Студопедия — Синцов Е.В.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Синцов Е.В.






Родство музыки и орнамента (шире: изобразительного искусства) можно искать не только в синкретизме древнего искусства, в межсенсорных ассоциациях или в сфере символизации. Их глубинное родство кроется также в общности художественно-мыслительных процессов, находящих в музыке и орнаменте выражение своих невербализуемых и наиболее обобщенных форм. Другими словами, музыка и орнамент - язык и форма осуществления неких фундаментальных структур художественного мышления, находящих свое выражение не столько в динамике смыслов, как в других видах искусства (литературе, кино, живописи, скульптуре, хореографии и т.п.), сколько в специфических предсмысловых пространственно-двигательных образованиях. С такой точки зрения музыка и орнамент являются взаимодополняющими искусствами, поскольку орнамент воплощает подобные предсмысловые структуры преимущественно в пространственных формах, содержащих двигательные ассоциации в потенциале. А музыка наоборот: в ней двигательное начало является доминирующим, а пространственные представления существуют в виде некоей синестетической ауры, сопровождающей развитие музыкальной ткани. Таким образом, потенциальные двигательные ассоциации орнамента могут обретать свою явленность в музыке, а потенциальная пространственная аура музыки - в орнаменте. Между ними возникает как бы некая зона притяжения, образующая единый потенциал пространственно-двигательных представлений музыки и орнамента, некий горизонт их возможных сращений, взаимопереходов друг в друга в мышлении современного человека. На основе каких образований возможны такие взаимопереходы? Из чего формируется единый потенциал музыкальных и орнаментальных композиций, их своеобразные синестетические универсалии? Прежде чем описывать подобные потенциально-возможные образования, следует иметь в виду их невербализуемость. Отсюда приблизительность описания, использование сравнений, попытка передать научные представления об общих законах возможного мыследвижения в музыке и орнаменте с помощью геометрических форм. Пространственно-двигательные представления, взаимодействуя в музыке и орнаменте, интегрируются в некие обобщенные образы движения в пространстве. Это образы-алгоритмы заполнения пространства каким-либо типом движения, своеобразный вектор мыслительной работы художника в том или ином пространстве (см.рис.).     Подобных образно-пространственных структур заполнения реального или мыслимого пространства можно обнаружить множество в орнаменте и музыке. Если в орнаменте они визуализированы и легко вычленяются, то в музыке они носят форму идеально- представляемых конструкций. Наиболее простые из них - соотнесение тех или иных музыкальных жанров с определенным типом пространства их существования. Это представление о движении в пространстве музыкальной массы как бы первоначально задает композитору форму и характер развертывания музыки во времени ипространстве. Так, марш содержит смутное ощущение прямолинейного равномерного движения (пространство улицы, дороги), фуги и хоралы мыслятся в соотнесении с пространством собора и движения вверх, хороводные напевы ассоциируются с лугом h круговым движением. Музыка симфоническая и театральная предполагает некое расширяющееся движение из центра (сцены), так же, как и гимн (в пространство вокруг и вверх). Подобные пространственные гештальты могут быть затем конкретизированы в смысловом плане, если орнамент, например, растительный, животный, геометрический, а лад мажорный или минорный, мелодика построена на нисходящих секундах или восходящих квартах и т.п. Выведение подобных гештальтов, воплощающих потенциально- возможное единство музыки и орнамета, - интересная, но далеко не единственная проблема. Еще более сложным и любопытным представляется вопрос о соотнесении таких гештальтов с заполняемым пространством. В соотнесении пространства и того или иного гештальта определяющая роль принадлежит именно пространству, его исходным параметрам-границам. Это могут быть нижняя граница и верхняя точка купола, фасада собора, ворота рубахи, горловины и дна вазы, бокала. В музыке - уже упоминавшееся пространство улицы, площади, собора, концертного зала, комнаты. Тот или иной пространственно-двигательный гештальт выбирается художником из множества возможных вариантов. Каждый из них (вариантов) мыслится как та или иная возможность решения пространства, заполнения его тем или иным вариантом движения или иного объема. Если орнамент, например, сделан по краю сосуда, стены, поло тенца, то он подчеркивает исходные границы пространства, а если в области золотого сечения, то в пространстве возникает возможность некоей иной формы-объема вазы, фасада, одежды (на длинном рукаве орнаментом намечен короткий рукав, например). Таким образом, орнамент становится носителем и выражением разновозможного целостного решения пространства, его потенциальных возможностей. Именно эти скрытые возможности диктуют художнику выбор тех или иных пространственно-двигательных гештальтов, становясь активным началом, первотолчком для работы художественной мысли. Соотношение гештальтов и пространства, очевидно, может быть различным, и здесь тоже можно вычленить определенные вероятностные зависимости. Так, гештальт может максимально совпадать с исходными характеристиками пространства, вторя формам его границ, подчеркивая края, углы, дно и т.п. Он может быть выбран по принципу контраста-отрицания, как бы не вписываясь в пространство, подспудно разрушая его исходные параметры. Наконец, третий тип соотношения - самый продуктивный - на основе взаимодополнения, когда гештальт и вторит границам пространства, и содержит возможность их трансформирования. Обычно такое соотношение выглядит наиболее гармоничным и художественно совершенным.   Опубл. в кн.: Электроника, музыка, свет: (К 100-летию со дня рождения Л.С. Термена): Материалы конф. - Казань: Изд-во "Фэн", 1996, с.111-114.

 


 

"ЦВЕТНОЙ СЛУХ" И "ТЕОРИЯ АФФЕКТОВ";
(на примере изучения семантики тональностей)

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 218. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия