Процесс познания государства следует начинать с вопроса о его возникновении.
Существуют различные теории происхождения государства. Теологическая теория (А. Августин, Ф. Аквинский и др.) была одной из первых теорий происхождения государства и объясняла его возникновение божественной волей. Государь рассматривался как помазанник божий, неподчинение ему приравнивалось к неподчинению богу. Данная теория получила широкое распространение в средние века для обоснования неограниченной власти церкви. Она подчеркивала особую роль храмов, жрецов, религиозных основ происхождения государства и права. Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский и др.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является вождем всех своих подданных. Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше (Платон, Спенсер и др.). Теория сравнивала государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение). Теория насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Представителями психологической теории, возникшей в XIX в., были З. Фрейд, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты, осознанием справедливости и пр. Сильные и волевые личности становились господствующим классом, а слабые и безвольные – угнетенным. Теория общественного договора (естественного права)была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Согласно этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Историко-материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Морган). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, классовой борьбе: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Сущность любого явления – это главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. Сущность государства – это то, что определяет его содержание, цели и функционирование. Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. По вопросу сущности государства в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако основными являются классовый и общесоциальный подходы. Суть классового подхода состоит в том, что государство рассматривается как орудие неограниченной власти с диктатурой господствующего класса. Государство выражает волю господствующего класса и поддерживает его интересы. Это характерно для рабовладельческого, феодального, социалистического, раннего буржуазного государства. Общесоциальный подход заключается в том, что государство выступает как надклассовое образование, инструмент сглаживания классовых, социальных противоречий, выражает интересы всего общества. Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса. С ростом демократизации государства его общесоциальная сущность растет, а классовая – сужается. Сущность государства определяется теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества, с изменением которых меняются и воззрения на социальное назначение государства.
|