Студопедия — Овсянников А.А.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Овсянников А.А.






Имя Б. Асафьева часто упоминается в контексте изучения синестезии, а именно, "цветного слуха", будто бы присущего так называемым уникальным "синестетам". Этому было посвящено специальное исследование И. Ванечкиной, которая приходит к выводу, что реально, уникального здесь ничего нет и что "синестетическое мышление пронизывает и научное, и композиторское творчество Асафьева. И там, и здесь он оперирует синестетическими аналогиями естественно и содержательно" [1, с.97 ]. Дальнейшее изучение его искусствоведческих текстов, проведенное нами, еще раз подтверждает, что в наиболее яркой форме синестетичность у Асафьева проявилась в музыковедении (т.е. в научном творчестве, при описании впечатлений от конкретных произведений). Нами был проведен анализ теоретических работ, входящих в издание: Асафьев Б. Избранные труды (М.: Изд-во АН СССР, 1952, 1954, тт.1, 2) и посвященных сочинениям М. Глинки и П. Чайковского, а также самостоятельной "Книги о Стравинском" (Л.: Музыка,1977). Данное исследование текстов Б. Асафьева проводилось нами в русле педагогической науки (использование лингвомузыкальной синестезии в процессах обучения) [2, с.35 ]. Во-первых, были получены статистические данные о количественных отношениях между чисто звуковыми характеристиками слышимого ("воющие колоратуры", "тихие одиночные визги солирующего контрабаса" и др.) и иномодальными, синестетическими описаниями ("мягкая линия гармоний", "упругий ритм", "сочный унисон" и др.). Во-вторых, нами была осуществлена классификация этих иномодальных характеристик по составу межчувственных связей: "осязание–слух", "обоняние–слух", "вкусовое ощущение–слух", "зрение–слух" с указанием количества речевых оборотов в каждой из этих групп и выявлением доли зрительно-слуховых синестезий, связанных с цветом. В третьих, были отмечены наиболее частые эпитеты в каждом классе модальностей. А здесь, в данной публикации, мы хотим акцентировать музыковедческий аспект, избегая при этом сугубо лингвистической статистики. Во всех изученных текстах обнаружено не только явное количественное преобладание межчувственных характеристик в описании музыки над чисто звуковыми определениями слышимого (при абсолютном большинстве зрительно- и осязательно-слуховых синестетических описаний), но и то, что в группе самих зрительных (визуальных) сравнений цветовые характеристики составляют всего около 2% ("холодное серебро звучания a-moll", "тема серебристо льется", "музыка золотисто-иллюминовая", "звон красный"). Исследователями показано, что это объясняется известным фактом более позднего освоения цветовых характеристик, чем пластического компонента (линии, жеста, размера, конфигураций предмета) мировой культурой и искусством. Кроме того, цветовые определения, как и все иные качественные эпитеты, обладают меньшей общезначимостью, будучи связаны с эмоциональными переживаниями индивида, его воспитанием, а также общим развитием. Поэтому музыковеды непроизвольно избегают их широкого использования, так как общение через научную книгу предполагает стремление к полному и однозначному взаимопониманию. На это указывал и сам Асафьев: "Надо стремиться так повествовать о музыке, чтобы чувствовалось ее звучание и тем вовлекать в жизнь музыки... В подборе и наслоении эпитетов, – подчеркивал он, – я стараюсь выявить необходимые для меня стороны музыкального восприятия или впечатления или внушить их "слушателям", ибо книгу эту надо не только читать, но и слышать (впрочем, это основное свойство почти всех моих книг)" (Избр. труды. - т. 1, с.11). Как показывает знакомство с обыденными синестезиями русского языка, проведенное Т.Степанян, чисто цветовых сравнений в языке и речи обнаружено мало, всего – 7,7% [3]. Значительно больше цветовых сопоставлений в поэтических текстах, особенно символистов (Бальмонт, Блок, Анненский). Акцентирование ими экзотических, "бросающихся в глаза" цвето-слуховых "соответствий", по утверждению Б. Галеева, объясняется "большей «субъективностью человеческой реакции на цвет ("на вкус и цвет товарища нет") и традиционной предрасположенностью цвета к символизации»[4, c.224 ]. На наш взгляд, в выборе тех или других определений, в количественном превалировании групп модальностей, а также в частоте использования синестезий находит косвенное отражение и сам характер музыки, анализируемой музыковедом. По нашему мнению, это повод для дальнейших размышлений уже в чисто музыковедческом плане. Остается добавить, что среди иномодальных определений музыкальных впечатлений встречается большое количество таких, которые уже давно стали общеупотребительными в обыденной речи. Мы все спокойно принимаем и понимаем такие метафорические выражения, ставшие уже привычными штампами, как "яркий звук", "сочный аккорд", "колючий интервал", даже не задумываясь, что эпитет "яркий" – из зрительной области ощущений, "сочный" – из вкусовой, а "колючий" – из тактильной. Однако нередко в звукоописаниях Асафьева встречаются и необычные, "свежие" синестетические сравнения. Их можно назвать авторскими или индивидуальными, потому что последние несут на себе отпечаток личности пишущего. Приведем самые яркие примеры из всех работ: "лебединые интонации g-moll'ной симфонии Моцарта", "иронически обессиленных и искаженных интонационно кулаков начального tutti увертюры", "тема звучит зябко", "ясно отчеканенный диатонический каданс", "обнаженная септима, "мелодика, зашнурованная в тактовый корсет", "душный и знойный B–dur", "смягченный D–dur", "мелодический распор увеличенной кварты", "хамелеонство интервалов", "звенящие стрелы фанфар", "капризно искрящийся ритм", "плавно реющий вальс", "стихийно-властный смерч звучаний", "виртуозно неблестящая фактура", "трезвость мелодики", "хорал сытный", "зигзаги интонаций", "на фоне высекаемых фортепиано шестнадцатых", "блестящая пассажная ракета", "инкрустации попевок", "закругленного каданса", "фейерверочное колесо триоли", "мотивы вставляются друг в друга", "трение нот". Исследование убеждает, что музыковедческие тексты талантливых ценителей искусства – это кладезь для тех, кто изучает собственно само явление синестезии. ___________________________________ 1. Ванечкина И.Л. О синестетическом мышлении Б. Асафьева. – В кн.: Научно-технический семинар "Синтез искусств в эпоху НТР" (тез.докл.). – Казань: КАИ, 1987. 2. Овсянников А.А. Синестетическая образность в музыковедческих текстах (на примере трудов Б.В. Асафьева). – В кн.: Актуальные проблемы педагогической науки (сб.ст.). – Казань: КГПУ, 2000. 3. Степанян Т.Р. Синестетические метафоры русского языка: Автореф. дисс... канд.филол.наук. – М.,1987. 4. Галеев Б.М. "Буду грешить господом данными чувствами – всеми пятью". – "День и ночь", № 5–6, 1999 (Красноярск). Работа выполнена в плане исследований по программе "Университеты России";.   Опубликовано в кн.: "Прометей-2000" (матер. межд. н.-практ.конф., 2-6 окт.2000). -Казань, Фэн, 2000, с.123-126.

 


 

АНКЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "ЦВЕТНОГО СЛУХА" И "ЦВЕТОВОГО МЫШЛЕНИЯ";

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 217. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия