Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА СТОЛЯРНОЙ МЕБЕЛИ





Производство мебели состоит из разработки проекта и техно­логических процессов его исполнения.

При проектировании новой модели учитывают целый комплекс требований потребительского и производственного характера.

Начинают проектирование с предварительной подготовитель­ной работы, включающей подачу заявки и составление техниче­ского задания. Устанавливается целесообразность разработки но­вого изделия, определяется ориентировочная потребность в нем


в течение пяти лет и учитывается опыт эксплуатации аналогичного изделия. Далее разрабатывается художественно-технический про­ект новой модели, составляется перечень графической и тексто­вой документации (чертежи, пояснительные записки, ведомости, карты технического уровня и качества продукции). Завершением процесса проектирования является создание опытного образца, его испытание, апробация и внесение корректив.

При проектировании классической мебели учитываются наибо­лее характерные конструктивные и художественные особенности архитектурных стилей, таких как романский (Х1-ХП вв.), готичес­кий (XV в.), высокий ренессанс (XVI в.), барокко (XVII в.), роко­ко (XVIII в.), неоклассицизм (XIX в.), эклектика (1830-1880 гг.), модерн (ар-нуво и ар-деко, 1900-1940 гг.), современный. Многие известные мастера-краснодеревщики внесли свой вклад в разви­тие мебельного искусства. Их имена дали названия новым стиле­вым направлениям мирового производства мебели. Это - Андре-Шарль Буль (Франция, 1642-1732), Томас Чиппендейль (Англия, 1718-1779), Генрих Гамбс (Германия, 1765-1831), Михаэль Тонет (Австрия, 1796-1871), Готтлиб Бидермайер (Германия, 1815-1848) и др.

Мебель, изготовленная из массива древесины и древесно-плит-ных материалов, относится к столярной. Технология ее производ­ства состоит из нескольких этапов, каждый из которых включает в себя целый ряд технологических операций.

Сушка и раскрой материалов, используемых для изготовления каркаса мебели, осуществляется в специальных сушильных каме­рах до установленного показателя влажности 8 ± 2%. При раскрое материалов получают черновые мебельные заготовки (ЧМЗ) оп­ределенных размеров и формы с припусками на дальнейшую об­работку. Для максимального выхода заготовок технологи разраба­тывают специальные схемы и карты раскроя. Последовательность сушки и раскроя может быть различной и зависит от конструкции будущего изделия мебели. Возможна сначала сушка, а затем рас­крой и наоборот.

Первичная механическая обработка черновых заготовок. Пос­ле раскроя и сушки ЧМЗ из массива древесины имеют неровности


Глава 13


Мебельные товары


 


на поверхности, отклонения от формы и размеров будущих чисто­вых деталей мебели. Для устранения этих недостатков осуществ­ляют первичную механическую обработку: строгание, торцева­ние, фрезерование и шлифование. Точность и чистота обработки определяется технической документацией. Потери на обработку составляют в среднем до 12% от общего объема используемых материалов на одно изделие.

При изготовлении ДСтП возможны значительные колебания по толщине (разнотолщинность) и наличие напряжений во внут­ренних слоях плиты. Эти напряжения могут приводить к короб­лению будущих заготовок, полученных из плит. Устраняют эти недостатки путем калибрования или равномерного снятия с двух сторон плиты припусков по толщине или обработкой ее поверх­ности ультразвуком.

Гнутье и прессование. Криволинейные заготовки из цельной древесины (изогнутые ножки столов и стульев) изготовляют вы­пиливанием из прямолинейного бруска или получают путем заги­бания их на шаблоне. Метод гнутья требует по сравнению с выпи­ливанием более сложного технологического процесса и оборудова­ния. Однако при гнутье полностью сохраняется и даже в некоторых случаях повышается прочность заготовок и меньше расходуется дорогостоящей древесины. Для гнутья используют здоровую дре­весину (без сучков) кольцесосудистых (дуб, ясень) и рассеянно-сосудистых (бук, береза) лиственных пород, которые отличаются высокой пластичностью и прямолинейным расположением воло­кон. Можно применять и хвойные породы (ель, сосна).

Технология изготовления гнутых деталей включает гидротер­мическую обработку, собственно процесс гнутья и су-шку. При гидротермической обработке древесину пропаривают насыщен­ным паром низкого давления 0,02-0,05 МПа при температуре 102-105 °С для повышения ее пластичности и исключения раз­рыва волокон в процессе гнутья. Время операции определяется по специально разработанным диаграммам и таблицам. Собственно гнутье заготовок производят на незамкнутый и замкнутый контур. При гнутье на незамкнутый контур заготовку (задняя ножка стула, подковообразный накладной декор) кладут на шину с упорами,


затем в механическом или гидравлическом прессе заготовку вместе с шиной изгибают на заданный контур. После выдержки в прессе концы стягивают стяжкой и вместе с шиной отправляют на сушку. При гнутье на замкнутый контур заготовку (круглая царга стула) вместе с шиной навивают вокруг гладкого или зубчатого шабло­ну, установленного в гнутарном станке. При этом одновременно происходит некоторое уплотнение древесины, что способствует повышению прочности изогнутой детали. После сушки заготовки с приданной формой освобождаются от шаблонов и шин, их выдер­живают в цехе не менее 24 ч, а затем заготовки обрабатываются на фрезерных, токарных и шлифовальных станках для придания им окончательных размеров и требуемого качества поверхности.

Прессование является прогрессивным методом обработки дре­весины. Он основан на силовом воздействии и использовании плас­тических свойств древесины. В мебельной промышленности прес­суют заготовки для получения деталей декора сложных форм.

Склеивание и облицовывание. Склеивание в производстве мебе­ли применяют для получения конструкционных материалов (сто­лярные плиты, мебельные щиты), закрепления раскладок и де­коративных элементов на фасадных поверхностях, изготовления шиповых столярных соединений при сборке изделия, облицовки мебельных щитов. Процесс склеивания состоит из подготовки по­верхности склеиваемых материалов, нанесения клея, прессования, выдержки под давлением и выдержки конструкции после скле­ивания. Далее склеенные заготовки поступают на дальнейшую механическую обработку. Прочность клеевых соединений зависит от качества используемого клея, влажности древесины, обработ­ки склеиваемых поверхностей и соблюдения режима склеивания. Наносят клей вручную или механизированным способом.

Облицовывание - это процесс наклеивания на поверхность де­тали мебели листовых материалов из натурального шпона ценных пород древесины или синтетического шпона в виде декоративных пленок и пластиков. Материалы, наклеиваемые- на заготовку, на­зываются облицовкой, а заготовки, на которые наклеивают обли­цовку, - основой. Поверхности деталей обычно облицовывают с двух сторон. Облицовка поверхности с одной стороны допуска-


Глава 13


Мебельные товары


 


ется только для некоторых конструкционных элементов, имеющих значительные размеры. К ним относятся задние стенки шкафов и тумбочек, изготовленных из клееной фанеры или древесно-во-локнистой плиты. Стенки наглухо закрепляются в корпусе изделия, благодаря чему при эксплуатации они хорошо сохраняют форму и не коробятся.

Процесс облицовывания включает в себя подготовку приме­няемых материалов, нанесение клея, формирования пакетов, их загрузку в пресс, прессование и выгрузку облицованных деталей из пресса. Подлежащие облицовыванию поверхности основы должны быть выровнены, удалены все жировые, смоляные и клеевые пятна, выбоины и трещины зашпатлеваны, высверлены сучки и гнили, а отверстия заделаны пробками на клею и т. д. Шероховатость поверхности допустима в тех пределах, при которых она не бу­дет проявляться на лицевой поверхности облицовочного слоя. Натуральный строганый шпон ценных пород древесины перед облицовкой сортируют, подбирают по породе, размерам, качеству, цветовому и текстурному рисунку в соответствии с технической документацией на изделие. Затем полосы шпона выравнивают по кромкам и склеивают в листы (наборы), размеры которых соответ­ствуют будущим деталям мебели с припуском 10-15 мм. Наборы шпона бывают простыми, фигурными и мозаичными. Облицовку заготовок натуральным шпоном после нанесения клеевого слоя на основу выполняют следующими способами: облицовыванием в притирку притирочным молотком или запрессовкой под давле­нием в винтовых приспособлениях (сжатие винтами, в хомутовых и столярных струбцинах, цвингах).

Облицовка поверхности основы синтетическим шпоном пол­ностью механизирована. Для облицовки прямолинейных деталей и заготовок используется метод горячего плоского прессования в одноэтажных гидравлических прессах со встроенными загрузоч-но-разгрузочными устройствами, а также в двух- или многоэтаж­ных гидравлических прессах с обогреваемыми электрическими плитами. Криволинейные поверхности и кромки обрабатываются на пневматических, вакуумных станках и установках других конс­трукций.


Процесс склеивания основы и облицовки протекает при стро­го установленных значениях температуры, давлении и времени выдержки под прессом

Обработка чистовых заготовок. Чистовые заготовки - это детали мебели, форма и размер которых точно соответствуют чер­тежам. Обработка таких заготовок состоит из операций по изготов­лению шиповых соединений, выборке гнезд, сверлению отверстий и окончательной зачистке и шлифовке поверхности. Обработка чистовых заготовок исправляет погрешности, допускаемые при склеивании и облицовывании, а также способствует более легкой, точной и удобной сборке готовых изделий.

Сборка мебельных изделий. Ее условно разделяют на сборку и обработку отдельных деталей и сборочных единиц (узловая сборка) и общую сборку изделий. Узловую сборку выполняют на предприятии, а общую - непосредственно у потребителя.

Сборочная деталь - неделимый элемент конструкции, вы­полненный без применения операций сборки. Примером может служить деталь ножки стула или стола, форма и размеры которой указаны в чертежах.

Сборочная единица- конструкция, состоящая из двух и более деталей. Это дверь шкафа, ящик, коробка кровати и т. д.

Узловую сборку конструкционных узлов или сборочных еди­ниц осуществляют, используя неразъемные и разъемные виды соединений.

Самой распространенной группой среди неразъемных соеди­нений являются соединения с помощью клея. К ним относятся шиповые столярные соединения, основными элементами кото­рых являются шип, проушина, шпунт, гребень. С помощью шипов образуются соединения угловые концевые, угловые серединные, угловые ящичные, по длине и по кромкам.

Неразъемные соединения при помощи гвоздей и крепежных скоб используют для крепления тканей, некоторых полимерных де­талей, пружин. Высокую прочность неразъемного соединения обес­печивает и фурнитура в виде дюбельного элемента, отлитого заодно с корпусом. Устанавливают дюбеля методом запрессовки в заранее высверленные на специальном оборудовании отверстия.


Глава 13


Мебельные товары


 


Разъемные соединения позволяют разбирать и вновь собирать мебельные конструкции. Различают разъемные соединения стаци­онарные (шурупы, стяжки) и подвижные (петли, ролики, направ­ляющие).

Выбор вида соединения обусловлен необходимостью получе­ния прочной конструкции и обеспечения надежности и долговеч­ности изделия в целом.

Общая сборка включает в себя сборку корпуса или каркаса; навеску и регулировку дверей; установку опор, комплектующих, крепежной и лицевой фурнитуры.

Процесс сборки осуществляют вручную или механизирован­ным способом на конвейерах и стапелях. Сборку изделий мебели проводят до или после отделочных операций.

Отделка мебели. В общем виде структура технологического процесса отделки мебели включает в себя следующие этапы: под­готовку поверхности к отделке; нанесение отделочных материалов; сушку и облагораживание покрытий.

Операции отделки механизированы, созданы поточные полу­автоматические и автоматические линии отделки. Ручной труд применяется в основном при отделке криволинейных фигурных поверхностей, реставрации и ремонте мебели.

Для качественного выполнения отделки, поверхности конс­трукционных материалов предварительно подготавливают. Для этого удаляют ворс с поверхности древесины, очищают от грязных пятен, смолы, отбеливают, выравнивают поверхность, окраши­вают, шлифуют. В промежутках между операциями поверхности сушат и удаляют с них пыль. Поверхность отделываемого мате­риала должна быть гладкой и ровной. Показатель шероховатости поверхности должен быть не больше 16 мкм.

Прозрачные покрытия на поверхности древесины или нату­рального шпона с сохранением естественной текстуры создают жидкими отделочными материалами - лаками. По степени блеска прозрачные покрытия подразделяются на вы с око глянцевые (ВГ), глянцевые (Г), полуглянцевые (ПГ), матовые (М) и полуматовые (ПМ). Толщина лакового покрытия может находиться в пределах от 60 до 250 мкм. Нанесением двух, трех слоев лака получают про-


зрачные покрытия с открытыми порами. При нанесении большего количества слоев лака и втиранием его в поры древесины создают прозрачные покрытия с закрытыми порами.

Разработаны различные способы нанесения мебельных лаков. Выбор способа зависит от природы лака, необходимой толщины ла­кового покрытия, размера и формы отделываемых деталей и уровня механизации процессов отделки на предприятии.

При малых объемах отделочных работ лаки можно наносить вручную кистью и тампоном. Вручную отделывают поверхности любых форм: плоские, криволинейные, резьбу по дереву. Пнев­матическим распылением лак наносят на криволинейные поверх­ности деталей, а также на изделия в собранном виде. Отделку брусковых изделий (стулья, табуреты) проводят в электростати­ческом поле высокого напряжения. Плоские и слегка изогнутые поверхности деталей отделывают способом облива с помощью плоской струи в лаконаливных машинах. Для отделки плоских поверхностей применяют метод наката или нанесения лака с помо­щью лаконаносящих вальцов, в результате образуются тонкие ма­товые покрытия. На поверхности криволинейных деталей больших габаритных размеров, имеющих обтекаемую форму, лак наносят методом окунания в ванны,

В процессе сушки нанесенный на поверхность детали слой лака отвердевает. Сушат изделия на специальных этажерках при комнатной температуре (18-23 °С) в течение достаточно длитель­ного времени (10-14 ч), а также в проходных сушильных камерах. Технологический режим сушки устанавливают в зависимости от лакового покрытия и вида применяемого лака. Используют три основных вида сушки лаковых покрытий: конвективная нагретым воздухом, терморадиационная инфракрасными и ультрафиолето­выми лучами и аккумулированным теплом.

При нанесении лака в результате нарушения режимов сушки на поверхности покрытия могут образовываться неровности, про­колы, пузыри, кратеры, шагрень и т. д. Для их устранения и окон­чательной отделки, поверхности покрытий подвергают операциям облагораживания: шлифованию, выравниванию тампоном и поли­рованию. После шлифования шероховатость поверхности должна


Глава 73


Мебельные товары


 


быть не более 3 мкм. При выравнивании тампоном за счет перерас­пределения верхних слоев лаковой пленки уничтожаются дефекты покрытий. Полированием придают поверхности зеркальный блеск. После полирования поверхность покрытия должна иметь шерохо­ватость не более 0,2 мкм.

Непрозрачные одноцветные или рисунчатые покрытия создают жидкими пигментированными лакокрасочными составами (эма­ли, краски). Эмали и краски наносят на предварительно подго­товленную поверхность в несколько слоев. Толщина покрытия зависит от укрывистости лакокрасочного материала и может со­ставлять 40-70 мкм - без последующего облагораживания или 80-150 мкм - с последующим облагораживанием. После высы­хания, для получения непрозрачного матового или блестящего покрытия, поверхности шлифуют или полируют, а затем покры­вают слоем пигментированного лака. Многоцветные рисунчатые покрытия получают нанесением эмалей, красок и лаков нескольких цветов с помощью трафаретов. К непрозрачной отделке относят покрытия, получаемые облицовкой поверхности деталей мебели синтетическим шпоном и пластиками.

Имитационная отделка отличается от прозрачной и непрозрач­ной тем, что в ее технологический процесс добавляется операция имитации различных материалов. Различают имитацию под про­зрачную и непрозрачную отделку.

При имитации под прозрачную отделку на поверхности березы, ольхи, бука искусственно воспроизводят цвет и текстуру ценных пород древесины вишни, карельской березы, красного дерева, па­лисандра. Применяют два подхода. В первом случае (например, когда ольху имитируют под вишню) отделываемую поверхность ольхи окрашивают без затемнения ее естественной текстуры в цвет вишни. Затем наносят рисунок текстуры вишни, при этом текстура ольхи в тех местах, где нанесена текстура вишни, частично закры­вается. Далее отделываемую поверхность грунтуют и покрывают пигментированным лаком. Во втором случае имитацию осуществ­ляют по сплошному фоновому покрытию (так имитируют березу под орех). Поверхность березы выравнивают цветной фоновой шпатлевкой, окрашенной под орех, при этом цвет и текстура березы


полностью закрываются. Затем наносят многоцветный рисунок текстуры ореха и покрывают прозрачным лаком. Нанесение рисун­ка текстуры осуществляют на ручных печатных вальцах, методом глубокой печати на поточных линиях, аэрографией с помощью пневматического распылителя. В качестве красящих веществ ис-"* пользуют различные печатные краски, морилки, цветные составы "Пинотекс" и "Акватекс", лессирующие составы. Таким образом имитируют березу под орех и темный дуб, дуб и бук - под красное дерево, бук и ясень - под дуб и ольху, клен и ольху под вишню и т. д.

Применение широкого ассортимента синтетических обли­цовочных листовых материалов и новых технологий облицовки позволяет получать покрытия, имитирующие поверхности прак­тически любых материалов. Для этого используют специальные технологические оснастки в виде прокладочных металлических листов и матриц, поверхность которых представляют собой рель­ефные изображения, имитирующие фактуру поверхности дерева, камня и т, д. В процессе прессования рельефные изображения мат­риц и листов переносятся на поверхность облицовочного мате­риала. Таким образом могут быть получены следующие эффекты покрытия: глянец матовый, кристалл, мелкий кристалл, мрамор, гранит, "мандарин" и т. д. Большой популярностью сегодня поль­зуются покрытия кухонной мебели, имеющие металлизированную поверхность.

Существуют другие виды отделки, в частности резьба по дере­ву, наборный и рельефный декор, искусственное старение.

Инкрустация - рисунок, получаемый врезанием отдельных кусочков древесины, металла, перламутра, слоновой кости, от­личающихся по текстуре и цвету от основного фона. Эти кусоч­ки различных материалов врезают заподлицо с основным фоном в виде сложных тематических рисунков.

Маркетри - украшение, общий фон и рисунок которого вы­полнены из различных пород древесины., наклеенных на подго­товленную поверхность.

Технология искусственного старения включает в себя несколь­ко отделочных операций. Вначале методом выжигания или надав-


Глава 13


Мебельные товары


 


 


ливания на вальцах имитируют различные пороки на поверхности древесины (червоточины, смоляные кармашки, трещины). Затем поверхность грунтуют и наносят на нее несколько (от 2 до 8) сло­ев прозрачно-окрашенного лака. После сушки каждого лакового слоя поверхность с разной степенью нажима протирают губкой, смоченной в растворе соляной кислоты. В результате создается эффект неравномерной толщины лаковой пленки, имитирующий потертость и повреждения покрытия.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 229. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия