передача по наследству Эмоциональное доверие «свиты» к харизматическому лидеру
Форма легитимности системы Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм Вера в установленный порядок вещей Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизмати­ческого лидера и в выдвигаемые им ценности
Доминирующий тип социально-го поведения Инструментальное или целерациональное социальное поведение Традиционное социальное поведение Эмоциональное социальное поведение

 

М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.

Легальное господство. Легальное (рационально-бюрокра-ти­ческое) господство основывается на признании добровольно уста­новленных юридических норм, направленных на регулирование от­ношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Легальное господство возникает в условиях формирования ры­ночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основ­ными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Во­площать право в жизнь должны специально обученные, компетент­ные чиновники – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, техни­чески является самым чистым типом легального господства. Имен­но Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, ак­туальные и по сей день: 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную ие­рархию; 3) имеют твердо определенную компетенцию; 4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора); 5) работают в со­ответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами;

7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; 8) предвидят свою ка­рьеру; 9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подчиняются строгой, единой слу­жебной дисциплине и контролю.

В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регу­лярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и кон­троль за ними со стороны политических институтов.

Традиционное господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и ос­нован на вере не только в законность, но даже в священность из­древле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа от­ношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассмат­риваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримони­альное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.

Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma – бо-жественный дар) – экстраординарная способность, свойство, ка-чество индивида, выделяющее его среди остальных, и что самое главное, не столько приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет даже не обладание харизмой, а признание ее со стороны последова­телей. Условный характер харизматических отношений, как прави­ло, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.

Харизматическое господство возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появле­нию вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, кото­рые приписывают вождям необыкновенные свойства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего соци­ального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», суще­ствовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в их лишенную динамизма структуру. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкно­венные качества, а следовательно, разрушается и основа харизма­тического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или легальное господство, происходит «рутинизация харизмы».

Описанные типы легитимности в реальной политической прак­тике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.

Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитим­ность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчине­ния власти выступают интерес и вера в справедливость демократичес­ких процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (со­хранение института монархии).

Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным вклю­чением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия вла­сти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:

ü власть монарха опиралась на Божественное право и священность прин­ципа престолонаследия;

ü источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;

ü абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеоло­гию, т.е. традиционная легитимность власти у нас непременно до­полнялась идеологической;

ü власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная мо­нархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населе­ния страны.

После Октябрьской революции (1917) была предпринята попытка со­здать новый, советский, тип легитимности, отличный от традицион­ного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитим­ность с харизматической:

ü идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;

ü фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уро­вень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;

ü лидер коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;

ü по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их хариз­ма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.

В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитим­ность которой вобрала в себя элементы:

ü традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отож­дествляется с монархом);

ü харизматической (многие современные лидеры – это быв-шие коммуни­сты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);

ü рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).

Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верова­ния, чувства, рациональность и т.д.

Ситуация экономической и социальной нестабильности сни-жает воз­можности власти, поскольку ее собственная социальная база еще неве­лика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам много­элементная легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством насе­ления), порождает противоречивое отношение к ее решениям.

Гарантией для проведения в жизнь компетентных решений и качества власти являются следующие условия:

1) достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов; способность мобилизации всех средств;

2) рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структуры власти;

3) последовательность политического разговора, которая выражается в том, что от принятого решения не отступают до тех пор, пока не реализованы цели, которым должна служить власть;

4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;

5) умение обеспечить поддержку групп общества, позиции и действия которых играют в реализации решения большую роль.

Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы.

Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта.

Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 239. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия