Студопедия — ТЕМА 11 КАК ТЕРЯЕТСЯ НОВОСТЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 11 КАК ТЕРЯЕТСЯ НОВОСТЬ






 

Вопросы

1.Назовите фамилии ученых, заложивших основы современной теории массовой коммуникации.

2.Определите два подхода к исторической точке отсчета возникновения массовой коммуникации (МК).

3.Опрелеите понятия синхронической и диахронической коммуникации.

4.Трактовка МК профессором Ю.П.Буданцевым.

5.Основные цели МК по П.Лазарсфельду и Р.Мертону.

6.Как определил немецкий социолог Ю.Хабермас теорию познания?

 

 

ТЕМА 3

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Э.Багиров еще в 1978 г. опубликовал среди прочих схем прикладных моделей коммуникации тогда еще широко не известный у нас окончательно сформулированный Г.Лассауэллом вывод относительно акта коммуникации: кто сообщает, что именно, по каким каналам, кому и с каким эффектом. Эффект в схеме Г.Лассауэлла, в отличие от модели Шеннона-Уивера, предстает как конечная и главная цель коммуникации. Однако, как позже отмечали исследователи, передаваемые по каналам связи сообщения отнюдь не всегда приводят к ожидаемому результату.

Теоретики массовой коммуникации разрабатывали основы этой теории и развивали ее положения прежде всего с целью исследования того, каковыми могут быть направления и методы, условия и результаты воздействия определенных идей, стереотипов, мнений, образов на умы и души, мнения и политические взгляды людей, читателей и зрителей, потребляющих массовую информацию.

Не случайно широко развернулись подобные исследования в период массового распространения, и прежде всего - в США, радио- и телевизионного вещания. Одним из первых детальный ответ на этот вопрос дал уже цитировавшийся нами представитель Чикагской психологической школы Гарольд Лассауэлл. Его считают также основателем так называемого "количественного метода анализа содержания". Он напрямую связывал успех любого символа в соревновании с другими символами, во-первых, с частотой его употребления в формах, способных вызвать благоприятную реакцию, и во-вторых, с появлением его в такое время, когда у населения высоки возможности спокойного восприятия символа и приспособления к нему. Именно Лассауэлл стал рассматривать содержание материалов массовой коммуникации только в рамках политики. Для этого им были введены в научный оборот соответствующие понятия и определена единица измерения. Содержание рассматривается им с точки зрения наличия в сообщении следующих единиц:

· ряда политических ценностей (ими могут быть ценности, связанные с доходом, уважением, личной безопасностью и т.д.);

· совокупности "ключевых символов" для анализа политики в мировом масштабе (таких, как свобода, демократия, фашизм, коммунизм);

· описания методов, используемых для реализации политических ценностей (насилие, подкуп, переговоры, манипуляция символами);

· выражения степени приобщения к ценностям (принятие, отвержение, нейтральность).

Для подобных понятий Лассауэлл ввел общую единицу измерения - "символ", или "политический символ ". Первый определялся как технический термин для слов, которые фиксируют (символизируют) отношение субъектов коммуникации, а второй - как символ, функционирующий в практике осуществления самой власти.

Так как процесс коммуникации - это бесконечное множество различных символов, то Лассауэлл, опираясь на психологическую концепцию стимула и реакции, установил ряд границ. Содержание коммуникации, являющееся частью внешней Среды (то есть частью внешних стимулов) попадает, по Лассауэллу, в "рамку внимания". В ее границах уже можно оперировать с заключенными в нее символами. Так, к примеру, по символам заголовков газет, которые обязательно должны попадать в "рамку внимания" читателя, можно путем их количественного подсчета сделать вывод о всем содержании газет.

Далее он предложил анализировать содержание коммуникации уже не только путем измерения частоты символов, но и устанавливая для каждого подсчета определенные категории (нация, известные люди, союзники, враги, коммунисты в США, расовые отношения, деньги и т.д.). Анализ проводился также и исходя из так называемых стандартизированных категорий, например, "категории направления", с помощью которой выяснялось отношение автора текста к анализируемому символу (положительное, отрицательное, нейтральное и т.д.), или элементы текстов коммуникации (сцены в фильме, песни в радиопрограмме, фотографии в статье и т.д.). Им были также предложены такие направления анализа, как структурный анализ (взаимоотношение различных тем в коммуникативном действии), анализ кампании (взаимоотношение различных документов, использованных в коммуникативном действии). Все типы анализа содержания коммуникации имеют одну общую черту: в центре внимания стоит частота употребления определенных символов, тем, образов, образных представлений, стереотипов.

Выработка критериев отношения к определенным событиям и фактам, содержащихся в акте коммуникации - одна из наименее разработанных сторон анализа содержания. Это отношение проявляется как в вербальных знаках коммуникации (слово, словесный образ, словесная метафора, интонация высказывания), так и в визуальных (композиция кадра, крупность плана, ракурс, монтаж. П.А.Флоренский считал, что все в общении, коммуникации держится на словах-образах. М.Бахтин писал, что нужно бояться девальвации слова, девальвации слова-образа, девальвации образа в произведении. О значении в акте коммуникации знаков-символов, образов и образных представлений и других выразительных и изобразительных оценочных средств говорится во второй части названной выше книги Ю.П.Буданцева, в книгах Ю.Лотмана "Семиосфера", Р.Барта "Мифологии" и "Camera Lucida". Подробнее об этом будет говорится в лекциях темы III. "Движение личности от незнания к знанию (как к цели) совпадает с движением личности от стереотипных, "конечных" представлений о мире ко все более полному реалистическому образу бесконечной действительности" (Ю.Буданцев. В контексте жизни.М., 1979, с.135). Узнавая, человек открывает новое, или сравнивает с чем-то, что он в свое время знал и прочувствовал. Это тоже открытие, изобретение - через себя, но с помощью емкого и образного сравнения другого. Открытие запрятанных потенциальных смыслов - это бесконечный творческий процесс, это коммуникация во времени и пространстве, во время которой уничтожаются стереотипы и приближается красота истины. Профаническое становится сакральным.

Русские философы именно в этом смысле понимали коммуникацию: как приращение знания, а не усреднение и профанизацию его.

Главные провидческие идеи В.И.Вернадского - о возрастающей геологической роли человека и человечества, возрастающая роль науки как основной силы строительства ноосферы (разумной оболочки Земли). Ведь планета вступает в новую фазу своего развития, и человек разумный должен играть все более определяющую роль в этом процессе. Осознание того, что связь человека с природой настолько всеобъемлюща и глубока, что любое действие отражается на среде обитания, на ноосфере и биосфере - становится фактором, сдерживающим губительное воздействие на природу, на психику и сознание человека. Вся научная, культурная, информационная деятельность должна стать ноосферным действием - расширением научно-гуманистического сознания в мире.

А вот как формулирует основу своего мировоззрения священник и ученый П.А.Флоренский в работе "Автореферат": "Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос - начало эктропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству - смерти". (Флоренский П.А. Сочинения в 4-х тт. Т.1. М., 1994, с.39).

Вопросы

1. С точки зрения каких единиц и символов рассматривает содержание сообщения Г. Лассауэлл?

2. Как происходит процесс познания по Ю.П. Буданцеву?

ТЕМА 4

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРИРОДА КОММУНИКОЛОГИИ. ТЕМА ОБЩЕНИЯ И СО-ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТРУДАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ. ПОНЯТИЕ СОБОРНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ НА ИСТИННОСТЬ, ДОБРОЛЮБИЕ, КРАСОТУ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

В конце 80-х гг. прошлого века в США была опубликована "Международная энциклопедия коммуникаций" (инициаторы и редакторы издания Э.Барноу, Д.Гербнер, У.Шрамм и ряд других теоретиков в области СМИ, коммуникационных систем, а также исследователей в различных отраслях знания - философии, филологии, психологии, социологии культуры, политологии, образовательной технологии, эстетике, этнографии и др. - всего около 200 авторов. Этот обширный перечень уже сам по себе говорит о синтетичности теоретических основ новой науки - коммуникологии.

В программных, установочных статьях авторы объясняют причины ее интегративной природы. Они кроются в историко-культурной синкретичности самой социальной деятельности человека, основанной именно на пронизывающей и организующей эту деятельность коммуникации. Информационно-системные связи - это тот извечный механизм общественной сути человечества, без которого невозможно было бы ни создание, ни сохранение для потомков социально-культурных ценностей и традиций. "И нет ничего удивительного в том, - говорится в одной из основных статей "Международной энциклопедии коммуникации", - что изучение коммуникаций в той или иной форме всегда затрагивало глубинную сущность гуманизма. Философия, риторика, поэтика, гомилетика, лингвистика, семантика и семиотика - это только небольшая часть тех областей научного познания, которое имеет дело с коммуникационными аспектами". [Gerbner G., Shramm W. Communications, Studi of//International Encyclopedia of Communications. Vol.1. N.Y. Oxford, 1989, P. 358].

Формы и средства сообщений исторически менялись. На протяжении тысячелетий, затем столетий, и наконец, в наше время - десятилетий, происходило включение в обиход человечества нового инструментария передачи сообщений в пространстве и во времени. Сначала это был естественный язык племени, язык ритуальных и обрядовых танцев, наскальные рисунки и сакральные тексты на камне. Затем письменные тексты на более совершенных материальных носителях, наносимые вручную, а с изобретением печати - прогрессивнейшим по меркам средневековья механическим способом. Благодаря трудам и творчеству древних мыслителей и трибунов совершенствовалась риторика устной и письменной речи с целью усиления воздействия со=общения. Благодаря последнему прирастало знание, которое становилось со=знанием, овладевая с-мыслом (со-мыслием).

Здесь это - не игра словами. Мы продолжаем линию исследования познавательных процессов и становления нравственного и гуманистического сознания, проводимую русскими философами Е.Н. и С.Н. Трубецкими, П.А. Флоренским, Н.С. Лосским и другими. "Само слово сознание (con-scietia) означает некоторый сложный акт духа, в котором психическое переживание восполняется чем-то сознаваемым. Это что-то и есть сверхпсихический элемент сознания, его объективный с-мысл".(Е.Н.Трубецкой.Смысл жизни.//Русские философы. Антология. М., 1994, с.232). Общезначимый и сверхвременной смысл князь Е.Н.Трубецкой считал искомым всякого сознания, а истину - актом безусловного сознания.

Говоря о становлении религиозного сознания, П.А.Флоренский настоятельно указывал в реферате "Догматизм и догматика" на необходимость личностного переживания молитвы, которое само по себе неустойчиво и зыбко. Но оно формируется, фиксируется и делается устойчивым через понятие, его схематизирующее. "Непосредственное обращение с переживаниями заменяется оперирование над понятиями, и этим достигается та же выгода, что и при введении письма в области мысли или бумажных денег в экономической жизни. Переживания оказываются приведенными к одному знаменателю, делаются сравнимы между собою. Безудержное утекание прошлого задерживается, так что опыт копится и растет, богатится и разнообразится... В удовлетворении этой потребности - вся история науки и философии, как богословской, так и общекультурной". (П.А.Флоренский. Сочинения в 4-х тт. М., 1994, т.1, с.556-557).

П.А.Флоренский далее подводит нас к понятию "соборного разума", к надиндивидуальному коллективному сознанию, которое призвано помочь избавиться от односторонности и предвзятости определенных, пусть и авторитетных, но в корне догматичных, не "прочувствованных" личностно взглядов и позиций.

Итак, мы подошли к понятию соборности. Соборный разум - это центральное понятие гносеологии славянофилов, противопоставляемое ими западному "отвлеченному разуму". А.С.Хомяков определял его также как "волящий разум", "живознание", а И.В. Киреевский как "верующее мышление". Последний трактовал соборность как "средоточие умственных сил, где все отдельные деятельности духа сливаются в одно живое и высшее единство" (И.В.Киреевский. Соч. в 2-х тт. М., 1911. Т.1. С.201).

Начав лекцию с указания на фундаментальный труд американских исследователей, схематизировавших, сделавших своеобразной "географической картой" (выражение П.А.Флоренского) пространство человеческой коммуникации, тем не менее мы должны находить и определять на этой карте истинно свои, русские корни общения и нахождения истины. Сейчас вновь стали актуальными слова еще одного русского философа - С.Н. Булгакова, сказанные им в 1910 г.: "Нам приходится стоять перед лицом мощной западной культуры в полном ее расцвете, нам необходимо, кроме того, учиться у нее, известным образом усвоять ее... Перед нами опять стоит антиномия славянофильства и западничества, в новой, лишь ее постановке. Тогда, как и теперь западничество, т.е. духовная капитуляция перед культурно сильнейшим, остается линией наименьшего сопротивления, и стремление к культурной самобытности, конечно, на основе творческого усвоения мировой культуры и приобщения к ней, тогда, как и теперь, может утверждаться лишь подвигом веры, казаться некоторым дерзанием". (С.Н.Булгаков. Героизм и подвижничество. М., 1992, с. 52-53.

Мы и далее будем стараться соединять в лекциях все самое ценное, на наш взгляд, в позициях и подходах к проблемам культурного взаимодействия и массовых коммуникаций, делая, однако, посильные акценты на самобытности русского понимания поисков истины и смысла жизни посредством МК, на оригинальных решениях вопросов ее теории.

Самое основное отличие смысла коммуникации, как его понимали русские философы, от европейских и американских воззрений, состоит в необходимости все время выверять коммуникацию такими ценностями, как добролюбие, красота и любовь в отношениях между людьми, вера в справедливость и торжество истины.

Вопросы

1. В чем причины интеграционной природы коммуникологии?

2. Как понимали П.Флоренский и А.Хомяков "соборный разум"?

3. Назовите основных идеологов славянофилов.

 

ТЕМА 5
КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ УЧЕНИЙ О МАССАХ И ПСИХОЛОГИИ МАСС. МАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ (Г.ЛЕБОН, Г.ТАРД И ДР.) ВЗГЛЯДЫ НА МАССЫ. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ О МАССАХ И ИХ МЕСТЕ В КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ УЧЕНЫМИ СЕРЕДИНЫ И КОНЦА XX ВЕКА (А.МОЛЕМ, Т.АДОРНО, Т.ХОРКХАЙМЕРОМ, С.МОСКОВИЧИ, Ю.ХАБЕРМАСОМ)

Когда мы давали понятие коммуникации, мы не касались качественных, оттеночных сторон ее, связанных с определением "массовая". В трудах о массовой коммуникации априорно сложилось такое положение, когда вроде и вопросом задаваться не стоит - о какой именно массовости идет речь: и так все ясно. Однако в контексте наших размышлений о коммуникации как общении по выявлению истины, смыслов жизне- и мироустойства, необходимо конкретизировать значение и историко-социологические корни понятий "масса (ы)", "массовая (ое)".

В переводе с латинского слово не означает ничего более, нежели "ком", "кусок". Как наполнилось оно своими социальными содержаниями? Прежде всего, надо отметить, что К.Маркс, В.И.Ленин, философы и социологи-марксисты понятие масса (ы) употребляли в двух случаях.

Во-первых, в своем абстрактном значении, и тогда оно само по себе не становилось атрибутом социологического тезауруса, а было синонимом слова "слои" ("трудящиеся массы", "народные массы", "беднейшая масса" и т.д.). Уже в полемике с младогегельянцами, которые считали массу враждебной истине и прогрессу, К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что именно массы творят историю в соответствии со степенью собственной зрелости.

Во-вторых, под массой подразумевалась наиболее передовая и сознательная часть общества, прежде всего пролетариат, к которому в результате революционной пропаганды должна непременно присоединиться и другая часть - "низшие классы", "городская и деревенская беднота, живущая в условиях мелкобуржуазного существования", "обыватели из их медвежьих углов" (выражения В.И.Ленина из разных его работ, в основном - посвященных полемике с народниками). В работе "От какого наследства мы отказываемся?" В.И.Ленин цитирует по-немецки К.Маркса из "Святого семейства": "Вместе с основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом которой оно является". (В.И.Ленин. Избранные сочинения в 10 т. Издание второе. М.. 1990. Т.1, с.399).

У Карла Поппера мы нашли объяснение такого уверенного, если не сказать - самоуверенного и безапелляционного взгляда ученых-марксистов. Объяснение носит лингвистический оттенок. Он пишет о некоторых марксистских терминах, обычно переводимых словами "class-conscious" ("классово-сознательный") и "class- consciousness" ("классовое сознание"). Эти термины обозначают результат процесса, посредством которого люди осознают свою классовую ситуацию. Будучи классово-сознательными, они знают не только свое место, но также и свой истинный классовый интерес. К.Поппер вместе с тем отмечает, что кроме этого значения слово, используемое К.Марксом, имеет и другое значение, которое обычно утрачивается при переводе. Буквальный перевод - это "self- conscious" ("самосознательный"), однако даже в обыденном языке это слово имеет, скорее, значение "осознавать собственную ценность и силу ", т.е. быть полностью уверенным в себе, уверенным и гордым своим классом, верящим в его историческую миссию. Именно поэтому Маркс и марксисты применяют его почти исключительно к рабочим, и очень редко к буржуазии. Каким же образом рабочий знает, что все это осуществится? "Поскольку он классово-сознателен, он должен быть марксистом. Сама марксистская теория и ее научное пророчество пришествия социализма есть неотделимая часть исторического процесса, в ходе которого классовая ситуация "проникает в сознание", утверждая себя в умах рабочих". (К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992, т.II, с. 136).

В "Кратком философском словаре" (Политиздат, 1940 г.) в статье "Личность и история" приводятся слова И.Сталина о понимании массы марсксистским учением: "Краеугольный камень марксизма - масса, освобождение которой, по его мнению, является главным условием освобождения личности, т.е., по мнению марксизма, освобождение личности невозможно до тех пор, пока не освободится масса, ввиду чего его лозунг:"Все для массы" (Сталин)".

Вот такое значение вкладывала в понятие "массы" марксистская наука. Отсюда шел и однозначный, классовый смысл понятий "массовая информация" и, с конца 60-х гг., "массовая коммуникация", которое идеологи СССР позаимствовали на Западе, но вложили свое классовое содержание (об этом пойдет речь в одной из последующих лекций). Отсюда проистекала и борьба с буржуазными концепциями массовой информации и коммуникации, и трактовка в словарях, например у С.И.Ожегова, социального смысла слова "массы" - "широкие, трудящиеся круги населения, народ". В качестве примера дается фраза "оторваться от масс - утратить связь с народом".

А как развивались немарксистские взгляды на понятие "массы", "массовое (ая)"?

Надо сказать, что здесь тоже абсолютизируется содержательное наполнение слова "массы", "массовость", но уже не в конкретную, а абстрактную сторону. Массы - это большое количество различных индивидуальностей, слоев, групп, кругов и т.д., возникших с упадком феодализма, крушением относительно гомогенной, однородной общности крестьян и ремесленников в связи с развитием промышленности, расширением экономических связей, городского уклада жизни, миграции сельского населения, научно-техническим прогрессом. Для обозначения ряда специфических черт современного общества употребляется понятие "массовое общество" (mass society), которое связывается с "индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и "массовой культуры" (Философский энциклопедический словарь", М., 1983, с.349).

Эта вторая концепция - концепция не классового, а массового общества - была представлена на протяжении трех последних столетий несколькими последовательными эскизами, сделанными, как образно говорит С.Московичи "с оригинала, родившегося в недрах психологии толп". (С.Московичи. Век толп. М., 1998, с.49). Среди предшественников он называет французских социологов Тэна и Токвиля. Последний использовал идею массового общества для характеристики буржуазного общества с точки зрения соотношения в нем свободы и равенства. Возвышение буржуазного государства в процессе реформ во имя равенства приводят к установлению контроля государства над всеми сферами общественной жизни и удушению свободы. С конца XIX в. идеи массового общества получают развитие в элитарной критике так называемого "омассовления" и деспотизма масс (Ф.Ницше, А.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, Н.Бердяев).

В рамках нашей массово-коммуникативной тематики интересно привести высказывание и английского философа Г.Спенсера (1820-1903). Он рассматривал общество (в духе своего времени) как растущий социальный организм (агрегат), по физиологическому разделению труда одинаковый с индивидуальным организмом. Однако если в последнем единицы его составляющие тесно соединены между собой, то в первом (обществе) они свободны, могут не соприкасаться друг с другом, так как более или менее широко рассеяны. "Социальный агрегат, хоть и не конкретный, а дискретный, все-таки становится живым целым при помощи эмоционального и интеллектуального языка " (курсив наш - В.Б.). Г.Спенсер подчеркивает и основное различие двух организмов - индивидуального и социального. У первого сознание сконцентрировано в его небольшой части, у второго - оно распространено по всему агрегату. Все единицы его обладают приблизительно равной способностью ощущать счастье и несчастье. Так как гармонии между частями организма уже не существует, то его благосостояние, рассматриваемого отдельно от благосостояния единицы, уже не может сделаться целью, к которой она должна стремиться. (Г.Спенсер. Синтетическая философия. Киев, 1997, с.288).

По сути, Г.Спенсер дает одно из первых определений массовой коммуникации, называя ее эмоциональным и интеллектуальным языком для формирования общества как живого целого, для создания, как он выражается, "социального сенсориума ума". Прекрасное выражение, образно вбирающее в себя и очувствленный ум, и разумное чувство! Повторим его еще раз: социальный сенсориум ума.. Оно как нельзя лучше характеризует то "живое единство" общества, о необходимости создания которого в России писали век спустя ее выдающиеся мыслители П.А.Флоренский, И.А.Ильин и другие, понимая под ним соборность, и которое официальная идеология тщетно создавала путем массового внедрения в единицы ("единица - ноль!") голой сознательности. Как писал Н.А.Бердяев, равенство - зло, когда во имя его убиваются качества и отвергается величие индивидуальности. По его словам, последовательная метафизика демократизма глубоко враждебна всякому призванию и всякому величию. Это плоскостная метафизика, боящаяся всего горного и возвышающегося. Для нее власть в мире должна принадлежать механике количеств, не высокоиндивидуальному, а средне-общему. Марксизм утверждает общественность враждующих, разъединенных, распавшихся атомов. Индивидуалистическая отчужденность и разъединенность лежит в основе всякой "политики", всякой "общественности" нашей эпохи. Современный социологизм глубоко противоположен всякой соборности в религиозном смысле этого слова. (Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994, т. 1, с. 271, 258).

Философ противопоставлял такой отчужденности универсализм творческой индивидуальности, так как всякий микрокосмический творческий акт имеет универсальное, космическое значение. Всякий творческий акт имеет универсальное космическое значение, он освобождает от мертвенной власти низших, материализованных иерархий, расковывает бытие. "В своей свободе и своем творчестве личность не может быть оторвана и отъединена от космоса, от вселенского бытия" (там же, с. 160). Однако он предупреждал об опасности сектанства, неправда и неправота которого - в оторванности от космоса, в неприятии универсальной ответственности всякого за всех и за все. Всякая секта хочет спастись сама, она не хочет спасаться с миром.

Эти рассуждения мы привели ввиду чрезвычайной актуальности их в нынешней социально-политической реальности. Один лишь только пример: много говоря о своем свободном вдохновенном творчестве, работники бывшего (до апреля 2001 г.) НТВ не распространялись о том, что куда сильнее творчества их связывала и спаивала как раз "мертвенная власть низших материализованных иерархий " - деньги и стоящие за ними руководители канала. В последовавших во время раскола коллектива письмах и выступлениях ряда сотрудников звучали мысли и о "партии НТВ", и о "секте НТВ", об авторитарной системе руководства каналом (навязывании мнения, скрытом шантаже молодых, зависимых сотрудников).

Так же, как и в производящих коммуникативные действия структурах, общая масса воспринимающих эти действия, или провоцирующая, совершающая их людей также может быть неоднородна. Здесь отдельные индивидуальности, "атомы" общества под влиянием ряда причин могут объединяться в долговременные движения и партии, импульсивно-случайные группы, секты, другие образования. Причем ряд русских и западно-европейских ученых начала XX века, исходя из общего принципа человеческой деятельности "творчество-потребление-подражание", выделяли в общей массе общества такие его сегменты как "творцы" и "публика".

Уже была кратко обозначена позиция Н.Бердяева. Французские социологи Г.Лебон и Г.Тард тоже видели кардинальные изменения в обществе не в пролетаризации человека или в обобществлении экономики, а в массификации (С.Московичи), то есть в смешении и стирании социальных групп. Г.Лебон дал развернутое описание феномена толпы и способов воздействия на нее, а Г.Тард продолжил анализ массовых процессов, в которых важнейшими считал такие направления, как распространение идей, формирование общественного мнения и непосредственное общение. Он выделил также два процесса - изобретение и подражание, благодаря чередованию которых происходит любая эволюция. Творческое изобретение - важнейший фактор исторического прогресса, но в массовом поведении определяющим является закон подражания.

В развитие теории Лебона, Г.Тард подчеркивает, что в основе любого воздействия на массу лежат ее бессознательные представления, поэтому влияние на толпу при использовании ряда приемов может обладать гипнотическим эффектом и необходимым для воздействующих групп результатом.

В своей концепции Г.Тард пошел и дальше своего предшественника. Если тот говорил лишь о "рассеянной толпе", то Тард выделил в ней новое социальное образование - публику, взяв за основу в качестве критерия способ воздействия на массу (опосредованный - непосредственный). Публика, таким образом, является социальной группой, объединенной общим источником информации. Тард на полвека ранее М.Маклюэна высказал мысль о зависимости каждого типа социального сообщества от типа коммуникации. В свою схему распространения идей в акте коммуникации он включил три основных закона: повторяемости, противоположения и приспособления. По первому закону идеи распространяются в геометрической прогрессии, когда каждая новая истина, присовокупленная к агрегату истин, знаний или положений - это не просто сложение, а скорее умножение. Второй закон - противоположения характеризуется как стремление идей распространяться от одного индивида к другим в результате их наложения на уже существующие. Закон приспособления - это использование появившегося изобретения, подражание ему. Возникает часто своеобразная конкуренция идей, индивид сталкивается с проблемой выбора "лучей подражания". Эти лучи бывают или причиной нового изобретения, или причиной внутренней борьбы в человеке, воспроизводящейся в миллионах экземпляров в каждый момент жизни народа, что является фактором, обеспечивающим исторический прогресс. (Г.Тард. Социальные законы. С-Пб, 1901, с. 43-53).

В результате такой борьбы в обществе могут распространяться оппозиционные идеи. Поэтому Тард задается вопросом "что хуже для общества, - быть разделенным на партии, секты, борющиеся за противоположные системы и учения, или же состоять из индивидов, находящихся в мире друг с другом, но в постоянной внутренней борьбе с собственным Я "? Называя себя "мечтателем о вечном мире" философ пишет, что всякая борьба стремится закончиться, но ее действие благотворно, так как происходит "расширение социального поля", происходит прогресс в науке и культуре. К этому приводят три великие силы, последовательно выработанные вековыми спорами: религия, юриспруденция, наука. Переход дискуссий и споров из области частной жизни на страницы прессы Г.Тард считает показателем цивилизованности общества. Акт коммуникации он называет "интермозговым отношением умов". Такая модель взаимного отражения позволяет понять "единение умов, которое, будучи организовано раз и увековечено традицией, подражанием предкам, производит на индивида давление часто тираническое, а еще чаще полезное (там же, с. 35)".

После 2-ой мировой войны в западной социологии с новой силой развертывается критика различных сторон буржуазного массового общества (Э.Фромм, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе и др.). Представители Франкфуртской школы Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер опубликовали в 1944 г. в США книгу "Диалектика просвещения", через восприятие которой сформировалась современная социология средств массовой коммуникации. Выясняя причины провала Марксовой теории социальных революций, они ввели в научный оборот понятие " индустрия культуры". Этот феномен помог господствующему классу ассимилировать рабочий класс путем массового насаждения различными способами и направлениями своей идеологии. Авторы книги обнаружили типологическую общность массы как пассивного и вполне лояльного продукта социально-политического строя "позднего капитализма" (М:Хоркхаймер Т. Адорно. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-С-Пб, 1997).

Эта и подобные ей работы абсолютизировали социальное отчуждение и отрицали существование сил, способных разрушить сами основы массовости. В противовес им ряд социологов (например Д.Белл) пытались найти смягчающие, позитивные моменты в деятельности массового общества, в частности подчеркивали роль массовой коммуникации в становлении социально-экономической и политической однородности различных слоев населения, роль первичных и промежуточных социальных групп. В этих своих попытках найти позитивные стороны массовизации они доходили и доходят подчас до прямой апологетики современной буржуазной действительности.

Вопросы

1. Как трактовали понятия "масса" "народные массы" в марксистской теории?

Что такое "массовое общество"?

2. Что делает массу живой и целой по мнению английского социолога Г.Спенсера?

3. Как определял Г.Спенсер коммуникацию?

4. Что писал Н.Бердяев о равенстве?

Что противопоставлял Н.Бердяев равенству?

5. Приведите пример из лекции о навязывании каналом МК своего мнения аудитории.

6. Что лежит в основе воздействия на массу по Г.Тарду?

7. + М:Хоркхаймер Т. Адорно.

ТЕМА 6

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ: РЕАЛЬНОСТЬ-ОБЩЕСТВО, ОТПРАВИТЕЛЬ-КОММУНИКАТОР, СООБЩЕНИЕ-ТЕКСТ, КАНАЛ-СРЕДСТВО, ПОЛУЧАТЕЛЬ-МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО, ЭФФЕКТ-ЦЕЛЬ. ВОЗМОЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ СИСТЕМЫ И ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОДСИСТЕМ В СВЯЗИ С УСЛОЖНЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ГЕОГРАФЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И СВЯЗЕЙ

В предыдущих лекциях были рассмотрены методологические позиции и основания изучения массовой коммуникации, уточнены основные понятия, определены взгляды известных теоретиков МК и СМИ, а главное - нащупан основной стержень-идея, на котором, как видится, должна держаться теория массовой коммуникации (коммуникация как со-общение культурных опытов человечества). Это позволяет перейти к теме, с которой обычно начинаются аналогичные курсы и рассмотреть, из чего складывается коммуникативный процесс. Полагаем, что концептуальность подходов к этой проблематике была исчерпана у нас в стране уже в начале 80-х годов, а за рубежом и намного ранее. Несмотря на это, основные положения и выводы отнюдь нельзя считать аксиомами и ссылки на них в лекции будут по мере необходимости актуализироваться или сопровождаться собственными комментариями.

Начнем снова с Аристотеля, с его одной из первых попыток, как мы сейчас говорим - моделирования коммуникативных процессов. В своей Риторике он начинает описание структуры публичной речи (а это ведь предтеча массовой коммуникации) со следующего утверждения: Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя).

Современные теоретики МК от этого высказывания сразу же переходят к теории информации, системности, как ее трактует теория управления. Но надо сказать, что структурой публичной речи, применительно к педагогике, занимался выдающийся мыслитель ХVII в. Ян Амос Коменский. Вот что он, в частности, писал: Мудрость, внутренний жар ума, проявляется внешне определенными знаками речи... Чтобы речь не была вещью преходящей, но постоянной, она выражается нарисованными значками, и таким образом возникают книги. Если книги прочитаны и поняты, они в свою очередь запечатлевают мудрость в умы. Под влиянием механистических взглядов своего времени Я.Коменский весь процесс распространения знания и овладения им называл живой типографией. Эти гуманитарные взгляды (а также ряд других, здесь не упомянутых), разрабатывавшиеся на интуитивном уровне, предвосхитили в середине нашего века данные таких точных наук, как кибернетика и теория информации, основоположниками которых являлись Н.Винер, К.Э.Шеннон, У.Р.Эшби. Но научно-гуманитарный подход также продолжал развиваться - в работах ученого-лингвиста Р.Я.Якобсона, ученого-антрополога К. Леви-Строса и др. Как мы видели, ряд высказываний русских философов также напрямую выходит на проблемы распространения информации, познания мира посредством коммуникации. Создатели современной теории коммуникации В.Шрамм, Г.Иннис, другие исследователи, занимающиеся изучением массовых информационных процессов, исходят из того, что они являются в ХХ веке основным фактором в понимании социального и культурного развития, а некоторые, как например, Р.Уильямс и цитировавшийся в предыдущих лекциях Ю.Хабермас полагают, что любая теория коммуникации есть теория общества.

Для уяснения структуры коммуникативного процесса назовем основные элементы коммуникативного действия в трактовке одного из создателей теории МК В.Шрамма и в обоб







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 191. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия