Проблема социального неравенства (маленького человека). 4 страница
Одиночество красивых от природы людей показано в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Автор рисует двух детей князя Курагина, очень красивых людей: Элен и Анатоля. Но оба они, вращаясь в вихре света, общаясь с десятком людей, остаются одинокими, потому что не научились жить для людей, с детства привыкли, что все окружающие восхищаются их красотой и преклоняются перед ними. Л.Н.Толстой на примере Курагиных показал, что красота – это еще не залог счастливой жизни человека. Таким образом, могу сделать вывод, что счастье людей во многом зависит от самого человека, не зря же говорят в народе: «Не родись красивой, а родись счастливой!»
Память
Какова роль памяти в современном мире? Какова роль памяти в современном мире - вот вопрос, над которым размышляет Л.Матрос. Автор, вспоминая о Великой Отечественной войне, благодарит Бога за то, что подрастает новое поколение людей, для которых события прошедшей войны не более чем «боевик – ужастик». Но для того, чтобы сохранить мир«для своего поколения и поколения своих детей, - пишет Л.Матрос, - люди не должны жить без оглядки." Что имеет в виду автор? То, что из повседневной жизни постепенно исчезает все, что напоминает о Второй мировой войне, меркнет память о тех грандиозных событиях, о подвиге народа в священной войне.
Нравственное значение памяти Известнейший публицист и ученый Д. С. Лихачев затрагивает в своем тексте проблему нравственного значения памяти. Вопрос этот для человечества вечный. Кто только из философов, писателей, поэтов не размышлял о нем! По меткому замечанию А. С. Пушкина, народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего… Проблема, рассматриваемая автором, очень злободневна. Как часто дома и в школе мы слышим от старших призывы не быть «иванами, не помнящими родства»… Д.С.Лихачев, рассуждая о том, что памятью обладает и лист бумаги, и камень, и некоторые растения, и, конечно, человек. Автор приходит к выводу, что память для человека имеет нравственное значение. Д.С.Лихачев ставит знак равенства между вечными человеческими категориями: совесть и память. Великий гуманист современности дает в своем эссе мудрые советы, как «воспитаться в моральном климате памяти». Я разделяю точку зрения автора в том, что память имеет огромное нравственное значение. Вспоминаю рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», особенно заключительные строки его о деревенских фотографиях, по мнению автора, этой своеобычной летописи нашего народа, настенной его истории. К проблеме памяти, как нравственной категории, обращаются и мои современники, авторы альманахов «Вдохновение», выпускаемые Министерством образования края. В одном из них нахожу стихотворение школьницы из Ставрополя, отрывком из которого и хочу закончить свою работу: Не забыть того, что было,
Какова роль человеческой памяти? Человеческая память… Какова ее роль в нашей жизни? Над этим вопросом Роман Сергеевич Савинов предлагает читателям поразмышлять вместе. Проблема, поднятая в тексте, несомненно, очень интересна. Автор решает ее на примере старика, приехавшего повидать родные для сердца места – туда, где он жил долгое время. Сейчас здесь поле, маленькая рыбная речка Сисява, и уже ничто не напоминает о том, что раньше тут была деревня: бегали ребятишки, стояли красивые дома, росли яблоки. Все эта красота, согревающая душу, осталась лишь в сознание деда, который тоскует и плачет по утерянной земле. И так всю жизнь: появляется новое, а что-то безвозвратно остается в прошлом. И можно ли повлиять на вечность? Нет, в наших силах лишь сберечь память о прожитых годах, событиях, людях, с которыми свела нас судьба. Позиция публициста такова: все в мире преходящее, и лишь только благодаря памяти мы имеем возможность знать свое прошлое и «не даем холодным ветрам вечности его погасить». Невозможно не согласиться с данным утверждением, поскольку знать то, что происходило с нашим Отечеством, народом,обязан знать каждый человек, которому не безразлична своя судьба и судьба близких ему людей. Вспомним пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад». Яша, один из ее героев, молодой лакей- хам, невежественный, но очень довольный собой, преклоняющийся перед всем иностранным, не желает общаться с родной матери... Яша - живое воплощение беспамятства, поэтому, как он сам, так и его жизнь никчемна, глупа, бессмысленна, в нем нет ничего нравственного, духовного. Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста, повесть В.Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, одна из главных героинь, отважная, сильная по духу женщина. Она с любовью, бережливо относится к тому, что осталось у нее от прошлого – дом и родные могилы. Они для нее символы памяти. Героиня стремится сохранить их и в тот момент, когда их разоряют чужие люди, и тогда, когда остров должен навсегда уйти под воду. Но, к сожалению, могилы спасти нельзя, но можно проститься с теми, кто жил до нее, наставлял ее, кто ушел из жизни, оставив после себя воспоминания. И пока жива эта память, не порвется нить, связывающая поколения. Сделать вывод по поставленной проблеме мне поможет цитата польского философа Тадеуша Котарбиньского: "Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего".
Достойны ли люди, рискующие жизнью ради других, вечной памяти? Достойны ли люди, рискующие жизнью ради других, вечной памяти? Вот проблема, над которой размышляет автор. В данном тексте из Интернета рассказчик повествует нам о подвиге бесстрашной женщины, которая в годы войны вывезла на своем грузовичке много детей из гетто. Немцы жестоко наказали Ирину Сандлер, но что переломанные руки и ноги, если спасены тысячи жизней! Спустя десятилетия Ирину Сандлер за ее подвиг номинировали на Нобелевскую премию Мира. Выдвижением все и ограничилось: лауреатом престижной премии стал автор слайд-шоу по всемирному потеплению, затем президент со своими предвыборными обещаниями, которые он не выполнил, но не 90-летняя женщина-героиня! Все это вызвало сарказм у автора. Позицию публициста определить не сложно: люди, совершившие подвиг, достойны высокой награды. Я разделяю точку зрения автора: герои, рискующие жизнью ради других, не стремятся добиться славы и уважения, но они, несомненно, заслужили и наград, и того, чтобы остаться в нашей памяти. Об этом не раз писали русские писатели и публицисты. Доказательствами того, что мы помним о людях, совершивших подвиг, являются монументы, скульптуры, памятные монеты... Что-то в честь увековечивания делается государством, а что-то - на средства простых людей. Примером этого является памятник, воздвигнутый в Новгороде в честь 500-летия освобождения от ордынского владычества, средства, на постройку которого в 1980 году были собраны горожанами. В Интернете есть сайт«Вечная память», в базе данных которого находится информация о тысячах солдат, принявших участие в Великой Отечественной войне. Многие люди находят там данные о пропавших родственниках или же могут извлечь интересные факты подвигов советских солдат. Вот она, память, сохраненная десятилетия! Делая вывод, хочу сказать, что каждый человек, совершивший подвиг, достоин остаться в нашей памяти.
Проблема памяти Память – вот главная проблема, которую ставит перед нами советский публицист и драматург Леонид Пантелеев. Этот вечный вопрос, несомненно, злободневен. Над ним размышляли во все эпохи многие умы человечества, как представители творческих, научных профессий, так и люди, занятые физическим трудом. Своё отношение к проблеме памяти автор раскрывает в тексте, описывая танкиста, огромного человека, бережно хранящего крошечный носовой платочек, подаренный ему маленькой девочкой из детского дома в блокадном Ленинграде. Этот офицер прошёл трудными дорогами войны, потерял друзей, близких, но сохранил памятный платочек девочки-ленинградки, подаренный ей умирающей матерью. И не просто сохранил, а исполнил наказ девчурки: помахал в сторону города Петра, стоя у подножия Рейхстага. Я, безусловно, разделяю позицию Л.Пантелеева: память играет особую нравственную роль в нашей жизни. Казалось бы, что значительного может таить в себе маленький кусочек ткани? А он хранит воспоминания о трагической судьбе жительницы блокадного города, трудном детстве её дочки Лидочки, о радостных победных днях в поверженном Берлине. К сожалению, не все мои современники так трепетно относятся к памятным годам Священной войны. Нашлись варвары в Таллине, Львове, Кутаиси, которые подняли руку на памятники воинам-освободителям… Но не всё так плохо с памятью у миллионов бывших граждан СССР. Сколько людей вышло на защиту этих постаментов! Они, протестуя против сноса памятников, не имели личной выгоды, не исполняли чужого приказа, а шли по зову души, совести, желая оставить для своих потомков нечто большее, чем материальные ценности, доказывая, что спустя десятилетия после развала могучей страны, они не стали «иванами, не помнящими родства»… Покаяние
Надо вовремя искупать вину перед близкими людьми Надо вовремя искупать вину перед близкими людьми – вот проблема, над которой размышляет С.Львов. Автор рассказывает нам печальную историю из жизни своего друга, который не смог вовремя извиниться перед своей мамой за то, что не навестил ее в больнице… С.Львов с сочувствием передает всю горечь и страдания, которые вынес молодой человек, призывает нас не задерживаться в извинениях перед обиженными нами людьми, особенно перед близкими.
Об обиде, которая не должна копиться в наших сердцах Обида не должна копиться в наших сердцах и в нашей памяти – вот проблема, над которой рассуждает автор. Этот нравственный вопрос относится к категории вечных, так как размышлял над ней не один человек на протяжении столетий. Думаем над этим и мы, но гораздо реже, чем предшественники. Автор считает, что обида - это то чувство, которое нам не помогает, а лишь мешает жить и радоваться всему хорошему. А хорошего в нашем мире намного больше, чем плохого. Только не зная обиды, человек понимает, что в его сердце есть место для светлых и жизнерадостных мыслей, для планов на будущее, но не для обид! Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, обида не должна копиться в наших сердцах: она омрачает жизнь человека. Размышляя над этой проблемой, вспоминаю повесть Юрия Короткова «Седой». Главный герой Олег многие годы держал обиду на родную мать за то, что она сдала в детский дом детей. Олег поседел в семь лет. Обида десятилетия сжигала его душу. Он ни с кем не дружил, никого не любил, никого не боялся. Кулак – было единственное «достоинство» героя. При его помощи он отстаивал свою честь, честь сестры. И только после трагической смерти друга Александра Петухов попытается оправдать мать, забыть обиду и в результате пойдет на ее могилу… Я навсегда запомнила историю – притчу о двух друзьях. Один из них сказал: «Когда кто – либо нас обижает, мы должны написать об этом на песке, чтобы ветры могли стереть запись. Но когда кто – то делает что – либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть этого». На мой взгляд, лучше не скажешь!
Проблема покаяния В заключительном эпизоде рассказа А.С.Пушкина «Станционный смотритель» ставится проблема покаяния. Грех и покаяние…Вечные человеческие проблемы, поднятые еще в «Книге книг» - Библии. «…покайтесь, ибо приблизится Царство Небесное»,- говорится там. Но не все люди живут по христианским обычаям: грешат, а о покаянии забывают, поэтому эта нравственная проблема остается актуальной. А.С.Пушкин, рассказывая о «прекрасной барыне», посетившей могилу старого смотрителя, словно ставит точку в повествовании: дочка бедного старика не забыла его, специально приехала в родные места. Узнав о смерти отца, Дуня пришла на кладбище и долго лежала не могиле человека, которого она так бессердечно погубила. Вот она, минута покаяния… Думаю, автор, жалея своего героя, все-таки чуть-чуть жалеет и оправдывает его легкомысленную дочку: причина ее предательства – Любовь к прекрасному гусару…Я же считаю, что нет Дуне прощения. Ни любовь, ни война, ни стихийные бедствия не должны быть для нас препятствием в осуществлении главного своего нравственного долга, долга перед родителями. К сожалению, многие сыновья и дочери забывают об этом. Вспомним героиню рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Настю. Что мешало этой умной, красивой, доброй женщине проведать старую, больную мать, хоть как-то скрасить ее одинокую старость. Нет, не скрасила… Наверное, так же как и героиня Пушкина, Настя, придя на кладбище, долго лежала на могиле матери, звала любимую, молила о прощении. Но автор не описывает нам этой сцены, видимо, считая, что дочка старой учительницы его не заслужила. Как не заслужили прощения и многие мои современники, богатые и бедные люди, которые не заботятся о своих родителях, отдают немощных стариков в специальные интернаты. Эти выросшие дети, видимо, забыли, что родителям, кроме чистой постели, тарелки супа, нужны теплые слова, взаимопонимание и любовь рожденных и взращенных ими детей…
Чем можно исцелить ненависть людей друг к другу? Чем можно исцелить ненависть людей друг к другу - вот проблема, поднимаемая автором в тексте.
И. А. Ильин, рассуждая о ненависти, описывает поведение человека в момент восприятия «чужой антипатии». Она может вызвать в нас самих, как считает автор, некоторое смущение или даже замешательство, чувство неудачи или собственной неумелости. Публицист предупреждает читателей о том, что нельзя копить в себе эту чужую ненависть. Ее необходимо укротить лучом настоящей любви и всепрощения. Авторская позиция сформулирована очень четко: «…ненависть исцеляется любовью и только любовью». Я согласна с мнением И. Ильина. Не раз наблюдала в классе, как напряжение и злоба рассеивались, конфликт исчерпывался только от того, что кто-то из ребят удачно пошутил или спокойно и примиряющее призвал к любви и взаимопониманию. Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта»- один из самых наглядных примеров, доказывающих, что у ненависти один конец – смерть. И только любовь, луч которой укрощает даже диких зверей, спасает осиротевшие семьи Капулетти и Мантекки от нравственного падения. Так, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» человеком, который хотел всех примирить, всех понять и полюбить, был отец Аркадия Николай Петрович Кирсанов. Вся его жизнь в имении построена на взаимопонимании и любви, стремлении к миру и гармонии. Он не раз призывал своего брата, Павла Петровича, испытывающего сначала неприязнь, а затем и ненависть к Евгению Базарову, вслушаться в слова молодого вольнодумца, постараться понять его, а если не получится, то хотя бы простить. Таким образом, могу сделать вывод, что ненависть можно исцелить только любовью.
Проблемы людей
«Инвалид - не инвалид. Люди так не делятся…» «Инвалид - не инвалид… Люди так не делятся», - вот проблема, поднятая автором. С первых строк текста понятно, что Л. Улицкая очень сочувствует своему герою. Ей жалко мальчика Геню, отторгнутого ребятами во дворе и в школе из-за его нелепой фамилии, отсутствия отца, а главное – из-за инвалидности. Но как радуется автор тому, что мальчик смог наладить отношения со сверстниками, которые оценили талант Гени и, не обращая внимание на его физические недостатки, с радостью приняли его в свою компанию. Л. Улицкая считает, что люди не должны делиться по принципу «инвалид – не инвалид». Я полностью разделяю точку зрения автора, так как считаю, что инвалиды - такие же люди, как и все, сильные и слабые, талантливые и не очень, они также испытывают минуты падения и минуты торжества. Ярким примером сказанному является судьба Л.Бетховена. После тяжелой болезни он полностью потерял слух, но закончил «Третью Симфонию» и написал оперу «Фиделио», которая с небывалым успехом шла в лучших оперных театрах Вены, Берлина и Праги. В течение десяти лет Бетховен без устали создавал сонаты, реквиемы и оперы. Его слава в то время достигла небывалого масштаба. Никто не обращал внимания на его физический недостаток. Все восторгались и восторгаются талантом гениального композитора. И в наши дни инвалиды являются для нас примером мужества, стойкости. Вспомним четырехкратного паралимпийского чемпиона Ирека Зарипова. Несмотря на то что он в аварии потерял ноги, юноша смог закончить учебу, начал упорно тренироваться и достиг всемирного признания в таких сложных видах спорта, как лыжные гонки и биатлон. У И. Зарипова прекрасная семья, масса друзей, поклонников, и никого из них не смущает то, что мужчина –инвалид. Таким образом, могу сделать вывод, что мы не делимся на инвалидов и не инвалидов, так как все равны. Мы обязаны ценить человека по его внутренним качествам и способностям.
Как человеческая красота влияет на взаимоотношения между людьми? Как человеческая красота влияет на взаимоотношения между людьми - вот проблема, над которой рассуждает Л.В. Петрановская. Автор эссе, рассуждая о жизненном пути таких красавиц, как Клеопатра, Мэрилин Монро, принцесса Диана, делает вывод, что очень красивые люди, как правило, несчастны. Психолог находит и причины их бед: избалованность с детства, черствость, эгоизм, высокомерие. Все эти черты красавиц и красавцев, на ее взгляд, вызывают у окружающих нежелание связывать свою жизнь с ними, потому что эти люди не способны понимать другого человека. Позиция автора данного эссе ясна: красивый внешне человек очень часто не может найти свое место в жизни, в обществе, бывает несчастен, потому что эгоистичен, высокомерен, избалован.
Какие люди способны ставить перед собой высокие цели? Какие люди способны ставить перед собой высокие цели - вот вопрос, над которым размышляет Татьяна Толстая. В своем интервью она с сожалением пишет о том, что богатые люди не задумываются «о глобальных вещах». Их мысли только о себе,«зарабатывание денег» для них - самоцель, получение адреналина. Других интересов у них нет. Но среди богатых людей, отмечает автор, есть и такие, которым безразлично, «во что они одеты, какая у них жена».Для них важнее слава после смерти…
Крик – это проявление человеческой слабости Крик – это проявление человеческой слабости. Вот проблема, над которой рассуждает С. Львов. Автор с негодованием описывает жизненные ситуации, когда люди пытаются решить свои проблемы с помощью крика. Он рассказывает о матери, казалось бы, из благополучной семьи, которая воспитывает детей так, что «это слышно сквозь двери, окна, стены». Какие слова она бросает в адрес своих маленьких дочек: «Идиотка! Убью!». С. Львов использует яркое сравнение, когда говорит, что лай собаки, разбуженной этой мамашей, «звучит интеллигентнее этого крика». По мнению автора, бесконечно опасен крик в педагогическом коллективе. Говоря о работе тренера, «мастера своего дела», С. Львов подчеркивает его грубость и несдержанность. Публицист уверен: так работать с детьми и подростками нельзя. Крик, считает автор, - «маска профессиональной некомпетентности», признак усталости и слабости. Своим криком люди прикрывают неумение работать, «симулируют активную деятельность, которой на самом деле нет». Трудно не согласиться с автором. Ведь крик – это проявление человеческой слабости, признак духовной деградации кричащего человека. Вспомним, к примеру, рассказ А.П.Чехова «Ионыч», главный герой которого, замечательный врач, со временем утратил свои лучшие человеческие качества, забыл об этике врача. Он постоянно кричит на своих пациентов, грубит им, забыв о том, что обязан помогать больным. Градоначальник Угрюм-Бурчеев, герой романа «История одного города» М.Е Салтыкова-Щедрина, также является ярким примером грубости и несдержанности. По всем его владениям постоянно разносится ужасный крик градоначальника, заставляющий людей дрожать и беспрекословно выполнять его бессмысленные приказы. А чего еще ждать от этого «идиота», как характеризовал его автор? Но ведь мамаша, героиня текста С. Львова, в умственном плане нормальный человек… Таким образом, могу сделать вывод о том, что крик относится к одним из наших главных недостатков, обусловленных проявлением слабости, усталости, профессиональной некомпетентности. Крушение мечты Крушение мечты - вот проблема, над которой размышляет автор. И.А.Бунин, рассказывая о горбуне, которого впервые в жизни пригласили на любовное свидание, не скупится на краски, описывая состояние мужчины в ожидании чудесной встречи. Когда же этот миг настанет, в душе горбуна, да и, думаю, автора все оцепенеет, рухнет: навстречу несчастному будет идти горбунья! Авторскую позицию определить очень сложно: И.А.Бунин ни слова не говорит о том, что думает. Просто он перед словом "горбунья" ставит тире. Этот, казалось бы, бессловесный знак, на мой взгляд, вмещает все, что чувствует горбун: крушение мечты, низвержение идеала... Как я сочувствую несчастному горбуну и еще более - несчастной горбунье! Каково было ей увидеть на лице мужчины потрясение, разочарование и, возможно, презрение... Вот где, действительно, обрушились все мечты! Подобные чувства испытал горбун Кваземоду, герой романа В.Гюго "Собор Парижской Богоматери", когда его любовь отвергла прекрасная цыганка Эсмеральда. Все надежды на счастье рухнули в один миг! Не горбуньей, а красавицей была Надежда, героиня рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи". А какое крушение мечты испытала, "руки на себя наложить от обиды" хотела, когда Николай Алексеевич "очень бессердечно" ее бросил… Таким образом, могу сделать вывод, что крушение мечты может испытать каждый из нас, больной и здоровый, красивый и безобразный, бедный и богатый...
Можно ли общаться без крика? Почему люди в общении часто переходят на крик – вот проблема, над которой рассуждает Сергей Львов. Позиция автора, Сергея Львовича Львова, отчетливо видна в последних предложениях текста: «Крик – маска профессиональной некомпетентности, отсталости».
Как человек должен относиться к преступлениям, о которых он знает? Как человек должен относиться к преступлениям, о которых он знает, - вот вопрос, над которым размышляет Ф.А.Соколова. Автор рассказывает о воспитательнице детского дома, ставшей очевидцем бессовестного воровства завхозом этого учреждения. Все работники заведения, в том числе и завуч, знали о творящемся безобразии и молчали… Таким образом, они становились соучастниками. По мнению автора, “молчание - даже худшее зло, чем воровство”. Ф.И.Соколова уверена: поймай завхоз «хоть раз чей-нибудь укоряющий взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого не случилось». Доказательством этого является столкновение вора и молодой воспитательницы, которая обличила мужчину в краже.
|